Формы организационных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 01:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы:
изучить формы организационных структур их преимущества и недостатки;
проанализировать принципы построения управленческих структур с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

Содержание

Содержание.
Введение . __________________________________________________3
1. Сущность организации, её признаки и виды. __________________________4
1.1. Понятие и признаки организации . _____________________________4
1.2. Основные виды и организаций. ______________________________7
2. Формы организационных структур, этапы их формирования. ___________10
2.1. Формы организационных структур, их недостатки и преимущества в управлении.________________________________________________________10
2.2. Процессы формирования и методы проектирования организационных структур. _________________________________________________________17
3. Организационная структура ОАО «Свiтанак», её преимущества и недостатки.________________________________________________________23
Заключение . ________________________________________________35
Список литературы. _________________________________________37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ОРГ.ПОВЕДННИЮ!!!!!.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

Рис.4. Матричная  ОСУ 

     Матричные организационные структуры управления (рис. 4) отличаются от остальных классических ОСУ тем, что они относятся к поли-административным структурам. На предприятии с матричной ОСУ работа постоянно ведется по нескольким направлениям одновременно. Примером матричной организационной структуры является проектная организация, функционирующая следующим образом: при запуске новой программы назначается Ответственный руководитель, который ведет ее от начала и до конца. Из специализированных подразделений ему для работы выделяют необходимых сотрудников, которые по завершении реализации возложенных на них задач возвращаются обратно в свои структурные подразделения.

     Матричная организационная структура состоит  из основных базисных структур типа "круг". Такие структуры редко носят постоянный характер, а в основном образуются в рамках предприятия для быстрого внедрения нескольких новшеств одновременно. Они так же, как и все предыдущие структуры имеют свои плюсы и минусы:

     Основные  недостатки такой структуры: 1) усложнение организационных взаимоотношений; 2) многопоточность информационных взаимосвязей; 3) многоуровневое подчинение исполнителей.

     Преимущества:  повышение ответственности исполнителей; усиление функций руководителей; быстрота реагирования на изменение внешней и внутренней среды организации.

     Превалирующая область использования: специализированные научные организации; крупные научно-производственные комплексы; многопрофильные предприятия; как элемент организационной структуры крупного промышленного предприятия.

     На  основе всего вышесказанного можно  сделать вывод о том, что наиболее эффективными и перспективными являются организационные структуры управления, построенные по дивизионному и матричному типам, так как только они способны адекватно и оперативно реагировать на изменения, происходящие не только внутри предприятия, но и во внешней среде.

         2.2. Процессы формирования и методы проектирования организационных структур

      Процесс формирования организационной структуры включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и место подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

      Весь  этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:

  1. Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углублённое проектирование, как организационной структуры, так и др. важнейших аспектов системы (способность переработки информации).
  2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно – целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются самостоятельные структурные единицы (отделы, бюро, управления, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно – целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.
  3. Регламентация организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает:  определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; расчёты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектированной организационной структуры.

     Когда требуется взаимодействие многих звеньев  и уровней управления, разрабатываются  специфические документы, которые называются – органиграммами.

     Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Построение органиграммамы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разработку и принятие управленческих решений.

     Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценки и принятия к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

     Существуют  взаимодополняющие методы:

  • Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

     Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих  подходах. Первый из них заключается  в выявлении для каждого типа производственно- хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

  • Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщение и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами.

        К экспертным методам следует отнести также разработку и применения научных принципов формирования организационных структур управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации). Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других.

     Особое  место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации. Этому предшествует разработка вариантов организационных решений, направленных на устранение выявленных организационных проблем, отвечающих научным принципам и передовому опыту организации управления, а также требуемому уровню количественно-качественных критериев оценки эффективности организационных структур.

  • Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную формулировки. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:
  1. Разработка системы (дерева) целей, представляющей собой структурную основу для увязки всех видов организационной деятельности исходя из конечных результатов;
  1. Экспертный анализ предлагаемых вариантов организационной структуры с точки зрения организационной обеспеченности достижения каждой из целей, соблюдения принципа однородности целей, устанавливаемых каждому подразделению, определения отношений руководства, подчинения, кооперации подразделений исходя из взаимосвязей их целей и т.п.;
  2. Составление карт прав и ответственности за достижение целей для отдельных подразделений, так и по комплексным межфункциональным видам деятельности, где регламентируется сфера ответственности (продукция, ресурсы, рабочая сила, информация, производственные и управленческие ресурсы); конкретные результаты, за достижения которые устанавливается ответственность; права, которыми наделяется для достижения результатов (согласовать, подтверждать, контролировать).
  • Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:
  • математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем математических уравнений и неравенств;
  • графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие табличные и графические отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения, «проигрывать» варианты распределение прав и ответственности между разными уровнями руководства и т.п. Примерами могут служить «метасхемные» описания материальных, информационных, денежных потоков совместно с управленческими действиями.
  • натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относиться организационные эксперименты – заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты – искусственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения; управленческие игры – действия практических работников;
  • математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Они построены на основе сбора, анализа и обработки эмпирических данных об организациях, функционирующих в сопоставимых условиях.

     Процесс проектирования организационной структуры  управления должен быть основан на совместном использовании охарактеризованных выше методов. Выбор метода решения той или иной организационной проблемы зависит то её характера, а также возможностей для проведения соответствующего исследования. 
 
 
 

  1. Организационная структура ОАО «Свiтанак» её преимущества и недостатки

     Открытое акционерное общество «Світанак» является в Жодино единственным крупным предприятием легкой промышленности. Оно было построено в дополнение к машиностроительному комплексу города с целью создания женских рабочих мест и введено в эксплуатацию в декабре 1975г., как швейно-трикотажная фабрика - филиал Минского ПТО «Прогресс».

    В 1995г. руководство и коллектив  предприятия приняли решение  акционироваться и стать хозяевами  фабрики. После акционирования ОАО  «Світанак» получило относительную  самостоятельность в хозяйственной деятельности, определении количества выпускаемой продукции, способе ее реализации, в использовании прибыли. Предприятие пересмотрело свою производственную политику, сконцентрировало силы на структурных изменениях в руководстве предприятием, подготовке ассортимента, усилении службы маркетинга, активизации сбыта продукции. Необходимым условием увеличения выпуска продукции, пополнения ассортимента, улучшения ее качества является постоянное обновление технической базы. Техническое перевооружение производства началось с 1996 года. Его основой стала программа энергосбережения, в рамках которой в 1997 году была введена в строй котельная для производства промышленного пара и тепла. Это позволило на четверть снизить энергоемкость продукции.

    В настоящее время ОАО «Світанок» является одним из известных предприятий Республики Беларусь, работающих на внутренний и внешний рынок. Производится продукция бельевого и верхнего трикотажа в полном ассортименте.

        Предприятие имеет в своем составе вязальный, красильный, подготовительно-закройный и швейный цеха, в которых работают более 2 тысяч работников. Ассортимент изделий постоянно обновляется: внедряются новые модели, артикулы трикотажных полотен, разрабатываются колориты для набивных рисунков, новые рецептуры для крашения. Ежемесячно выпускается около 500 моделей одежды. Все коллекции одежды от «Свiтанка» — результат кропотливой работы дизайнерского центра предприятия. Наши модельеры — молодые, талантливые, неординарные люди, которые постоянно находятся в творческом поиске, разрабатывают и внедряют в производство новые модели одежды.

Информация о работе Формы организационных структур