Формы подготовки консультантов в РФ и мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

В России все меньше консультантов-самоучек, тех талантливо-рискованных людей с любым исходным образованием, кто решил для себя: вот есть немереный, неразбуженный спрос, где нужны идеи и характеры. Попробовал раз, другой, где-то получилось, где-то нет, нащупал некоторые нити, набрел на некоторый опыт, стоящий распространения, что-то придумал, испытал, поставил на продажу.
Многие консультанты учились сами, начиная с нуля, без всякой подготовки.
Другие самоучки имели хорошее академическое образование, научные достижения. Они попробовали применить свои теоретические разработки, исследования, знания к практике руководителей бизнес-организаций или госучреждений. Ученые пошли в поле. Однако как оказалось исходные академические ресурсы нередко в поле оказывались ниже нуля.

Работа содержит 1 файл

эссе.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

В России все меньше консультантов-самоучек, тех талантливо-рискованных людей с любым исходным образованием, кто решил для себя: вот есть немереный, неразбуженный спрос, где нужны идеи и характеры. Попробовал раз, другой,  где-то получилось, где-то нет, нащупал некоторые нити, набрел на некоторый опыт, стоящий распространения, что-то придумал, испытал, поставил на продажу.

Многие  консультанты учились сами, начиная с нуля, без всякой подготовки.

Другие  самоучки имели хорошее академическое  образование, научные достижения. Они попробовали применить свои теоретические разработки, исследования, знания к практике руководителей бизнес-организаций или госучреждений. Ученые пошли в поле. Однако как оказалось исходные академические ресурсы нередко в поле оказывались ниже нуля.

Теперь  главное: больше всего консультанты учатся у своих клиентов! Успешный консультант согласится с тем, что большая часть его успеха дарована клиентурой - инициативными, творческими руководителями, особенно же - очень требовательными к консультанту руководителями. Теми, кто загоняет в угол своими вопросами: "А зачем мне это нужно? Какую мою проблему вы решаете? Что вы умеете такого, чего не умею я? Что именно вы мне продаете?" И если он добивался внятного ответа на эти вопросы, то сильно продвигал нас.

Вслед за развивающим клиентом самый эффективный  и самый, может быть, распространенный способ подготовки консультантов -это взаимообучение. То есть один консультант работает в команде другого консультанта и знакомится с методом, манерой поведения в работе с клиентом и т. д.

А другой вариант самообучения, когда кто-то из консультантов объявляет авторский  семинар. Как правило, он продолжается неделю-две и дорого стоит. Консультанты полностью передают свои методы с описанием конкретных случаев, может быть, с демонстрацией видеоматериалов.

Наконец, есть специальные курсы консультантов. Они обычно организуются для взаимообмена ассоциациями консультантов. Это бывают мастер-классы, семинары, а иногда и систематические курсы, которые выдают документ, удостоверяющий квалификацию консультанта по преподаваемым предметам или методикам. И наиболее развитый тип взаимообучения — это школа консультантов, где систематически по целостной программе проходит подготовка и затем определение квалификации консультанта. В хорошем варианте школа консультантов функционирует в городе Утрехте в Голландии. Там абсолютный минимум штатных преподавателей, а остальные — это приглашенные консультанты. Подавляющее большинство слушателей на таких семинарах, мастер-классах, школах, курсах - это люди, уже имеющие опыт управленческого консультирования. Они приходят за дополнительным методическим подкреплением, чтобы иметь обширный запас методов на разные случаи жизни.

Есть  еще один способ подготовки консультантов. Он нигде не имеет успеха и является сугубо мотивирующим, т. е. не дает квалификации, а только предоставляет возможность участнику такого обучения сориентироваться, годится ему эта профессия или нет, в каком качестве он мог бы в нее вступить, в каком варианте консультирования принять участие. Это большей частью включение дополнительного спецкурса по управленческому консультированию в программу МВА, т. е. второго высшего образования или иногда профессиональной переподготовки.

Во всем мире многие преподаватели вузов  стремятся быть консультантами и аттестуют себя как консультанты. Во-первых, потому что это хороший способ получить практический иллюстративный материал для включения в учебный процесс. Надо иметь в виду, что за рубежом с преподавателями очень редко заключают пожизненные контракты. Каждый раз профессор должен доказывать, что студенты достаточно интересуются его курсом. Во-вторых, это существенно повышает статус преподавателя, имеющего опыт практического применения теории, которую он преподает. Наконец, это немалый, часто гораздо более высокий заработок, чем на кафедре.

Но есть еще одно существенное обстоятельство. В престижных бизнес-школах вряд ли человеку, не имеющему опыта практического  консультирования, дадут возможность преподавать. Есть некий критерий квалификации самого преподавателя, поэтому вузовские преподаватели стремятся к консультированию.

Существует  одно препятствие, которое им крайне трудно преодолевать при этом. Новичку  в консультировании, в т. ч. вузовскому преподавателю, необходимо приобрести умение работать с неопределенностью. Есть категорическое различие в отношении к неопределенности, которое является универсальным состоянием консультанта в организации клиента. Для новичка, для теоретика, пришедшего в консалтинг, неопределенность есть проклятие, ненормальность, препятствие. И он в ситуации поиска заказа или в его обсуждении обычно занимает по отношению к клиенту вопросительную или Даже требовательную позицию: "Скажите, чем я могу вам помочь, какая ваша проблема, в чем ваш заказ?" А за глаза обычно характеризует клиента как руководителя, который сам не знает, чего хочет.

Обратная  позиция у профессионального  консультанта. Для него такого рода неопределенность есть серьезный шанс, источник радости и даже можно сказать профессиональное лакомство. Потому что незнание клиентом ответа на вопрос, чего он хочет, его некоторая растерянность перед ситуацией, неспособность сформулировать определенный точный заказ дает профессиональному консультанту шанс структурировать эту неопределенность по-своему. Ему не нужно преодолевать какие-то предрассудки, иллюзии, заблуждения, часто ложное представление клиента насчет его проблем, тем более если эти предрассудки, иллюзии уже устоялись. Напротив, консультант в этой ситуации может своими методами помочь клиенту и вместе с ним грамотно, более обоснованно структурировать эту неопределенность так, что они вместе с клиентом приходят к формулированию заказа.

В школе консультантов  обычно непрерывно обучают работе с неопределенностью, по самым разным поводам. На этот счет есть специальные приемы и методы. Но это действительно очень серьезная проблема.

Еще одна очень значимая проблема подготовки консультантов - их методологическое, даже можно сказать идеологическое самоопределение, если иметь в виду профессиональную идеологию. Дело в том, что консультационные методы очень сильно привязаны к личности консультанта, к его индивидуальности, И разобраться в том, где именно твоя индивидуальность совпадает с соответствующей методологией, подходом, набором методов, технологий, будет получаться лучше, - это очень серьезная задача, которую каждый, кто хочет заниматься консалтингом, должен медленно и осторожно для себя решать. Однако не утверждается, что это решение будет окончательным. Его можно пересмотреть по мере накопления опыта. Например, если консультант решил что у него не получится вести групповую работу или проводить диагностическое интервью, потому что он интроверт, сдержан в общении или его почему-то не воспринимают в этом качестве мои клиенты. А потом случай, ситуация показывают, что тут есть место его индивидуальности, у него это получается.

Есть  мнение, что самая распространенная и жестокая ошибка, которую совершают консультанты при освоении профессии, - это неадекватный подбор консультационной идеологии, методологии и методов под свою индивидуальность, несовместимость личности с некоторыми подходами.

Зависимость консультационной профессии и личности идет даже дальше, чем привязка только к методам. Существует две категории консультантов -консультанты-дельцы и консультанты-творцы. Дельцы - это те, кто может довольно быстро и успешно поставить на серийное производство некоторые задачи применительно к довольно конкретному, часто узкому набору консультационных методов их решения. Они берут большим количеством клиентов, сквозь которых они могут пройти с набором задач и методов.

Есть  другой тип - "штучные" консультанты. В отличие от "серийных" консультантов  они не столько стремятся быстро пройти от одного клиента к другому, сколько сделать больше разнообразных, связанных между собой, вытекающих одна из другой работ у одного и того же клиента. Но тогда они работают с индивидуальностью этой конкретной организации.

Обучая консультантов, должны помочь им сориентироваться. Кому-то больше подходит "серийная" работа, а кому-то - "штучная". Однако нельзя говорить, что что-то лучше, а что-то хуже. Такие оценки здесь неуместны. Более того, по гонорарам они могут быть вполне одинаковы, потому что если "серийный" консультант свой доход имеет от большого количества клиентов, "штучный" консультант - от большого количества методов, консультационных продуктов, которые он готов предложить одному и тому же клиенту, в одной и той же организации.

Есть  еще одна область обучения консультантов. Это постоянное пребывание в профессиональной среде, общение с коллегами, обмен - пусть даже сдержанный по соображениям конфиденциальности или конкуренции - информацией. Это создает тот культурный слой профессии, который обязательно аукнется положительно в сложной нестандартной ситуации. Это знание среды, впитывание, часто невольное, случайное, а иногда намеренное профессиональной культуры, конечно, сильно развивает личность консультанта и его профессионализм.

Главный способ обучения - это, конечно, участие  консультантов в разного рода семинарах и конференциях. По существующему положению каждая ассоциация имеет свой высший орган - конференцию. И если ассоциация сумеет проводить конференции часто в интенсивном полезном режиме, то она превращает их в обмен опытом, если сможет создать эффект синергии, то тогда обычно создается еще одно поле обучения консультантов, привития им профессиональной культуры.

Учебных заведений, которые готовят внутренних консультантов, не существует, и вряд ли они возможны, потому что в принципе внутренний консультант должен уметь делать все то, что умеет делать внешний консультант, и делать это по максимуму. Но в отличие от внешнего консультанта он сильно зависит о своей организации. Например, он вряд ли сможет провести диагностическое интервью, потому что в таких случаях наталкивается на сильное сопротивление коллег, которые воспринимают его как человека сугубо позиционного, то есть уже заинтересованного, имеющего свой подход, свой взгляд.

Так же существует значительная проблема у профессионала-консультанта в преподавании. У многих наблюдаются значительно серьезные трудности с дидактикой. Прекрасный консультант, у которого в поле все получается, передать свои методы другим консультантам не всегда может, хотя он искренне к этому стремится. Для этого нужно владеть методикой передачи своих умений другим. В аудиторных условиях это очень трудно, в полевых - гораздо легче.

Как только в нашей стране появилось консультирование, оно вызвало живой отклик среди  специалистов совершенно разных профилей. И первые консультанты стали популярными  лекторами, преподавателями на предприятиях, в академических институтах, вузах и других аудиториях. Многие умные и дальновидные экономисты, социологи, управляющие, исследователи, специалисты по научной организации труда увидели в управленческом консультировании новый канал, соединяющий науку с практикой. По всей стране подходы и методы управленческого консультирования воспринимались как что-то очень многообещающее.

Свой  главный вклад в преобразование российского общества школы консультантов осуществляют через свое значительное участие в формировании относительно нового для России профессионального сообщества консультантов по различным направлениям.

Этот  вклад она осуществляет несколькими  путями.

Серьезные школы являются постоянно действующей образовательной структурой в Российской Федерации и СНГ, выпускающей консультантов по различным направлениям.

Через пройденную школу осуществляются многие связи между ее выпускниками, другими консультантами, преподавателями бизнес-школ, вузов, ученых: обмен информацией, распространение специальной литературы, объединение в разовые или постоянные консультационные команды, совместные обсуждения и т. д. Иначе говоря, каждая основательная школа является центром общероссийской рабочей сети по консультированию не редко с выходом на ряд стран СНГ.

Школы действуют и как площадки профессионального взаимодействия консультантов в виде семинаров и конференций, индивидуальных и совместных инициатив.

Через них проходят многие международные связи отечественных консультантов. Приезжая для преподавания отдельных модулей зарубежные коллеги устанавливают здесь рабочие контакты с российскими слушателями вплоть до осуществления совместных консультационных проектов. Кроме того часто организуются стажировки российских консультантов за рубежом.

Преподавание консультирования сопряжено с рядом специфических трудностей.

Первая  трудность состоит в том, что консультирование не сводится только к набору методов и технологий. Оно включает в себя также искусство консультанта, т. е. многообразный комплекс приемов, реакций, манер, поведенческих стереотипов, связанных с личными особенностями специалиста. Они почти не передаваемы в письменном изложении и довольно трудно излагаемы в аудиторных условиях. Тем более что при описаниях и разъяснениях слушатели не столько усваивают их, сколько знакомятся с ними. Поэтому их преподавание здесь требует включения слушателей в "полевую" работу в клиентных организациях, когда рядом с опытными консультантами они могут "примерить" на свою индивидуальность и перенять элементы такого искусства.

Разумеется, такое включение невозможно сколько-нибудь большими группами, что разрушало бы доверительность консультационного процесса. Так что подготовка подобных специалистов — дело очень сложное.

Информация о работе Формы подготовки консультантов в РФ и мире