Формы подготовки консультантов в РФ и мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

В России все меньше консультантов-самоучек, тех талантливо-рискованных людей с любым исходным образованием, кто решил для себя: вот есть немереный, неразбуженный спрос, где нужны идеи и характеры. Попробовал раз, другой, где-то получилось, где-то нет, нащупал некоторые нити, набрел на некоторый опыт, стоящий распространения, что-то придумал, испытал, поставил на продажу.
Многие консультанты учились сами, начиная с нуля, без всякой подготовки.
Другие самоучки имели хорошее академическое образование, научные достижения. Они попробовали применить свои теоретические разработки, исследования, знания к практике руководителей бизнес-организаций или госучреждений. Ученые пошли в поле. Однако как оказалось исходные академические ресурсы нередко в поле оказывались ниже нуля.

Работа содержит 1 файл

эссе.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Вторая  трудность связана с тем, что методы, технологии, искусство консультирования составляют главное достояние консультанта, нарабатываются обычно годами, и консультанты чаще всего неохотно передают их начинающим коллегам. А если это и происходит, то либо на основе взаимности, либо за большой гонорар. Отсюда следует, что приглашение высококвалифицированных преподавателей (а ими могут быть только успешно практикующие консультанты) требует соответствующего финансового обеспечения.

Третья  трудность в подготовке консультантов в России объясняется малочисленностью соответствующей профессиональной среды. Наиболее болезненно это проявляется в отсутствии пока критической массы консультантов для поддержания необходимого уровня профессиональной культуры, взаимообмена специалистов такого профиля. С этим же связан и неразвитый или искаженный спрос на услуги: они просто неизвестны большинству наших руководителей, а многие представления на их счет далеки от действительности (с явными преувеличениями их возможностей, с восприятием их как советников, помощников и т. д.).

Здесь же коренится причина повышенного  риска профессионализации в данной области, необходимости борьбы за профессиональное выживание. А стало быть, и выше чувствительность к неудачам коллег или собственным; гораздо опаснее  для всей профессии дискредитация ее неквалифицированными людьми. Отсюда подготовка консультантов вместе с необходимостью включает в себя привитие им навыков профессионального самоутверждения, формирования собственного образа в глазах клиентуры.

Четвертая трудность - большое разнообразие методологий, стилей, идеологий консультирования. При отсутствии учебников, соответствующих российским реалиям, слушателям приходится ориентироваться в несовпадающей, часто противоречивой специфике опыта каждого преподавателя, делать свой выбор, исходя из собственной индивидуальности. Это активизирует отношение начинающих консультантов к предлагаемому материалу, повышает их требовательность к нему. Но для части слушателей такая активность затруднительна, привычка лишь усваивать уже готовую и заведомо непротиворечивую информацию, установка на единственно правильное решение, знание затрудняют профессионализацию в консультировании.

Специфика подготовки консультантов требует сочетания следующих процессов обучения:

- передача  знаний (теория, методы и т. д.);

  • отработка профессиональных навыков, умений (ноу-хау, опыт отдельных процедур, приемов работы);
  • привитие незнаниевой квалификации (установки, ценностные ориентации, профессиональная интуиция и т. д.);
  • профессиональный тренинг: поведенческий (отработка конструктивных способов общения в клиентной организации), ситуационный (отработка устойчивых реакций на проблемные ситуации в процессе консультирования: убеждение, снятие агрессии, активизация, покушение на этику консультанта и пр.).

Однако  в отличие от многих иных профессий, обучение консультанта не может опираться на изучение слушателями литературы в сколько-нибудь значительном объеме. На русском языке такая литература еще далека до предельного минимума как по объему, так и по содержанию. Главное же в литературе не раскрываются достаточные сведения по практике  консультирования (как намеренно, так и по причине названных ранее трудностей изложения). Поэтому подготовка консультанта требует особого упора на работу слушателей с преподавателями, повышенную интенсивность их взаимодействия.

Важно подчеркнуть, что оптимальное обучение строится на "живых"материалах: преподаватели раздают слушателям копии своих отчетов клиентам (по необходимости - обезличенные), методические разработки, только что испытанные в полевых условиях, описание ситуаций, трудных случаев, вариантов решений организационных проблем из собственной полевой практики, а не заимствованные из литературы или от других специалистов. Анализируя эти материалы, слушатели погружаются в наиболее совершенную консультационную практику и по ней вместе с преподавателями воссоздают стоящую за ней теорию и методологию.

Этой  специфике соответствуют следующие  методы и формы обучения:

  • лекции, семинары, групповые дискуссии в аудиториях;
  • разбор конкретных прецедентов из практики консультирования (эталонных - наилучших с современной точки зрения примеров решений консультационных задач; неудачных - наиболее типичных ошибок, допускаемых начинающими консультантами; "трудных" - встречающихся в практике консультирования, но не имеющие пока решения);
  • взаимообучение, предлагающее обмены собственными методическими и иными разработками, личными подходами, позициями между теми слушателями, кто имел уже опыт консультирования;
  • групповые и индивидуальные упражнения на выработку "образа консультанта" как части его деловой культуры;
  • учебные и практические деловые игры, первые из них имеют дело с условными ситуациями и проблемами, поиск решения которых имеет лишь тренинговое значение без практических последствий; предметом вторых становятся реальные случаи из конкретной практики слушателей, и найденные решения предназначены для осуществления ими в своей работе;
  • практикумы, предполагающие применение слушателями изучаемых методов к анализу и решению проблем своих организаций в аудиторных условиях;
  • тренинги, представляющие собой "репетиции" поведения и действий в ожидаемых на практике ситуациях;
  • "полевые "работы, т.е. консультационная практика в клиентных или собственных организациях в двух вариантах - ассистирование преподавателю в отдельных консультационных процедурах с целью их перенятия, подражания его действиям с "примеркой на себя"; самостоятельное выполнение некоторых процедур под контролем или с помощью преподавателя на объектах;
  • монографический метод - обсуждение отдельных завершенных консультационных работ, начиная от первых консультант-клиентных отношений и кончая реальными изменениями в фирмах, продуктах и результатах у клиентных организаций;

Особое место в обучении отводится защитам выпускных работ: всей группой разбираются концептуальные, методические, ценностные, ситуационные преимущества и недостатки каждой работы, упущенные возможности и варианты доработки.

Ввиду новизны профессии программа  обучения должна рассматриваться как открытая, т. е. меняющаяся в рамках тем и даже разделов в зависимости:

  • от теории и практики консультирования, появления новых разработок, направлений и иного опыта;
  • уровня исходной подготовки слушателей, их предварительной осведомленности в литературе, практике консультирования;
  • состава преподавателей, возможности привлечения авторов или знатоков оригинальных технологий, диагностических методов или же представителей отдельных школ консультирования.

Обучение  не редко состоит из обязательной и факультативной частей. Обязательная часть включает очно-заочное обучение методам консультирования. Факультативная часть, посещаемая по усмотрению слушателя может включать:

  • семинары-практикумы по конкретным методикам консультирования;
  • мастер-классы для ознакомления с практикой отдельных консультационных фирм и новыми технологиями консультирования.

Учитывая  ограниченную осведомленность абсолютного  большинства слушателей в общей  и частной теории (как фундамента), курс должен начинаться с основательного введения в область консультирования. Этим будет обеспечена также большая часть методологического аппарата для последующих разделов. Здесь будет преобладать лекционная форма работы. Та же новизна профессии вынуждает отвести немало времени на характеристику специальности для формирования реалистичного представления о ней. Еще больший объем времени предназначен для изучения консультационных методов и технологий, овладения ими в процессе консультирования: диагностика, выработка решений, их реализация. Далее — комплексный разбор некоторых типичных консультационных работ, часто требуемых практикой и достаточно отлаженных в исполнении.

Таким образом, начавшись с фундаментально-теоретических  вопросов, обучение постепенно конкретизируется до эмпирических, практических навыков. В конце же обычно предполагается вернуться к обсуждению в семинарной форме с целью более активного самоопределения слушателей в данной профессии с учетом их индивидуальности, особенностей региона, отрасли их деятельности, а также - перспектив собственной карьеры в качестве консультанта (индивидуальная практика, частная или государственная фирма, специализация и т. д.).

Разумеется, преподавание должны вести только реально действующие, наиболее успешные консультанты, для которых консультирование - профессия и главный источник дохода.

Информация о работе Формы подготовки консультантов в РФ и мире