Франчайзинг как форма стратегического партнерства организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в том, что на данном этапе развития в России уже была применена такая система управления как франчайзинг, и применена успешно. Вспомним такой распространенный пример как МакДональдс, или систему фирм, занимающихся программным обеспечением предприятий «1С», или туристическую компанию «TezTour». Существовал еще один яркий пример. В 90ые годы XX века в стране возник кризис. Заводов много, многие из них простаивают, цеха и склады пустуют, люди остаются без работ. Вот тогда Владимир Довгань продемонстрировал пример оболочной фирмы.

Содержание

Введение 3
1.Понятие франчайзинга 4
1.1 Понятие франчайзинга 4
1.2 История развития франчайзинга 5
1.3 Франчайзинг в России 7
2. Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса 13
2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия 13
2.2 Особенности организации франчайзинговой сети 1С. 22
2.3 Анализ эффективности франчайзинговой схемы для ООО «Сервистренд» 26
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Моя работа.doc

— 297.00 Кб (Скачать)

Таким образом, франчайзинг - это способ ведения  бизнеса, при котором известная  фирма предоставляет свои передовые  технологии и возможность работы под ее маркой другим организациям. Экономический эффект франчайзинга состоит в сочетании эффективности и подвижности небольшого частного предприятия с технологическими достижениями и гарантиями фирмы с раскрученной торговой маркой. Для фирмы-франчайзи это означает хорошую возможность начать и развить свой бизнес, а для клиентов - высокое качество гарантированного обслуживания.

Важен и психологический  эффект франчайзинга. С одной стороны, владельцы фирмы-франчайзи чувствуют  себя хозяевами собственного дела, которое ведут в своих интересах, которое они могут продать  или передать по наследству. С другой стороны, франчайзи чувствуют себя не "одинокими волками", а частью сплоченного сообщества профессионалов, делящихся друг с другом своими технологическими достижениями, сообща решающими многие проблемы. Франчайзи заинтересованы в качественной работе своих коллег - они вместе работают на репутацию общего дела.

1С:ФРАНЧАЙЗИ:

    • могут использовать символику "1С" в рамках деятельности, ограниченной договором франчайзинга (сам договор см. в Приложении);
    • получают специальную рекламную поддержку в центральной прессе, на выставках и др.;
    • получают компенсацию затрат на региональную рекламу;
    • получают специальную методическую рабочую информацию;
    • имеют высокие скидки на приобретаемые в фирме "1С" программные продукты;
    • проходят обучение, получают консультации в фирме "1С" по программным средствам и вопросам франчайзинговой деятельности;
    • проводят аттестацию своих сотрудников в фирме "1С";
    • регулярно получают актуальную технологическую информацию, помогающую в практической работе с клиентами - по электронной почте, на сайте фирмы "1С" в Интернет, на технологических CD-ROMах.

Организация бизнеса "1С:Франчайзи" требует начальных  затрат в размере от 250 до 1000 долларов и уплаты ежеквартального взноса в размере 100 долларов. При выполнении определенных условий франчайзи от ежеквартального взноса освобождается. Для своей работы франчайзи необходимо приобрести программный продукт/продукты "1С:Предприятие" (NFR - версии) и аттестовать в фирме "1С" не менее двух специалистов-внедренцев.

Сотрудники-внедренцы  должны быть коммуникабельными, разбираться в бухгалтерском и управленческом учете, владеть навыками программирования, быть готовыми к работе, связанной с разъездами. Договор Франчайзинга ограничивает ценовой демпинг и распространение конкурирующих бухгалтерских программ.

При выполнении этих условий фирма-франчайзи получает сертификат и последующую поддержку  в работе от фирмы "1С".

Существуют  также определенные этические нормы  работы 1С:Франчайзи:

    • Честно и корректно относиться к клиентам, сотрудникам и другим франчайзи
    • Конкурировать с другими франчайзи качеством, а не ценой
    • Готовить собственные кадры и избегать переманивания сотрудников других франчайзи
    • Поддерживать деловую репутацию сообщества "1С" и воздерживаться от распространения негативной информации о других франчайзи
    • Обслуживать только лицензионное программное обеспечение
    • Не использовать массовых рассылок сообщений по электронной почте, отправляемых без согласия владельца электронного адреса (спам)

2.3 Анализ эффективности  франчайзинговой схемы для ООО «Сервистренд»

 

Рассмотрим  более подробно с финансовой стороны  условия сотрудничества ООО «Сервистренд»  в качестве франчайзи 1С. На рис 2.1 рассмотрена  схема взаимодействия франчайзера  – ООО «Дарумсан» и франчайзи  — ООО «Сервистренд», которая  построена на основе франшизы бизнес-формата.

В соответствии с этой схемой:

  1. франчайзер (лицензиар), который владеет определенной торговой маркой и “ноу-хау”, предоставляет - франчайзи, являющемуся независимым хозяйствующим субъектом:
  • право на ведение дела под его торговой маркой;
  • определенный набор товаров и услуг;
  1. франчайзи, в свою очередь, предоставляет франчайзеру обязательство соблюдения установленных франчайзером стандартов качества продукции и услуг, а право его контролировать и соответствующее вознаграждение, которое состоит из системы платежей (при этом система платежей состоит из единовременного первоначального взноса и регулярных отчислений роялти).

Обязанности, взятые на себя обеими сторонами, закрепляются договором франшизы. 

Одной из основных проблем взаимодействия активных элементов, которыми в данном случае являются франчайзи и франчайзер, является устойчивость. Серьезность этой проблемы заключается в том, что, потратив много сил на налаживание данного взаимодействия, тому или другому предприятию, а иногда и обоим начинает казаться, что оно для них не выгодно, что влечет за собой невыполнение договорных обязательств и последующий разрыв договора. Совершенно очевидно, что для того, чтобы существенно снизить вероятность такого исхода, предприятия должны быть уверены в том, что данное взаимодействие для них выгодно.

 

Определим условия, при выполнении которых может  быть обеспечено устойчивое взаимодействие на основе франчайзинга.

Для этого введем следующие обозначения:

P – цена товаров и услуг в зависимости от вида деятельности;

Q — объем реализованной продукции;

PmQm — величина выручки (дохода), которую может обеспечить себе автономно франчайзи;

Cm — суммарные издержки автономно функционирующего франчайзи;

PRm — прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующий франчайзи;

PfmQfm — объем выручки (дохода), который может получить франчайзи при взаимодействии с франчайзером на основе франчайзинга;

Cfm — издержки франчайзи при взаимодействии с франчайзером на основе франчайзинга (за исключением роялти и первоначального взноса, выплачиваемого франчайзеру);

L — установленный процент от выручки (дохода), на основании которого формируется роялти;

(PfmQfm:100)*L — величина роялти, выплачиваемая франчайзи франчайзеру;

L1 — величина вступительного взноса, выплачиваемая франчайзи франчайзеру при их взаимодействии на основе франчайзинга; 

PbQb — оценка величины выручки (дохода), которую может обеспечить себе автономно действующий франчайзи (в данном случае предполагается , что как франчайзер, так и франчайзи могут создать на данной территории одинаковые по своим производственным возможностям объекты, обусловленные спецификой данного территориального образования, которая выявлена на основе маркетинга);

Cb — суммарные издержки автономно функционирующего франчайзи;

PRb — прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующий франчайзи;

PfbQfb — объем выручки (дохода), который может получить франчайзер при взаимодействии с франчайзи;

Cfb — издержки франчайзера при взаимодействии с франчайзи (включая издержки на предоставление услуг по проведению маркетинговых исследований, обучению и т.д.). 

В качестве теоретической  основы для решения данной задачи может быть использован математический инструментарий классических кооперативных игр. 

В данном случае в качестве игроков выступают  “большое” (в нашем случае ООО  «Дарумсан») и “малое” (в нашем  случае ООО «Сервистренд»)  предприятия, и поэтому множество I состоит из двух элементов I = {1,2}.

Игра (I,v) называется существенной, если выполняется соотношение:

       (1)

где  v (i) – выигрыш игрока i, действующего автономно (i=1,2).

В данном случае выигрыш игроков будет составлять:

v (1) = PRm = (PmQm — Cm); (2)

v (2) = PRb = (PbQb – Cb), (3)

где

v (1) — прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующее малое предприятие;

v (2) — прибыль, которую может обеспечить себе автономно действующее большое предприятия.

При расчете  для анализируемого предприятия  возьмем сумму выручки и остальных составляющих не в рублях, а в у.е. (для облегчения наочного восприятия).

Проведем расчет для анализируемого сообщества:

v (1) =10620 – 6145 = 4475 у.е.

v (2) =245130 – 72631 =172499 у.е.

Обозначив через:

v (I) – выигрыш коалиции I, в которую в данном случае входит два игрока (малое и большое предприятия), получим соотношение:

v (I) = QfPf — Cf. (4) 

v (I) =384561 – 52300 = 332261 у.е.

Применяя условия  несущественности игры к франчайзингу, получим соотношение:

(PmQm – Cm) + ( PbQb – Cb) < QfPf — Cf. (5) 

(10620 – 6145) + (245130 – 72631) < 384561 – 52300

Полученное  соотношение отражает тот факт, что  прибыль, образующаяся от взаимодействия франчайзера и ООО «Сервистренд», строго больше суммы прибыли, которую  ООО «Сервистренд» может обеспечить себе действуя автономно.

Игра (I,v) называется несущественной, если выполняется условие:

, (6)

т.е., выполняется  соотношение: 

(PmQm – Cm) + ( PbQb – Cb) = QfPf — Cf. ( 7) 

Таким образом, если игра является несущественной, то прибыль, образующаяся от взаимодействия большого и малого предприятия в системе франчайзинга, равняется сумме прибылей автономно действующих большого и малого предприятий, из чего следует, что если даже предприятия вступят во взаимодействие, то оно окажется неустойчивым, так как ни то, ни другое предприятие не имеют прямых экономических стимулов к объединению.

Основным понятием в кооперативной игре является понятие  дележа, представляющего собой вектор Х = (х1,х2,….хn), каждая компонента которого хi представляет собой сумму, которую получит игрок i I при распределении полезности, имеющейся в распоряжении множества игроков I. 

Обозначим через xi эффект, который получит ООО «Сервистренд» участвуя в франчайзингвой схеме 1С, тогда обозначив через:

хi – прибыль, получаемая предприятием в системе франчайзинга;

(у1 + у2) – система платежей малого предприятия большому, соответственно получим:

х1 = PfmQfm — Cfm – (у1 + у2); (8)

 х1 =(19500 – 6320) – (250 + 100) = 12830 у.е.

Дележ в кооперативной  игре должен удовлетворять двум условиям:

  • индивидуальной рациональности;
  • групповой рациональности.

Условие говорит  о том, что, участвуя в коалиции, анализируемое предприятие получает по меньшей мере столько, сколько оно могло бы получить, действуя самостоятельно и не заботясь о действиях других игроков. В рассматриваемой нами модели выполнение условия индивидуальной рациональности означает, что прибыль, получаемая ООО «Сервистренд», взаимодействующего в системе франчайзинга, должна быть не меньше прибыли, получаемой им в случае автономного функционирования. 

Таким образом, соблюдение условия индивидуальной рациональности требует выполнения следующего неравенства:

PfmQfm — Cfm — (PfmQfm :100)*L — L1 ≥ ( PmQm — Cm); (9)

(19500 – 6320) – (19500:100)*0,1 – 250 ≥ (10620 – 6145)

12910,5>4475

Содержательно неравенство отражает тот факт, что  ООО «Сервистренд» должно получать такую часть прибыли, образующейся от взаимодействия с франчайзером, которая была бы не меньше прибыли, получаемой им, действующим автономно.  

Таким образом  проведя расчет с использованием минимальной величин выручки  анализируемого предприятия мы получили наглядные доказательства преимущества работы ООО «Сервистренд» именно по франчайзинговой схеме. В приложении 2 также имеется прайс-лист с ценами по которым предприятие закупает и реализует программный продукт 1С.

Заключение

 

Многолетняя практика применения франчайзинга в развитых странах убедительно доказала его чрезвычайную деловую эффективность, которая связана с идеей тиражирования по определенной технологии проверенных практикой концепций бизнеса. Для компаний франчайзинг - это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей - это один из способов стать владельцем бизнеса. На растущих рынках, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес.

Франчайзинг позволяет производителям осуществлять больший контроль над условиями реализации своей продукции по сравнению с тем, который они могли бы осуществлять, если бы использовали один из каналов реализации, где отсутствует такая взаимосвязь с агентами или представителями.

Информация о работе Франчайзинг как форма стратегического партнерства организаций