Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 23:05, творческая работа

Описание работы

Для франчайзинга характерны следующие основные черты и признаки:
- франчайзинг предполагает собой наличие двух сторон соглашения (договора) — франчайзера и франчайзи;
- франчайзер является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права и аналогичных прав. Применяя российскую терминологию, франчайзер является правообладателем;

Работа содержит 1 файл

Франчайзинг.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

1 cл.

Франчайзинг – форма бизнеса, при которой одна сторона (франчайзер) предлагает другой стороне (франчайзи) за определенную стоимость право ведения такой модели бизнеса (франшизы), которая уже успела успешно зарекомендовать себя на мировом, российском, либо региональном рынках. Франчайзи имеет право действовать от  имени компании , используя при этом ее товарные  знаки и бренд.

 

 

2сл.

Для франчайзинга характерны следующие основные черты и признаки:

- франчайзинг предполагает  собой наличие двух сторон  соглашения (договора) — франчайзера и франчайзи;

- франчайзер является  владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля,  патента, идеи, авторского права  и аналогичных прав. Применяя  российскую терминологию, франчайзер  является правообладателем;

- франчайзер, являясь  правообладателем, передает свои  права франчайзи на определенных  условиях. Франчайзи осуществляет  свою деятельность под товарным  знаком франчайзера, используя  его репутацию на рынке товаров  (услуг), и по своему фирменному  стилю идентифицируется с франчайзером;

- франчайзер выступает  в единственном числе; франчайзи,  работающих по договору с правообладателем, может быть несколько, т. е.  это своего рода сеть, работающая  по единой методике. Цель франчайзинга  — ведение своего бизнеса,  цель сетей — продажа большего количества товаров (услуг) и привлечение как можно большего числа участников;

- для успешного ведения  бизнеса франчайзер обеспечивает  франчайзи различными формами  поддержки и пользуется правом  регулирования деятельности франчайзи с целью сохранения репутации на рынке, не нарушая при этом его юридической и экономической самостоятельности;

- за пользование правами  франчайзера и оказываемую поддержку  франчайзи производит определенные  платежи.

 

 

3сл.

Франчайзинг в зависимости от направлений бывает

четырех видов:

  • франчайзинг товара;
  • производственный франчайзинг;
  • сервисный франчайзинг;
  • франчайзинг бизнес-формата.

1.Франчайзинг товара  представляет собой продажу товаров,  производимых франчайзером и  каким-либо образом маркированных  его товарным знаком. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Правообладателем (франчайзером) при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера. Франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта.

2. Производственный франчайзинг  — это наиболее эффективная  организация производства определенного  вида продукции. Фирма, обладающая  секретом производства сырья  и запатентованной технологией изготовления готового продукта, осуществляет обеспечение конечного производителя сырьем и передает права на использование этой технологии.

Производственный франчайзинг  основывается на общих для сторон целях:

-разделение труда и  специализация производства;

- повышение объема производства  и расширения производственной  программы;

- обеспечение экономичности  производства;

- увеличение гибкости  производства и сбыта в соответствии  с требованиями рынка;

- освоение производства  новых изделий в зависимости от изменений на рынке.

Производственный франчайзинг  имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. Франчайзинг  — не просто договор, это система  длительных отношений, детализированная основным договором и специальным  Руководством по франчайзингу, которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений, предусмотренных системой франчайзинга.

3.Сервисный франчайзинг  представляет собой нечто среднее  между двумя указанными выше видами. Сфера его применения — услуги. Сущность заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи

Сервисный франчайзинг  получил широкое распространение  и является перспективной технологией  ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга — высокий  уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферы услуг. Все активнее выходят на российский рынок зарубежные сервисные компании с предложением покупки франшизы. Франшиза — это весь пакет прав, технологии, оборудования, услуг и т. д., предлагаемых франчайзером к продаже.

На российском рынке сервисный франчайзинг активно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательской деятельности.

4. Франчайзинг бизнес-формата  является наиболее комплексным.  Наряду со всеми перечисленными  правами франчайзер передает франчайзи разработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса.

 

 

4сл.

Плюсы:

1. Привлечение  капитала

Бесспорно, в условиях ограниченности финансовых ресурсов актуальна проблема привлечения капитала для открытия новых предприятий. Как правило, большую часть капитальных затрат при создании новых объектов франчайзинговой компании берет на себя франчайзи. Он несет стартовые инвестиционные затраты, самостоятельно приобретает необходимые помещения и делает ремонт в соответствии со стандартами корпоративного стиля. Франчайзи покупает оборудование и инвентарь, обеспечивает бизнес оборотными средствами, оплачивает работу персонала. Помимо первоначального взноса и инвестиций в развитие бизнеса, франчайзи платит головной компании периодические платежи (роялти). Роялти - ежемесячная плата за использование франшизы. В некоторых сетях используется фиксированная плата, в некоторых считается процент от выручки.

2. Скорость развития

Франчайзинг как способ развития бизнеса значительно выигрывает в скорости. Как правило, сравнительно высокие темпы роста сети достигаются  благодаря отсутствию необходимости  поиска средств на капитальные затраты. Важен и так называемый «эффект травы» (grass effect), когда инициатива развития каждого предприятия идет снизу, от самого франчайзи, кровно заинтересованного в успешности собственного предприятия.

Как показывает практика, открыть франшизное предприятие  в новом регионе получается быстрее, чем организовать собственное подразделение.

3. Трудовой  ресурс

Менеджеры франшизных предприятий, как правило, работают лучше своих  обыкновенных коллег. Объясняется это  в первую очередь иной мотивацией: как правило, руководители франшизных предприятий – это их собственники, вложившие в открытие бизнеса немало собственных средств. Люди по существу работают на себя: успех предприятия – их прибыль, неуспех – серьезные потери. Собственники франчайзингового предприятия более критично и объективно относятся к подбору и воспитанию персонала нижнего звена, обеспечивая этим высокий уровень обслуживания клиентов.

4. Удобство  управления

Для эффективного управления персоналом собственной сети необходимо выстраивать пирамиду, в которой  один начальник управляет командой не более 15 человек. В итоге, при огромном количестве сотрудников пирамида получается громоздкая и неповоротливая, что может затруднить развитие бренда. Во франчайзинговой схеме равноправные партнеры не зависят от головного офиса напрямую.

 

 

5сл.

Минусы:

1. Каждый сам за себя

Судя по опыту, можно сказать, что российские предприниматели  – и франчайзоры, и франчайзи  – коренным образом искажают представление  о данной модели бизнеса. Отношения  между партнерами у нас характеризуются  как «каждый сам за себя». Российская компания при открытии франшизного предприятия стремится не столько даже избежать инвестиций, сколько в принципе не желает рисковать собственным брендом. Практически любой договор о передаче франшизы, как правило, состоит из огромного количества жестких норм, направленных на превращение франчайзи не в партнера, а в зависимое лицо. Правда, винить франчайзоров в этом опрометчиво, ведь и сами франчайзи зачастую пренебрегают стандартами и правилами построения арендованного бренда.

2. Некорректность планирования

Некоторые франчайзоры  склонны рассматривать операцию по продаже франшизы как обыкновенную реализацию товара. При этом в качестве наглядных материалов они часто  приводят примеры из практики функционирования собственных успешных точек и  используют типовые технико-экономические обоснования (ТЭО) эффективности предлагаемого бизнеса. Как правило, подобные ТЭО – обыкновенные рекламные материалы, значительно искажающие реальность. Конечно, все приводимые в них расчетные данные получены на практике, но эти результаты – самые лучшие. Они значительно отличаются от минимальных результатов. Кроме того, в демонстрационных расчетах обычно замалчиваются какие-либо «малозначимые» детали, которые впоследствии становятся дополнительными статьями расходов для франчайзи.

Другой вариант  – ценовая политика демонстрационного  проекта. Построенная на основании  данных по столице, она не учитывает  особенности развития регионов. В  результате франчайзи, вкладывая немалые  средства в построение бизнеса, оказывается  отчасти обманутым, срок окупаемости проектов растягивается, и франчайзор теряет доверие своих партнеров. 
3. Контроль качества

Классическая  проблема текущей работы – контроль над франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом  и часто хочет принимать решения самостоятельно, хотя его мнение, как правило, расходится с мнением франчайзора. Поэтому компании, которые следят за своей репутацией, пишут многостраничные фолианты, рассказывающие франчайзи, как делать и что. Но только не всегда это помогает.


Информация о работе Франчайзинг