Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности предпринимательской деятельности при помощи франчайзинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить сущность франчайзинга как специфической формы ведения бизнеса;
– установить преимущества и недостатки франчайзинга;
– проанализировать ведение бизнеса при помощи франчайзинга в сфере общественного питания.

Содержание

Введение 3

1. Сущность и виды франчайзинга 5

2. Преимущества и недостатки франчайзинга 13

3. Ведение бизнеса при помощи франчайзинга в сфере общественного

питания 20

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

франчайзинг.docx

— 73.90 Кб (Скачать)
 

Содержание 

Введение 3

1. Сущность и виды франчайзинга 5

2. Преимущества и недостатки франчайзинга 13

3. Ведение бизнеса при помощи франчайзинга в сфере общественного

 питания 20

Заключение 27

Список использованной литературы 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Переход к рыночной экономике предполагает развитие различных форм предпринимательства, причем особенно актуально стоит проблема становления малого бизнеса. Учитывая всю сложность организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под марками широко известных отечественных и зарубежных компаний. Поскольку очевидно, что создание сети филиалов или представительств потребовало бы гораздо более длительного периода времени и значительных инвестиций, которые в последние годы имели явную тенденцию к сокращению, можно предположить, что в данном случае имеет место какой-то новый способ организации бизнеса, позволяющий российским предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинг.

     Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность малого бизнеса. Он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнеса. Предприятия, получая передовые технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными.

     Любое малое предприятие может придумать свой бренд, зарегистрировать его, но, чтобы он засиял на рыночном небосклоне восходящей звездой, нужно вложить немалые средства в создание и пропаганду торговой марки. Необходима широкая рекламная компания, участие в выставках, активная работа коммивояжеров. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Малым предприятиям проще приобрести права на использование солидного товарного знака в рамках франчайзинга. В этом случае крупная компания-франчайзер предоставляет малому предприятию необходимое оборудование и технологию, организует обучение персонала, а оно обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо, от того, где оно находится – в России или Америке.

     Цель данной курсовой работы – изучить особенности предпринимательской деятельности при помощи франчайзинга.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     – изучить сущность франчайзинга как специфической формы ведения бизнеса;

     – установить преимущества и недостатки франчайзинга;

     – проанализировать ведение бизнеса при помощи франчайзинга в сфере общественного питания.

     Курсовая  работа состоит из введения, 3 основных частей, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность и виды франчайзинга

       Прежде  чем перейти к рассмотрению сущности франчайзинга, определим основные понятия франчайзинга1:

       1. Франшиза – право на использование торговой марки, товарного знака и фирменного наименования и связанных с ними технологий и ноу-хау.

       2. Франчайзер (франшизодатель) – компания, обладающая известной (на региональном, национальном и/или международном уровне) и хорошо зарекомендовавшей торговой маркой и развивающая свою сеть путем передачи прав на использование своей торговой марки независимым компаниям.

       3. Франчайзи (франчайзиат, франшизополучатель) – независимая компания или частный предприниматель, приобретающий у франчайзера на определенных условиях право на использование его торговой марки и связанных с ней технологий на определенный срок на определенной территории. Разновидность франчайзи – мастер-франчайзи, имеющий право заниматься суб-франчайзингом, то есть продавать право на использование торговой марки франчайзера другим компаниям, расположенным на предоставленной ему территории.

       4. Первоначальный взнос – сумма, выплачиваемая франчайзи франчайзеру при приобретении франшизы.

       5. Роялти – регулярные денежные отчисления, производимые франчайзи франчайзеру за участие в его сети. Представляют собой либо фиксированную сумму, либо процент от оборота франчайзи.

       Франчайзинг – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области2.

       Франчайзер и франчайзи образуют тандем, усилия которого приводят к взаимовыгодным результатам. Франчайзер выдает лицензию или передает право пользования на свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый – брэнднэйм). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу3.

       Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Франчайзи покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и, таким образом, это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера.

       Таким образом, на растущих рынках, таких  как Россия, франчайзинг является самым быстрым способом обучения предпринимателей практическим стандартам, которые необходимы, чтобы вести прибыльный бизнес. Для компаний франчайзинг – это способ распространения бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг – это один из способов стать владельцем бизнеса4.

       Франчайзинг распространился за последние сорок лет как предпочтительный по сравнению с другими бизнес-форматами вариант осуществления сбыта и распределения по объективным причинам: выгодность для франчайзера и франчайзи; благоприятные факторы в социально-экономической сфере5.

     За  фиксированную плату типичный франчайзи  получает квалифицированную помощь, которая в противном случае оказалась бы слишком дорогостоящей для его отдельного предприятия, по следующим направлениям:

     – стратегия маркетинга с акцентом на рекламу;

     – первоначальное обучение работников и  подготовка в области управления;

     – дизайн магазина и закупка оборудования;

     – унифицированная политика и процедуры;

     – централизованные закупки по пониженным ценам;

     – постоянное консультирование по вопросам управления;

     – выбор места и рекомендации по размещению предприятия;

     – предоставление аренды;

     – финансирование6.

     Кроме своевременных выплат  франчайзи  берет на себя выполнение следующих основных обязательств:

     – обеспечивать необходимые стандарты  качества товаров и услуг;

     – всячески содействовать укреплению торговой марки франчайзера;

     – строго соблюдать все требования, изложенные франчайзером в инструкции по проведению технологических и коммерческих операций;

     – представлять франчайзеру право  контролировать франчайзи.

     Одновременно  франчайзи принимает на себя обязательство  иметь деловые контакты исключительно с компанией-франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями7.

     Объектом  франчайзинга могут быть следующие  товары:

     – продукт (изделие, имеющее материальную форму);

     – услуга;

     – производственный процесс;

     – бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);

     – комплексный товар, в котором  могут сочетаться друг с другом в  различной степени ранее названные товары8.

     Учитывая  специфику франчайзинга, необходимо отметить, что на сегодняшний день существуют различные классификации франчайзинга. Тем самым выбор субъектами того или иного вида франчайзинга зависит не только от формы хозяйственной деятельности, стабильности франчайзера, но и его места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей рынка местного франчайзи9.

     Франчайзинг в зависимости от направлений  бывает четырех видов:

     1) франчайзинг товара;

     2) производственный франчайзинг;

     3) деловой франчайзинг;

     4) сервисный франчайзинг 10.

     Товарный  франчайзинг представляет собой  распределительную систему сбыта  товаров, изготовляемых франчайзером.

     Основным  отличием товарного франчайзинга в  системе взаимоотношений с обычными посредниками служит однозначная привязка к товарному знаку франчайзера и большой объем предоставляемых различных услуг. Иначе говоря, вместо того чтобы продавать свою продукцию многочисленным оптовым и розничным торговым фирмам, франчайзер продает ее исключительно франчайзи11.

     В товарном франчайзинге франчайзером обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзера и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров – франчайзера и франчайзи12.

     Франчайзинг товара может быть использован при  продаже косметики и фирменной одежды. Примером товарного франчайзинга в России является компания «Ле Монти». Однако в России в условиях повсеместного использования различных зачетных и вексельных схем оплаты продукции франчайзинг товара вряд ли получит широкое практическое применение13.

     Производственный  франчайзинг – это франчайзинг  на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления14.

     Наиболее  ярким представителем, использующим систему производственного франчайзинга, является компания Coca-Cola. Она не ведет самостоятельного строительства заводов по производству продукции; предметом продаж является рецепт производства и хорошо зарекомендовавшая себя торговая марка.

     Производственный  франчайзинг основывается на общих  для сторон целях:

     – разделение труда и специализация  производства;

     – повышение объема производства и  расширения производственной программы;

     – обеспечение экономичности производства;

     – увеличение гибкости производства и  сбыта в соответствии с требованиями рынка;

     – освоение производства новых изделий  в зависимости от изменений на рынке.

Информация о работе Франчайзинг