Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности предпринимательской деятельности при помощи франчайзинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить сущность франчайзинга как специфической формы ведения бизнеса;
– установить преимущества и недостатки франчайзинга;
– проанализировать ведение бизнеса при помощи франчайзинга в сфере общественного питания.

Содержание

Введение 3

1. Сущность и виды франчайзинга 5

2. Преимущества и недостатки франчайзинга 13

3. Ведение бизнеса при помощи франчайзинга в сфере общественного

питания 20

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

франчайзинг.docx

— 73.90 Кб (Скачать)

     Производственный  франчайзинг имеет много общего с лицензионным договором, но не ограничивается им. Франчайзинг — не просто договор, это система длительных отношений, детализированная основным договором и специальным Руководством по франчайзингу, которое также является собственностью франчайзера. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений, предусмотренных системой франчайзинга15.

     Деловой франчайзинг называют «франчайзинг бизнес-формата», где франчайзер продает  лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов  для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера16.

     Франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной  системы. Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье, производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, а может быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи на определенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе, должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдать внутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес-формата дает возможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе и сопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса. Высокая репутация фирмы в одной сфере деятельности при использовании системы франчайзинга бизнес-формата на практике дает колоссальные возможности для расширения деятельности как самой фирме (в данном случае она, естественно, будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать эту репутацию для организации и развития своего бизнеса17.

     В данном случае франчайзер не изготавливает  готовую продукцию, но может быть поставщиком сырья (например, специй, компонентов)18.

     Сущность  сервисного франчайзинга заключается в том, что франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.

     Знакомая  всем франчайзинговая система “Макдоналдс” наряду с товарным знаком, технологией приготовления бутербродов имеет свои стандарты внутреннего и внешнего дизайна помещений, фирменного стиля во всех элементах организации приготовления блюд и обслуживания клиентов. Активно работает на российском рынке компания Kodak.

     Сервисный франчайзинг получил широкое  распространение и является перспективной  технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисного франчайзинга — высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Осведомленность экономит время потребителей на поиск и удовлетворение своих потребителей, а ожидаемое качество обслуживания оказывает, помимо всего прочего, положительное эмоциональное воздействие, что повышает вероятность повторных обращений к франчайзи. Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя товарной марки, что дает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы.

     На  российском рынке сервисный франчайзинг  активно развивается в туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательской деятельности19.

     Сегодня франчайзинг используется в самых  различных видах бизнеса. В частности, он интенсивно развивается в таких  отраслях промышленности и сферы  услуг, как:

     – автомобильная промышленность и  услуги автосервиса;

     – помощь в организации и ведении  бизнеса (бухгалтерия, делопроизводство, реклама и т. п.);

     – строительство, услуги, связанные с  ремонтом домов;

     – услуги, связанные с образованием;

     – отдых и развлечения;

     – рестораны быстрого обслуживания, рестораны  и т.д.;

     – продуктовые палатки; медицинские  и косметические услуги;

     – услуги в сфере домашнего хозяйства;

     – розничная торговля;

     – многие другие виды деятельности20.

     Таким образом, франчайзинг предоставляет  широкие возможности для развития структуры отношений в целом, интеграции крупного, среднего и малого бизнеса, продвижения организаций-производителей и отечественных товаров на внутреннем и международном рынке, формирования дополнительной системы контроля качества продукции, создания условий для роста приверженности населения российскому производителю, достижения определённого уровня защищённости участников малого и среднего бизнеса, создания новых рабочих мест21. 

     2 Преимущества и недостатки франчайзинга 

     Мировая практика доказала, что франчайзинг  – один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны франчайзинг – это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом. По существу суть франчайзинга заключается в обмене (впрочем, как и все товарно-денежные отношения): франчайзер отдает франчайзи право пользоваться относительно известным брендом, обучает секретам своего бизнеса и предоставляет определенные относительные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ франчайзи делится с франчайзером своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью22.

     Франчайзинг позволяет компании развиваться  за счет средств, привлекаемых в систему предпринимателей-франчайзи. Более того, когда деятельность налажена, он становится источником стабильного дохода для организатора сети.

     Что касается проблемы поиска и удержания  квалифицированных менеджеров, то в системе франчайзинга эта проблема отпадает сама собой, так как предприниматели-франчайзи, по определению обладающие более сильной мотивацией, являются так называемыми самомотивированными управленцами.

     Преимущества  и недостатки франчайзинга для франчайзи.

     Одним из основных преимуществ франчайзинга для франчайзи является значительное снижение риска понести убытки или  стать неплатежеспособным прежде, чем  он твердо станет на ноги и сможет уверенно вести и развивать свою предпринимательскую  деятельность.

     Снижение  риска понести убытки основано на использовании уже опробованных и успевших зарекомендовать себя методов ведения предпринимательской деятельности.

     Вступая во франчайзинговую сеть, франчайзи  получает огромное преимущество от получения различного рода услуг от франчайзера, франчайзи, таким образом, опосредованно "использует" репутацию франчайзера и привлекает к себе потенциальных потребителей продаваемых товаров или услуг.

     Вступая во франчайзинговую сеть, франчайзи  получает огромное преимущество от получения различного рода услуг от франчайзера или иных лиц, связанных с ним или доверяющих франчайзеру и его методам ведения предпринимательской деятельности:

     – поставка торгового или иного оборудования на более выгодных условиях (например, в лизинг или с отсрочкой платежа);

     – получение кредита в банке на наиболее льготных условиях;

     – приобретение товаров с большими скидками;

     – проведение широкомасштабной рекламной кампании при небольших финансовых затратах23.

     Помощь  франчайзи в повседневной деятельности включает в себя постоянные консультации франчайзера, проведение анализа продаж и т. п. Опытный франчайзер раньше, чем франчайзи заметит надвигающиеся финансовые проблемы, предоставит ему необходимые рекомендации по преодолению трудностей и недопущению возникновения подобных проблем в будущем24.

     Приобретение  франшизы с небольшими оговорками можно  сравнить с приобретением предприятия. Суть различий заключается в том, что, приобретя предприятие, покупатель сам решает в дальнейшем, как им управлять. Приобретя франшизу, франчайзи вступает в долгосрочные правоотношения с франчайзером и во многих аспектах ведения бизнеса полагается на него. По большому счету, франчайзи не разрешено вести бизнес по-своему усмотрению, он должен строго придерживаться стандартов франчайзинговой системы. Несколько факторов существенно отличают ведение франчайзингового бизнеса от независимого, а именно:

     – наличие франчайзера;

     – обязательство использовать наименование и систему франчайзера под постоянным контролем последнего;

     – риск наступления событий, которые самым губительным образом повлияют на предприятие франчайзи, и при этом франчайзи не сможет каким-либо образом повлиять на их предотвращение (например, наступление неплатежеспособности или банкротства франчайзера, действия других франчайзи, повлекшие за собой негативные последствия для всей франчайзинговой сети, и т. п.);

     – предоставление франчайзером услуг, за которые необходимо платить, и т. п25.

     Франчайзи, приобретая право пользования франшизой, значительно снижает обычные риски начинающего предпринимателя, его основным риском является принятое решение: правильно или неправильно выбранная франшиза, т. е. какая из потенциально возможных для приобретения франшиз даст возможность франчайзи быстрее окупить вложенные инвестиции и получить прибыль. На правильность выбора франчайзи влияет количество и характер информации, которую он может получить о продаваемой франшизе. Оценивая важность этого фактора, в некоторых странах основной аспект государственного регулирования франчайзинговой деятельности сводится к обязыванию франчайзера дать как можно больше сведений о продаваемой франшизе. Следует также указать, что к числу потенциальных рисков франчайзи в отношении франшизы могут быть отнесены:

     – недостаточное апробирование франшизы. Приобретая вновь разработанную франшизу, франчайзи рискует, что она не была достаточным образом опробована и нет достаточных доказательств ее конкурентоспособности и рентабельности. В целом, минимальным сроком для развития и опробования франшизы принято считать 2 года. Такой срок апробации франшизы реально позволяет франчайзеру сформулировать ответы на большинство вопросов франчайзи об эксплуатации франшизы, а также сформировать деловую репутацию такой франшизы;

     – объективные способности франчайзи вести выбранную им предпринимательскую деятельность. Он также заинтересован в выборе "правильного" франчайзи, т. е. такого лица, лучшие качества которого раскроются при ведении определенной предпринимательской деятельности;

     – недостаточная структурированность франшизы, являющаяся, как правило, доказательством недостаточной апробации, может повлечь за собой коммерческие и финансовые проблемы не только для отдельного франчайзи, но и в целом для всей франчайзинговой сети;

     – недобросовестность франчайзера при предоставлении помощи франчайзи (необходимое количество контрольных и инспекционных проверок, проведение необходимого количества обучающих семинаров и курсов, постоянное совершенствование ноу-хау);

     – наличие мест, потенциально пригодных не только для размещения в них торговых точек или помещений, но также способных привлечь достаточно быстро большое количество покупателей26.

     Для достижения успеха франчайзи придется задействовать не только финансовые, но и интеллектуальные ресурсы.

     Франчайзер  зачастую довольно жестко контролирует многие аспекты деятельности франчайзи: технологию и стиль работы, финансовую сторону проекта, ценовую политику. С одной стороны, это обеспечивает должное качество продукции, а с другой - ограничивает предпринимательскую самостоятельность франчайзи, которому во многом приходится учитывать мнение своего партнера.

     Преимущества  и недостатки франчайзинга для франчайзера.

     Основным  преимуществом франчайзинга для  франчайзера является возможность значительного расширения сбыта своей продукции или услуг без привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Быстрое разворачивание франчайзинговой сети может тормозиться лишь следующими факторами:

Информация о работе Франчайзинг