Франчайзинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить особенности предпринимательской деятельности при помощи франчайзинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить сущность франчайзинга как специфической формы ведения бизнеса;
– установить преимущества и недостатки франчайзинга;
– проанализировать ведение бизнеса при помощи франчайзинга в сфере общественного питания.

Содержание

Введение 3

1. Сущность и виды франчайзинга 5

2. Преимущества и недостатки франчайзинга 13

3. Ведение бизнеса при помощи франчайзинга в сфере общественного

питания 20

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Работа содержит 1 файл

франчайзинг.docx

— 73.90 Кб (Скачать)

     – неспособностью франчайзера развивать и поддерживать соответствующую инфраструктуру;

     – отсутствием у франчайзи необходимой квалификации и способностей;

     – нехваткой мест, размещение в которых магазинов или иных торговых точек даст возможность быстро развить прибыльную деятельность27.

     При достаточном развитии франчайзинговой  сети франчайзер может получать основные доходы от франчайзинговых платежей, а не от ведения предпринимательской деятельности, на основе которой сформировалась франшиза. Оптимизация масштабов предприятия франчайзера дает ему возможность быстро развиваться как на национальном, так и на международном уровнях и при этом избегать рисков от осуществления капиталовложений.

     Франчайзи, являющиеся собственниками своих предприятий, имеют лучший стимул в развитии этих предприятий и соответственно франчайзинговой сети в целом, чем наемные служащие или менеджеры франчайзера. Франчайзинг незаменим при желании франчайзера расширить свою предпринимательскую деятельность на территорию иной страны28.

     Не  будучи связанным каждодневными  проблемами ведения бизнеса, франчайзер имеет возможность уделять больше внимания стратегическим направлениям развития того или иного аспекта своей предпринимательской деятельности.

     Основную  опасность для франчайзера во франчайзинге таят его взаимоотношения с франчайзи. Избранный франчайзи может быть не в состоянии вести определенную предпринимательскую деятельность.

     Основной  задачей франчайзера является обеспечение  единых стандартов продажи товаров  или предоставления услуг во всей франчайзинговой сети.

     В силу тех или иных причин франчайзинговые  отношения могут прекратиться, и франчайзер встает перед реальной опасностью разглашения своего ноу-хау недобросовестным франчайзи или его служащими. И хотя соответствующие положения содержатся во франчайзинговом договоре, они вряд ли гарантируют франчайзеру соблюдение его прав. Франчайзер должен быть готов к этому.

     Проведение  постоянного обучения франчайзи  ведет к тому, что в будущем после истечения срока франчайзингового договора он может стать реальным конкурентом. Это – реальность, и не нужно о ней забывать. Предотвратить это может только постоянное развитие франчайзером самого себя, франчайзи должен помнить, что его будущее напрямую зависит от этого29.

     Рост  эффективности бизнеса предприятий-франчайзи  можно достичь путем контроля со стороны франчайзера за соблюдением стандартов ведения дел. Однако нельзя допускать чрезмерного контроля франчайзи, поскольку, во-первых, снижается его действенность, во-вторых, излишний контроль может изменить суть франчайзинга, ориентированного на мотивированных управленцев - владельцев собственного предприятия.

     Баланс  контроля достигается с помощью прозрачной системы отчетности франчайзи при минимальном вмешательстве в его дела.

     Наконец, отношения франчайзинга имеют как  преимущества, так и недостатки для потребителя. Так преимуществами для потребителя есть: в большинстве случаев товары и услуги, те, что реализуются под одним товарным знаком, имеют одинаковое качество и инфраструктуру услуг, которые предоставляются; если закрывается какая-то определенная торговая точка, можно обратиться в главную компанию; за счет контроля качества со стороны франчайзера франчайзинговые фирмы обычно предлагают более высокий уровень обслуживания; франчайзи как собственники предоставляют потребителю услуги с большей мерой собственного участия.

     В свою очередь, недостатки для потребителя  следующие: потенциально франчайзинг  может ограничивать конкуренцию  и, в следствие, ограничивать выбор  товаров и услуг на определенном рынке; франчайзи может оказаться  недостаточно обученным. 

3. Ведение бизнеса при помощи франчайзинга в сфере общественного питания 

     Использование франчайзинговой системы ведения  бизнеса сейчас можно уверенно назвать  характерной чертой современного бизнеса  в сфере общественного питания. В частности, в России 40% сетевых компаний быстрого питания и 20% сетевых компаний ресторанного формата используют франчайзинг как способ развития сети своих заведений30.

      Российский  общепит давно осознал преимущество франчайзинга. Ранние проекты оказались не очень успешными, хотя и сумели прогреметь на всю Россию и даже некоторые страны СНГ – "Дока-пицца" (Тольятти, 1993 -1995), "Золотой цыпленок" (Санкт-Петербург, 1994 - 1999).

      Более спокойный и взвешенный подход к  строительству сетей на основе франчайзинга начался после кризиса 1998 года и продолжается по сей день. Есть уже немало российских сетей быстрого питания, которые сделали заметные успехи на этом поприще: "Ростик'с", "Крошка-картошка", западносибирский холдинг "Подорожник" и т.д.

      В настоящее время в России не все  еще устоялось с понятием "франчайзинг", и даже само это слово как таковое нигде в Гражданском кодексе РФ не фигурирует.

      Франчайзинг в общепите сводится к тому, что  франчайзи тиражируют бургеры, сэндвичи, картофель фри и т. д., а франчайзер тем временем тиражирует успешную и отработанную до мелочей модель бизнеса, предлагая воспользоваться ею за определенное вознаграждение всем заинтересованным, и одновременно организационно обеспечивает нормальное функционирование всей сети31.

      Цель  и основа существования франчайзинговой  сети может быть разной:

      – сбыт полуфабрикатов и пищевых продуктов (товарный франчайзинг);

      – продажа технологии и технологического оборудования (производственный франчайзинг);

      – продажа прав на использование торговой марки и определенной системы ведения бизнеса (деловой франчайзинг).

      Франчайзинг в общепите, как правило, объединяет две или сразу все три из перечисленных целей.

      Примерам  сетей товарного франчайзинга и  в нашей стране, и за рубежом нет числа. С этого, например, в 1938 году началась история одной из старейших сетей закусочных США – Dairу Quееn. Владельцы молочной фермы и небольшого молокозавода, отец и сын, никак не могли найти хороших оптовиков, пока окончательно не затоварились.

      Поэкспериментировав со своей продукцией, они стали  предлагать ее потребителю в виде мороженого и молочных коктейлей. Сеть заведений быстро разрослась на поставках дешевого сырья и лишь много позже стала трансформироваться в обычные закусочные с меню из бургеров и сэндвичей.

      Известные в России кафе международной сети Баскин-Роббинс – так-же яркий пример такого товарного франчайзинга. Заплатив за франшизу, владелец кафе обязуется вести свой бизнес по стандартам сети и далее даже не платит ни цента в виде роялти. Потому что для корпорации достаточно и того, что кафе покупает мороженое только от Баскин-Роббинс.

      Производственный  франчайзинг в деле общественного  питания – весьма элегантное бизнес-решение. Получается, что производитель или поставщик технологического оборудования самолично формирует спрос на свою продукцию, развивая франчайзинговую сеть, которой оборудование требуется для работы.

      По  этому пути пошли создатели американской сети Таstее-Frееz в 1950 году. Изобретатель Лео Моранц придумал аппарат для  производства мороженого и вместе со своим компаньоном стал создавать сеть уличных киосков. Участники сети могли как выкупать оборудование, так и брать его в аренду, но должны были работать под маркой Таstее-Frееz и следовать установленному формату ведения бизнеса. Владельцы компании получали прибыль и от продажи оборудования, и от деятельности франчайзинговой сети32.

     Деловой франчайзинг – это торговля таким сугубо нематериальным продуктом, как интеллектуальная собственность: бренд, деловая репутация, опыт ведения бизнеса, рецептура и т.д. В России, да и во всем мире франчайзеры, которые основывают свой бизнес только на таких идеальных и неосязаемых материях, испытывают одинаковые трудности с защитой своих авторских прав, контролем за использованием запатентованных технологий, защитой своего бренда и товарного знака. В России это усугубляется лакунами в нашем законодательстве и исторически сложившимся пренебрежительным отношением к чужой интеллектуальной собственности.

      Бренд должен быть незыблем и соответствующим  образом законодательно защищен. Даже всемогущий МсDonalds, например, не всегда успешно отбивается от посягательств на свой всемирно известный бренд. До сих пор еще не вынесено определение по иску корпорации к некоему монгольскому предпринимателю, который открыл в Улан-Баторе сеть заведений "Макдоналдс", имеющих характерный логотип из золотых арок в букве "М" и продающих, в частности, такое блюдо, как "чингисбургер".

      Если  резюмировать всю эту череду взлетов  и падений на просторах франчайзинга, то важно отметить следующее.

      Франшиза  – товар, складывающийся из многих элементов. И чтобы этот товар хорошо продавался и приносил франчайзеру деньги, он должен обладать вполне определенными потребительскими свойствами: быть выгодным потенциальному франчайзи и уникальным по своим характеристикам. А что важно для самого франчайзера, так это то, что уникальность элементов франшизы, по возможности, должна быть максимально защищена торговыми марками, торговыми наименованиями, патентами и т.д. И тогда франчайзинг станет настоящим реактивным ускорителем развития для франчайзера и выгодным вложением капитала для франайзи. Потому что от правильных франчайзинговых отношений выигрывают все33.

      Сейчас  общепит во всем мире – самая благодатная почва для франчайзинга.

      Начинающий  франчайзер должен как следует обеспечить свои тылы с помощью действующего законодательства, максимально защитив  свою интеллектуальную собственность: фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, ноу-хау, рецептуру и т.д.

      В пакете документов франчайзер обычно вручает франчайзи свою главную книгу – "Руководство оператора", которая в некоторых случаях превышает тысячу страниц текста. В ней зафиксированы все стандарты, принципы работы и технологические нормативы сети – от того, какой именно фразой должны приветствовать кассиры клиента, до норм расхода моющих средств34.

      Мало  передать франчайзи оборудование и  технологии и научить получать прибыль. Устойчивая и эффективная сеть может существовать только при постоянной экономической заинтересованности франчайзи во франчайзере. Преимущества сотрудничества для франчайзи должны явно перевешивать размер роялти, которую он выплачивает, и иметь протяженный во времени эффект. И даже известность торговой марки не всегда может быть гарантией лояльности франчайзи.

      Разные  сети решали эту проблему по-своему. Вот несколько примеров.

      На  раннем этапе развития МсDonalds Рэй  Крок для консолидации сети занялся  недвижимостью: взяв кредиты, он выкупал  недорогие, но перспективные участки земли вдоль дорог и транспортных развязок по всей стране, а затем передавал их своим франчайзи на условиях льготной аренды.

      "Крошка-картошка" сняла для участников своей сети серьезную головную боль – недостаток калиброванной картошки (250-300 г), обеспечив ее закупки, хранение и доставку по точкам франчайзи.

      "Ростик'с"  построил в Москве комбинат, который  производит для ресторанов сети полуфабрикаты. Серьезную экспансию в Западную Сибирь в 2003 году сеть также предварила созданием собственного производства в Новосибирске.

      Франчайзеры никогда не кредитуют своих франчайзи  на открытие бизнеса. Максимум, на что они могут пойти, это свести потенциального франчайзи с заинтересованной кредитной организацией, да и то безо всякого поручительства. Западные банки в целом достаточно охотно ссужают деньги под проекты, если речь идет об известных франчайзинговых сетях. Для России же это скорее исключение, чем правило.

      Многие  многообещающие бренды пришли в упадок из-за недостатка контроля. Два российских примера: сети "Дока-пицца" и "Золотой цыпленок". Обе удачно стартовали в 1993 и 1994 годах соответственно, обе использовали для роста производственный франчайзинг, то есть продажу своим франчайзи оборудования и передачу технологии. За несколько лет и "Золотой цыпленок", и "Дока-пицца" достигли почти всероссийской известности и так же быстро "закатились", в первую очередь из-за того, что не могли обеспечить "догляд" за своими франчайзи.

Информация о работе Франчайзинг