Функция планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является нахождение путей создания эффективной системы планирования.

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1 ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.doc

— 286.00 Кб (Скачать)

      Суть  вопроса на первый вопрос заключается в определении реальных возможностей организации в сфере ее деятельности на основе ее сильных и слабых сторон в важных функциональных областях: маркетинг, финансы и производство.

      При формулировании ответа на второй вопрос дополнительно к выполненному анализу (при ответе на первый вопрос) изучаются другие факторы, определяющие успех организации. Анализируются экономические условия, социальные и культурные изменения, а также влияние факторов внешней среды на деятельность организации (покупательский спрос, конкуренция, общие факторы состояния экономики, политическая ситуация и другие факторы внешней среды). Ответ выражается в обоснованной постановке  реалистичных целей организации и определении угроз, которые могут помешать их достижению.

      Ответ на третий вопрос содержит конкретные мероприятия, которые должны осуществить подразделения и сотрудники организации при решении поставленных задач для достижения сформулированных целей [12, c. 123-124].

      Можно утверждать, что планирование наводит  мост между существующим положением дел и тем, которого необходимо достичь. Оно дает возможность:

      1. реализовать предоставляющиеся возможности;

      2. свести к минимуму будущие риски.

      Процесс планирования включает несколько последовательных этапов конкретных управленческих действий, в том числе:

  1. определение целей организации;
  2. определение задач деятельности организации (данный этап должен осуществляться одновременно на всех уровнях управления при обязательном согласовании принимаемых решений);
  3. составление планов выполнения работ по решению поставленных задач, одновременно с разработкой планов осуществляется определение критериев и стандартов, по которым может быть оценена эффективность решения каждой задачи;
  4. разработку общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне, обеспечивающих координацию работ, направленных на достижение желаемого результата;
  5. разработку конкретных процедур и правил выполнения планов.

      При разработке планов, необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде [16, c. 107].

      Для обеспечения эффективного управления деятельностью предприятия функция  планирования должна обеспечивать полноту  и максимальную достоверность  планирования, ясность и однозначность планов, а также непрерывность планирования.

      Обеспечение полноты и достоверности планирования означает, что планы должны отражать все виды деятельности организации  и ее подразделений, необходимые  для достижения успеха, определяемого как соответствующие цели и задачи. При планировании должны учитываться все факторы и ситуации, которые могут оказать влияние на развитие организации. При этом необходимо использовать современные подходы, методы, средства и процедуры, обеспечивающие повышение достоверность прогнозов и рациональное использование всех привлекаемых ресурсов.

      Ясность и однозначность планов означает, что цели и задачи должны иметь  понятные и воспроизводимые формулировки, доступные для недвусмысленного понимания всеми членами организации. Они должны иметь количественные показатели и быть измеримы.

      Непрерывность планирования отражает факт, что планирование не является одноразовым актом, а  представляет непрерывный процесс. Это находит выражение в цикличности  осуществления планирования, реализация которого сама также представляет многоэтапный процесс.

      Кроме того, при определении уровня детализации  плана и объема работ по планированию необходимо всегда руководствоваться  принципами разумности и экономичности  планирования [9, c. 24].

      Планирование  предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры  применяют в своей работе.

        Балансовый метод основывается  на взаимной увязке ресурсов, которыми будет располагать предприятие,  с потребностями в них в  рамках планового периода. В основе баланса лежит балансовое уравнение, суть которого состоит в том, что сумма остатка ресурсов на начало периода должна быть равна сумме их расхода и остатка на конец периода. В тоже время обеспечение как такового равенства между ресурсами и их распределением не является единственной целью составления балансов. Важную роль здесь играет достижение их оптимальной структуры, обеспечивающей наибольшую эффективность деятельности организации.

      Другим  методом планирования является нормативный. Он состоит в том, что в основу плановых заданий на определенный период кладутся нормы затрат различных ресурсов. Технико-экономические нормативы характеризуют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

      Третья  группу методов планирования составляют математические, сводящиеся к расчетам на основе различного рода моделей.

      Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Организационное  планирование в конкретной фирме  может основываться на  использовании различных  методов и способов планирования, их сочетании [20, c. 70-72]. 

1.3 Формы, виды и способы планирования 

      В практической деятельности организаций  существуют различные формы планирования, использующие им соответствующие методы и виды планов.

      В зависимости от содержания, целей  и задач, а также в зависимости  от длительности планового периода  можно выделить следующие формы  планирования:

      1. долгосрочное планирование: заключается  в основном в определении главных  целей деятельности организации  и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами; оно охватывает период 5- 10 лет и более, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов;

      2. среднесрочное планирование: охватывает  период в 2- 5 лет, содержит количественные  показатели, отражает детальные  сведения по всей номенклатуре  продуктов, данные о капиталовложениях и источниках их финансирования;

      3. краткосрочное (текущее) планирование: составляется на 1 год и заключается  в определении промежуточных  целей и задач. При этом детально  разрабатываются средства и способы  решения всех предусмотренных  планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планами [17, c. 46].

      Форма долгосрочных планов включает разработку перспективного и долгосрочного  стратегического планов организации. Среднесрочное планирование предусматривает  формирование среднесрочного стратегического  и оперативного планов. Реализация среднесрочных и текущих планов осуществляется через систему бюджетов и финансовых планов, которые составляются по каждому подразделению на соответствующий период, а затем консолидируется в единый бюджет или финансовый план предприятия [15, c. 67].

      Виды  планирования можно классифицировать по следующим признакам:

      По  широте охвата:

  1. корпоративное планирование (для всей компании в целом);
  2. планирование по видам деятельности;
  3. планирование на уровне конкретного подразделения.

      По  функции:

    1. производственное;
    2. финансовое;
    3. кадровое;
    4. маркетинговое.

      По  степени детализации планов:

  1. стратегическое планирование: заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах;
  2. оперативное планирование:  заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии

      По  обязательности выполнения:

  1. директивное планирование для обязательного исполнения;
  2. индикативное планирование является ориентирным и зависит от индикаторов экономической, политической деятельности [21, c. 75].

      Виды  планов могут быть классифицированы по двум основным признакам [1, c. 59]:

      1.  в зависимости от видов хозяйственной деятельности: планы НИОКР, производства, сбыта, материально- технического снабжения, финансовый план, план капитальных вложений;

      2.    в зависимости от организационной структуры предприятия: планы предприятия в целом, планы производственного отделения, планы дочерней компании, планы структурного подразделения.

      В деятельности туристических предприятий  существует много способов планирования, но основными из них являются: планирование сверху вниз, снизу вверх, смешанный и целевой.

      Каждая  фирма выбирает такой способ планирования, который наиболее точно отвечает ее потребностям и специфике работы. Кроме того, выбор способа планирования основном определяется традиционными  подходами к управлению, которые  сложились в конкретной фирме, городе, регионе. Начиная создавать свою фирму, любой предприниматель должен выбрать наиболее приемлемый способ управления собственной фирмой, поскольку частая смена стиля управления вносит разлад в управленческую систему.

      Планирование сверху вниз. При этом способе планирования руководитель фирмы совместно со своими заместителями разрабатывает стратегию развития фирмы на запланированный период и определяет основные пути ее достижения. Затем основные показатели развития фирмы на запланированный период передаются в плановый или экономический отдел для разработки планов и после утверждения руководством фирмы доводятся до сведения всех подразделений, которые изыскивают способы их выполнения. Этот способ чаще всего применяется в Украине и других странах СНГ, поскольку такое планирование основано на командно-административном стиле управления, который привычен большинству наших новых предпринимателей. Недостатком такого подхода к планированию является то, что руководство фирмы не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев. К тому же, недостатки планирования или текущей работы фиксируются именно низовыми звеньями, которые далеко не всегда имеют возможность донести эту информацию до руководства.

      Планирование снизу вверх. Этот способ планирования предполагает большую самостоятельность и ответственность всех подразделений фирмы и каждого сотрудника. Наиболее действенной эта система является для акционерных обществ закрытого типа. При таком способе планирования каждый сотрудник анализирует свою текущую работу, находит резервы для ее совершенствования и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде. Руководитель подразделения самостоятельно или с работниками на основе представленных предложений формирует программу (план) работы своего подразделения в плановом году и передает эту информацию в плановый отдел, где собственно и происходит процесс планирования и координирования работы всех подразделений. Затем план возвращается в подразделения, где рассматривается и одобряется, а при необходимости и корректируется с учетом замечаний и передается на утверждение руководителю предприятия. Этот способ планирования базируется на философии тех фирм, которые пропагандирует творческий подход в управлении предприятием работниками всех уровней. Доверие к исполнителям стимулирует их работу и придает ей значимости в глазах их. Но и этот способ планирования имеет недостатки. Прежде всего – это невозможность “снизу” определить и оценить глобальность задач, которые стоят перед предприятием.

Информация о работе Функция планирования на предприятии