Характеристика системы экскурсионной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Содержание
Введение
1. Понятие экскурсионного менеджмента
1.1 Функции управления и структура туристско–экскурсионной организации
1.2 Технология принятия и реализации управленческих решений
1.3 Цели, задачи, стратегия и методология туристско–экскурсионной организации и управление
1.4 Планирование и управление
1.5 Формы контроля
1.6 Оценка эффективности экскурсионного менеджмента
1.7 Хозяйственно – финансовый план экскурсионного бюро
1.8 Экскурсионно–финансовый план
1.9 Рост объемов туристско – экскурсионного обслуживания
1.10 Использование новых форм обслуживания
2. Организация работы персонала экскурсионного бюро
2.1 Руководство работой бюро
2.2 Должностные инструкции персонала
2.3 Экскурсовод – профессия
2.4 Профессия и специальность
2.5 Личность экскурсовода
2.6 Экскурсоводческое мастерство
2.7 Пути повышения экскурсоводческого мастерства
3. Разработка экскурсий
4. Экономический анализ деятельности экскурсионной организации
4.1 Описание экскурсионной организации
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

менеджмент2.docx

— 111.86 Кб (Скачать)

В загородной экскурсии, независимо от ее протяженности в  километрах и продолжительности  по времени (до одних суток) непосредственное ведение экскурсий экскурсоводом  бюро, направляющим группу на маршрут, не должно превышать шести часов.

Во время транспортного  путешествия, в том числе и  в путешествии по местному маршруту выходного дня, ведение экскурсий  не должно превышать шести часов. Составляя проект плана, работники  бюро учитывают то обстоятельство, что при оплате работы экскурсовода во время загородной экскурсии или  транспортного путешествия каждый час непосредственного ведения  экскурсии (с учетом отдыха, необходимого для экскурсовода) засчитывается  как астрономический час.

1.9 Рост объемов туристско – экскурсионного обслуживания 

Необходимость постоянного увеличения объемов  работы бюро путешествий и экскурсий  вызывается прежде всего возрастающим спросом населения на туристско – экскурсионные услуги.

При расширении объемов обслуживания транспортными  путешествиями используются два  основных резерва: база для размещения и транспортные средства (железнодорожные  поезда, самолеты, речные и морские  суда, автобусы. Все более важное место в работе бюро занимает арендованная база – гостиницы, общежития, частный сектор, а также места на туристских базах.

Разработка качественного, отвечающего всем требованиям времени  хозяйственно – финансового плана  требует от экскурсионных работников широкого использования самых различных  резервов.

Постоянно действующим  резервом в работе бюро является разработка новых маршрутов туристских транспортных путешествий, а также расширение тематики экскурсий. Расширение географии  маршрутов предусматривает комплексное  использование ряда других резервов. Среди них – освоение новых  экскурсионных объектов, привлечение  дополнительных кадров, использование  всех видов транспорта, охват обслуживанием  новых контингентов туристов и экскурсантов, в том числе за счет дифференцированного  подхода к обслуживанию, применение новых форм туристско – экскурсионной работы, расширение и совершенствование договорных отношений с заказчиками

Рост по объему предоставляемых услуг в бюро не должен целиком обеспечиваться за счет возрастания стоимости транспортных путешествий и экскурсий. В отдельных  случаях такой рост возможен, например, за счет повышения цены на бензин или  входную плату в музеи, а также  часовой оплаты за арендованные автобусы. Неправильно, когда при отсутствии каких-либо объективных причин бюро увеличивает протяженность городской  экскурсии по времени – вместо двухчасовой экскурсии проводит трех-четырехчасовую на ту же тему, с показам тех же объектов. Рост количества участников экскурсии не должен происходит за счет механического деления одной, например, городской трехчасовой экскурсии на две и даже три самостоятельные экскурсии без включения в маршруты новых объектов показа и дополнительного материала.

Не следует  без надобности увеличивать время  пребывания на транспортных маршрутах  и в путешествиях по местным маршрутам  выходного дня, особенно когда речь идет о пребывании в городах и  других населенных пунктах, где мало достопримечательностей, а широкая  экскурсионная программа не вызывает интереса отдыхающих.

Рекомендуется активнее использовать такой резерв, как предоставление дополнительных услуг, ранее на маршруте не предоставлявшихся. В их число могут, например, войти  вручение участникам мероприятий буклетов, наборов открыток. Неплохо, когда, приобретая путевку или экскурсионный билет, турист получает печатное издание, связанное  с содержанием предстоящего мероприятия. Его стоимость включается в оплаченную путевку (билет).

Рекомендуется более активно организовать работу по обеспечению сувенирами и печатными  изданиями туристов и экскурсантов за счет личных средств. При этом нужно  использовать принцип материальной заинтересованности работников бюро.

Большим резервом для роста объемов является предоставление экскурсантам питания на экскурсии. Расходы на питание бюро закладывает  в калькуляцию стоимости экскурсии. Обычно делается два варианта экскурсий  – без питания и с питанием. Право заказчика выбрать ту экскурсию, которая ему больше подходит.

Постоянно действующий  резерв – расширение экскурсионной  тематики, разработка новых тем экскурсий, где используются новые экскурсионные  объекты – памятники истории  и культуры, новые для данного  бюро достопримечательности и исторические места. Речь идет о более полном использовании  памятников, включенных в списки. Эту  работу следует начинать с учета  всех памятников и памятных мест, которые  могут быть использованы в экскурсионном  показе. Для удобства пользования  следует завести карточку на каждый объект. К заполнению карточек можно  привлечь экскурсовода.

Учет памятников истории и культуры, достоверные, подробные сведения о них позволяют  работникам бюро постоянно разрабатывать  новые темы экскурсий. Правильно  составленная тематика служит основой  для комплексного подхода к воспитанию, для обеспечения всестороннего  гармоничного развития людей.

В числе резервов важное место занимает использование  различных видов транспорта. Необходимо лучше использовать свой автобусный парк, обратив внимание на такой  показатель работы, как размер ежегодного дохода от эксплуатации автобусов. При  организации экскурсий нужно  добиваться сокращения простоев автобусов. Обслуживание туристских поездов и  теплоходов позволяет использовать один автобус для передвижения нескольких экскурсионных групп по маршруту. Делается это путем поочередной  доставки по челночному методу групп  к объектам для их показа.

Задача бюро – обеспечить более гибкие отношения  с городскими автохозяйствами, добиваться четкого соблюдения обязательств, установленных  двусторонними договорами между  экскурсионным учреждением и  автохозяйством, строить всю работу на взаимовыгодных началах, лучше использовать арендованный транспорт.

Рост объемов  услуг бюро путешествий и экскурсий  способствует более равномерному использованию  автобусов, собственных и арендованных, их хорошо организованной и равномерной  работе в течение всей недели. Неправильно видеть в деле использования автотранспорта лишь один резерв – получение в туристском и городском автобусных хозяйствах возможно большего количества автобусов для проведения экскурсий в субботние, воскресные и праздничные дни.

В экскурсионной  практике существуют два понятия "место  начала экскурсии" и "место посадки  экскурсионной группы". Место  начала экскурсии – тот объект, где согласно методической разработке начинается экскурсионный маршрут, раскрытие темы экскурсии. Место  посадки группы, как говорит само название, место сбора группы и ее посадки в автобус. В ряде случаев по взаимной договоренности между заказчиком и бюро по окончании экскурсии группа доставляется к месту посадки.

Имеются неудобства в подаче экскурсионного автобуса к  месту посадки группы - водитель тратит время на отыскивание экскурсантов. При направлении экскурсовода для встречи с группой на месте ее посадки в автобус он затрачивает немало времени, которое может быть использовано более продуктивно.

По существующему  порядку в том случае, когда  экскурсоводу поручено встретиться  с группой в пределах города, время, необходимое к месту встречи  не оплачивается. Время, затраченное  им на доставку группы к месту начала экскурсии, оплачивается по ставке руководителя туристской группы. Если экскурсоводу поручено встретится с экскурсионной  группой за пределами города, где  расположено бюро путешествий и  экскурсий, то ему оплачивается стоимость  проезда к месту встречи и  время, затраченное на поездку к  месту встречи с группой, и  время на проезд с группой к месту начала экскурсии по ставке руководителя туристской группы. Расходы, связанные с такой организацией обслуживания, должны быть заложены в калькуляцию стоимости экскурсии.

Необходимость экономии горючего и времени, затрачиваемого на пробег автобуса, и в целом  повышение эффективности использования  автотранспорта подсказывают другую форму  организации экскурсий. В больших  городах доставку участников к месту  начала экскурсии следует производить  на внутригородском транспорте. Может  быть рекомендовано выделение двух-трех мест сбора экскурсантов для посадки  в автобус.

При такой организации  обслуживания в случае неприбытия автобуса, выделенного под конкретную группу экскурсантов, легче выделить резервный  автобус, заменить заболевшего экскурсовода. Практически исключаются задержки экскурсий, а опоздавшие экскурсанты  могут быть посажены в другие автобусы. 

1.10 Использование новых  форм обслуживания 

Важным резервом дальнейшего расширения туристско – экскурсионного обслуживания населения является использование новых форм.

Широкие возможности  для бюро открывает организация  путешествий по местным маршрутам  выходного дня. Эта форма рассчитана в основном на организацию еженедельного  отдыха, когда поездка продолжается не более двух суток – субботу, воскресенье или другие дни отдыха на предприятии. Для маршрутов выходного  дня исключением по длительности являются праздничные дни.

Неиспользованные  резервы для размещения туристов и возможность использования  различных видов транспортных средств, обширная география поездок, большой  выбор экскурсионной тематики, обилие памятных мест открывают широкие  перспективы перед маршрутами выходного  дня. Разработка новых маршрутов  – это резерв многоразового использования, однако для этого необходимо обеспечить высокое качество их проведения и  прежде всего определить тот познавательный материал, которым будут обогащены участники путешествий.

Значительную  аудиторию привлекают циклы экскурсий. В цикл включают от четырех до десяти экскурсий.

Участие в экскурсиях определенного цикла позволяет  экскурсантам получить более глубокие знания по интересующей их проблеме или  целой отрасли знаний. Все экскурсионные  циклы подразделяются на три вида:

1.                 общеобразовательный, рассчитанный на смешанную группу без учета образования, возраста, интересов, состоящий из разных тем;

2.                 тематический – литературный, архитектурный, исторический;

3.                 для определенной группы участников.

Широкое развитие получили общеобразовательные циклы. Они строятся по принципу: обо всем интересном – понемногу. В такие  циклы включаются следующие экскурсии: городская, обзорная, городская тематическая, производственная и загородная. Рассчитан  цикл на приезжих туристов и на экскурсантов из числа местного населения. Цикл дает возможность всесторонне ознакомиться с достопримечательностями края, города, получить определенный комплекс знаний по истории города, его современной  жизни, архитектуре, искусству.

Большую популярность приобретают тематические циклы  экскурсий, которые обеспечивают комплексное  освещение вопросов искусства, культуры.

Могут быть разработаны  экскурсионные циклы, посвященные  современности.

Интересны циклы, построенные на дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию населения, направленные на удовлетворение интересов конкретного круга  участников.

Значительный  резерв дальнейшего расширения туристско – экскурсионного обслуживания населения – привлечение к ведению экскурсий и сопровождению туристских групп дополнительных кадров. Важно правильно организовать привлечение к проведению экскурсий руководителей бюро, методистов и других работников экскурсионных учреждений.

Значительным  резервом роста объемов экскурсионного обслуживания является контингент отдыхающих на туристских базах. Бюро, которым  поручена организация плановых экскурсий  на туристских базах, должны добиваться проведения экскурсий, включенных в  программу обслуживания и стоимость  туристской путевки и привлекать к участию в них всех туристов.

Не менее важна  и другая сторона дела – организация  на турбазах дополнительных экскурсий  с оплатой их стоимости.

Работникам бюро, которые отвечают за этот участок  обслуживания, необходимо уделять постоянное внимание содержанию экскурсионных  программ, перерабатывать их по истечении  нескольких лет, заменять одни экскурсии  другими. Делать это надо утверждения  хозяйственно – финансового плана; изменения в программе экскурсий  должны найти отражение в туристской путевке. Изменение экскурсионной  программы, как правило, не должно вызывать повышение цены на туристскую путевку.

Многовариативность экскурсионного обслуживания на туристской базе (гостинице) означает, что каждому туристу предоставляется право выбрать самому одну из нескольких экскурсионных программ (экскурсий). Экскурсионные учреждения используют различные формы организации этой работы. Первая форма, когда турист, зная общую стоимость всех экскурсий, которые турбаза должна для него провести, подбирает из перечня экскурсий на ту же стоимость те, которые его заинтересовали. Например, для выбора трех плановых экскурсий ему предлагается 8 – 10 различных экскурсий.

Другая форма  – к каждой из трех плановых экскурсий  приложен список из 2 – 3 наименований. Турист может выбрать любую из них, в конечном счете получая три предусмотренных путевкой экскурсии.

Информация о работе Характеристика системы экскурсионной деятельности