Эффективность менеджмента в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Под эффективностью менеджмента в туризме следует понимать такое управление, которое обеспечит успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена в этой отрасли. Рассматривая содержательную часть понятия "эффективность менеджмента в туризме" следует исходить из того, что туризм - это, прежде всего, важное социально-экономическое явление. Последствия его все более и более ощущает на себе как каждый житель, так и общество в целом.

Содержание

Введение 3
1.Понятие эффективности менеджмента в туризме 5
2.Экономическая эффективность менеджмента туризма 8
2.1. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания 8
2.2 Показатели экономической эффективности менеджмента туризма 13
2.3 Определение издержек, связанных с туризмом 19
2.4 Измерение экономической эффективности менеджмента туризма 21
3.Экологическая эффективность менеджмента туризма 23
4.Социальная эффективность менеджмента туризма 25
5.Предложения по повышению эффективности менеджмента туризма 28
Выводы 35
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

Эффективность менеджмента в туризме.docx

— 41.86 Кб (Скачать)
 

ВВЕДЕНИЕ  

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ  МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ  

1.1. Понятие эффективности  менеджмента туризма  

1.2. Оценка экономической  эффективности менеджмента в  туризме  

1.3.Оценка социальной  эффективности менеджмента в  туризме  

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ  ГОСТИНИЦЫ АСТРАХАНСКАЯ  

2.1. Историческая  справка гостиницы Астраханская  

2.2. Анализ управления  качеством обслуживания  

2.3. Анализ системы  управления персоналом  

Выводы и предложения  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

Содержание. 

 Введение 3

1.Понятие эффективности  менеджмента в туризме 5

2.Экономическая  эффективность менеджмента туризма  8

2.1. Характеристика  расходов посетителей в стране  пребывания 8

2.2 Показатели  экономической эффективности менеджмента  туризма 13

2.3 Определение  издержек, связанных с туризмом 19

2.4 Измерение  экономической эффективности менеджмента  туризма 21

3.Экологическая  эффективность менеджмента туризма  23

4.Социальная  эффективность менеджмента туризма  25

5.Предложения  по повышению эффективности менеджмента  туризма 28

 Выводы 35

 Список используемой  литературы 36

11.ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА В ТУРИЗМЕ

    Понятие эффективности менеджмента в туризме

 
 
 

Понятие эффективности менеджмента  в туризме 

Под эффективностью менеджмента  в туризме следует  понимать такое управление, которое обеспечит  успешное функционирование и развитие каждого  организационно-хозяйственного звена в этой отрасли. Рассматривая содержательную часть понятия "эффективность  менеджмента в  туризме" следует  исходить из того, что  туризм - это, прежде всего, важное социально-экономическое  явление. Последствия  его все более  и более ощущает  на себе как каждый житель, так и общество в целом. Таким  образом, туризм - это  такой вид деятельности, который непосредственно  влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы  всех государств, а  также на их международно-экономические  отношения.  

В силу все возрастающего  воздействия туризма  на общество возникает  необходимость исследования его эффективности. Правильная оценка эффективности  менеджмента в  туризме позволяет  активно воздействовать на текущее состояние  и тенденции развития туристских фирм, устанавливать  их размеры, отслеживать  и корректировать неуправляемые явления  и процессы, составлять прогнозы и планы  развития этих фирм и их структурных  подразделений. Но следует  иметь в виду, что  механический перенос  известных методик  определения эффективности  из других отраслей экономики не имеет  смысла. Исходя из специфики  туристской деятельности, нужно четко представлять, что надо измерять, чтобы вычислить  ее эффективность. Ведь эффект от туризма  определяется либо количеством  туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих специфический туристский продукт (туристское предложение).  

Поскольку туризм охватывает широкий  диапазон видов деятельности и выходит за рамки  традиционного представления  о нем как о  явлении, связанном только с отдыхом, то эффект от него должен рассматриваться с точки зрения спроса особого типа потребителя, а не с точки зрения предложения, что характерно, например, для промышленности, более просто и менее трудоемко.  

Тогда почему эффективность  туризма так не определяется? Дело в том, что в  других отраслях коммерческие предприятия занимаются производством товаров  и услуг. Но туризм нельзя сводить только к производству товаров (услуг), поскольку этот вид  деятельности определяется не столько характером производимого товара (услуги), сколько особенностями  и количеством  потребителей туристского  продукта. Это значит, что эффект в туристской индустрии зависит  от конечного потребления  любого ее продукта, что в большей  степени зависит  от типа потребителя  и в меньшей - от типа продукта.  

Определив потребителя туристского  продукта как важнейший  элемент эффективности, имеем в виду то, что его деньги обмениваются на туристский товар или услугу, а это ведет  к "туристским расходам". Любые расходы, в  том числе и  в туризме, прямо  влияют на эффективность  функционирования отрасли. В связи с этим данные, относящиеся  к туристским расходам, представляют собой  главный компонент, положенный в основу управления туризмом. Он используется для  наблюдения и оценки воздействия туризма  на национальную экономику  и различные секторы  туристской индустрии.  

Как видим, эффективность  менеджмента охватывает различные сферы  человеческой деятельности. В буквальном смысле эффективно вести  дело означает действенно, результативно, производительно. Эффективность сродни целенаправленному  воздействию, поэтому  она носит управленческий характер и отражает степень достижения поставленных целей. Это значит, что  эффективность следует  понимать как соотношение  результата и целей  либо результата и  затрат на его получение. На такой исходной позиции и основано понимание эффективности  управления туризмом. Речь идет об эффективной  работе всех подсистем, объединенных понятием "туризм", которую в рыночной экономике обеспечивает управляющая система. В связи с этим, под эффективностью менеджмента в  туризме следует  понимать такое управление, которое обеспечит  успешное функционирование и развитие каждого  организационно-хозяйственного звена в этой отрасли. Эффективность управления туризмом рассматривается  нами в двух направлениях: экономическом и  социальном. 

      Рассматривая  содержательную часть понятия «эффективность менеджмента в туризме» следует  исходить из того, что туризм — это  прежде всего важное социально-экономическое  явление. Последствия его все  более и более ощущает на себе как каждый житель, так и общество в целом. Таким образом туризм — это такой вид деятельности, который непосредственно влияет на социальную, культурную, образовательную, экономическую сферы всех государств, а также на их международно-экономические отношения.

      В силу все возрастающего воздействия  туризма на общество возникает необходимость  исследования его эффективности. Правильная оценка эффективности менеджмента  в туризме позволяет активно  воздействовать на текущее состояние  и тенденции развития туристских фирм, устанавливать их размеры, отслеживать  и корректировать неуправляемые  явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих фирм и их структурных подразделений. Но следует  иметь в виду, что механический перенос известных методик определения  эффективности из других отраслей экономики  не имеет смысла. Исходя из специфики  туристской деятельности, нужно четко  представлять, что надо измерять, чтобы  вычислить ее эффективность. Ведь эффект от туризма определяется либо количеством  туристов-посетителей, либо объемом  деятельности коммерческих туристских структур, производящих специфический  туристский продукт (туристское предложение).

      Поскольку туризм охватывает широкий диапазон видов деятельности и выходит  за рамки традиционного представления  о нем как о явлении, связанном  только с отдыхом, то эффект от него должен рассматриваться с точки  зрения спроса особого типа потребителя, а не с точки зрения предложения, что характерно, например, для промышленности, более просто и менее трудоемко.

      Тогда почему эффективность туризма так  не определяется? Дело в том, что  в других отраслях коммерческие предприятия  занимаются производством товаров  и услуг. Но туризм нельзя сводить  только к производству товаров (услуг), поскольку этот вид деятельности определяется не столько характером производимого товара (услуги), сколько  особенностями и количеством  потребителей туристского продукта. Это значит, что эффект в туристской индустрии зависит от конечного  потребления любого ее продукта, что  в большей степени зависит  от типа потребителя и в меньшей  — от типа продукта.

      Определив потребителя туристского продукта как важнейший элемент эффективности, имеем в виду то, что его деньги обмениваются на туристский товар или  услугу, а это ведет к «туристским  расходам». Любые расходы, в том  числе и в туризме, прямо влияют на эффективность функционирования отрасли. В связи с этим данные, относящиеся к туристским расходам, представляют собой главный компонент, положенный в основу управления туризмом. Он используется для наблюдения и  оценки воздействия туризма на национальную экономику и различные секторы  туристской индустрии.

      Как видим, эффективность менеджмента  охватывает различные сферы человеческой деятельности. В буквальном смысле эффективно вести дело означает действенно, результативно, производительно. Эффективность  сродни целенаправленному воздействию, поэтому она носит управленческий характер и отражает степень достижения поставленных целей. Это значит, что эффективность следует понимать как соотношение результата и целей либо результата и затрат на его получение. На такой исходной позиции и основано понимание эффективности управления туризмом. Речь идет об эффективной работе всех подсистем, объединенных понятием «туризм», которую в рыночной экономике обеспечивает управляющая система. В связи с этим под эффективностью менеджмента в туризме следует понимать такое управление, которое обеспечит успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена в этой отрасли. Эффективность управления туризмом рассматривается нами в двух направлениях: экономическом и социальном.

    Экономическая эффективность менеджмента  в туризме1

 

      Суть  управляющего воздействия в области  экономического управления туризмом сводится к тому, чтобы расходы от туристской деятельности привести к минимуму. Как мы уже условились ранее, определение  расходов тесно связано с определением потребления в туризме. В связи  с этим потребление в туризме  определяется как стоимость товаров  и услуг, необходимых для удовлетворения спроса туристов. Таким образом, туристские расходы определяются как общая  сумма потребительских расходов туриста при подготовке, в ходе его поездки и пребывания в  месте назначения.

      Чтобы более точно установить величину расходов на путешествия, совершаемые  во время отпуска, определяем:

  • частоту поездок. Она показывает, сколько путешествий предпринимает человек в среднем за определенный период времени

где Чп — частота поездок; Кп — количество поездок и Чв — период времени.

  • интенсивность путешествий. При определении этого показателя принимают во внимание не отдельного человека, а все население региона. Интенсивность путешествий показывает, какая часть людей, занятых в народном хозяйстве, совершила путешествия в течение года. Это отношение путешествующих к численности всего населения региона (например, республики), выраженное в процентах:

где Ип — интенсивность путешествий; Кт — количество туристов; Чн — численность населения.

  • среднюю продолжительность поездок. Она рассчитывается путем деления общего количества ночевок на число поездок.

      Различные компоненты, составляющие туристские расходы, могут быть разделены на три большие группы:

  • предварительные расходы, необходимые для подготовки и осуществления поездки;
  • расходы, возникающие во время путешествия и в посещаемых туристами местах;
  • расходы, производимые в стране выезда после возвращения из заграничной поездки (например, проявление фотопленки, ремонт автомобиля, поврежденного во время путешествия и др.).

      Как видно, туристские расходы включают в себя довольно много составляющих — от приобретения потребительских  товаров и услуг, являющихся неотъемлемым элементом путешествий, до покупки  товаров длительного пользования  и подарков для родственников  и знакомых.

  Характеристика расходов  посетителей в  стране пребывания

      Одним из важнейших этапов определения  эффективности туризма является экономический анализ всех статей туристских расходов. Выявленные в процессе такого анализа отклонения в виде обратной информации поступают в систему  управления туризмом для принятия соответствующих  управленческих решений. Разбивка по статьям  туристских расходов важна для измерения  воздействия туризма на экономику  и отдельные ее секторы. В практике экономического управления туризмом выделяется семь таких статей расходов:

Информация о работе Эффективность менеджмента в туризме