Эффективность менеджмента в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Под эффективностью менеджмента в туризме следует понимать такое управление, которое обеспечит успешное функционирование и развитие каждого организационно-хозяйственного звена в этой отрасли. Рассматривая содержательную часть понятия "эффективность менеджмента в туризме" следует исходить из того, что туризм - это, прежде всего, важное социально-экономическое явление. Последствия его все более и более ощущает на себе как каждый житель, так и общество в целом.

Содержание

Введение 3
1.Понятие эффективности менеджмента в туризме 5
2.Экономическая эффективность менеджмента туризма 8
2.1. Характеристика расходов посетителей в стране пребывания 8
2.2 Показатели экономической эффективности менеджмента туризма 13
2.3 Определение издержек, связанных с туризмом 19
2.4 Измерение экономической эффективности менеджмента туризма 21
3.Экологическая эффективность менеджмента туризма 23
4.Социальная эффективность менеджмента туризма 25
5.Предложения по повышению эффективности менеджмента туризма 28
Выводы 35
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

Эффективность менеджмента в туризме.docx

— 41.86 Кб (Скачать)

      комплексные поездки, пакеты услуг  на отдых и комплексные  туры. Комплексный тур включает в себя ряд туристских продуктов, приобретаемых посетителем в качестве единого пакета. Так как существует много разновидностей комплексных туров, необходимо определить элементы туристского пакета каждого посетителя. Некоторые типичные туры включают в себя только такие факторы, как транспорт и размещение, в другие же входят еще и питание, экскурсии и даже сувениры. Именно поэтому и необходимо производить разбивку комплексных расходов каждого посетителя на составные части, а затем подсчитать эти слагаемые для всех посетителей;

      размещение  туристов. Сюда входят следующие расходы:

  • стоимость проживания в коллективных местах размещения (гостиницах, кемпингах, лагерях отдыха и т.п.);
  • оплата за проживание в индивидуальных местах размещения;
  • текущие расходы — государственные сборы, эксплуатационные расходы, ремонт и др.;
  • расходы на таких объектах размещения, которые относятся к автофургонам или другим «домам на колесах», а также расходы, связанные со стоянками яхт и катеров у причалов;
  • аренда автофургонов и «домов на колесах» (несамодвижущихся транспортных средств);
  • стоимость размещения в общественных средствах транспорта в тех случаях, когда плата за размещение взимается отдельно от транспорта;

      питание и напитки. Это расходы:

  • на питание и напитки, которые производятся в ресторанах, барах, кафе, в развлекательных заведениях;
  • на питание и напитки, производимые в средствах размещения;
  • на питание и напитки, производимые в средствах транспорта, в тех случаях, если они включены в проездной билет;
  • на готовую пищу, сырые продукты питания и напитки, приобретаемые в розничной торговле;

      транспорт. Это все дорожные расходы, производимые во время путешествия:

  • проезд из места жительства и обратно;
  • поездки в границах мест назначения;
  • экскурсии;

      рекреационные, культурные и спортивные виды деятельности. Данная статья расходов включает в себя стоимость занятия этими видами деятельности, включая стоимость аренды или приобретения необходимого инвентаря и снаряжения;

      посещение магазинов. В эту группу входят расходы на товары (но не на услуги), приобретенные для целей личного потребления в пунктах розничной либо оптовой торговли;

      прочие  расходы. Сюда входят следующие расходы:

  • сборы, связанные с обменом валюты;
  • туристское страхование;
  • расходы в области связи (телефонные и почтовые расходы);
  • комиссионные и вознаграждения, которые выплачиваются коммерческим организациям за предоставление связанных с путешествием услуг;
  • услуги личного характера — сауна, массаж, химчистка, услуги косметолога и т.п.

      Приведенная классификация расходов в туризме  необходима для выбора направлений, по которым следует строить модели экономического управления международным  въездным и выездным, а также внутренним туризмом, определять предложение и  измерять экономическую эффективность  туризма. Рассмотрим эти аспекты  более подробно.

    Измерение экономической эффективности  туризма

      Международные въездные посетители для каждой страны являются благом, поскольку они стимулируют  развитие национальной и местной  экономики, обеспечивают приток иностранной  валюты и помогают финансировать  строительство объектов, которыми могут  пользоваться все граждане. Именно измерение расходов въездных туристов позволит оценить экономическое  воздействие туризма на национальном и местном уровне. Не менее важно  изучение доходов страны от внутреннего  и выездного туризма.

      Максимальное  увеличение вклада туризма в общее  экономическое благосостояние граждан  является важной стратегической целью  как развитых, так и развивающихся  стран. С помощью менеджмента  можно увеличить чистые экономические  выгоды от туристской деятельности, т.е. обеспечить превышение экономических результатов над издержками, связанными с функционированием туризма.

      Чтобы получить полную картину воздействия  туризма на экономику страны, следует  решить четыре последовательные задачи:

  • измерить валовой вклад туризма в национальную экономику, т.е. узнать «валовые экономические выгоды» от него;
  • определить валовые экономические издержки от туристской деятельности;
  • установить чистый экономический вклад туризма в национальную экономику;
  • выявить резервы, повышающие величину этого вклада.

      Для решения названных задач необходимо определить показатели, наиболее значимые для менеджмента:

      личные  доходы граждан. Туризм оказывает непосредственное воздействие на денежные доходы граждан, обеспечивая их занятость в фирмах, на предприятиях и в организациях. С этим понятием тесно связана занятость населения, выражающаяся количеством рабочих мест на полный или неполный рабочий день;

      коммерческие  доходы. Это валовые денежные поступления, образующиеся благодаря расходам посетителей. Чистые доходы являются показателем жизнеспособности фирм, обслуживающих туристов. Они создают средства для капиталовложений и показывают эффективность обслуживания туристов той или иной фирмой;

      государственные доходы. Это поступления в государственную казну, образующиеся в результате туристской деятельности. Сюда входят налоги и сборы. Кроме того, в ряде стран есть государственные объекты, которые непосредственно обслуживают туристов. Это места размещения туристов, развлекательные заведения и даже магазины. Поступления от продажи товаров и услуг на этих объектах считаются государственными доходами;

      валовой внутренний продукт (ВВП) формируется и от туристской деятельности внутри страны. Можно рассчитать долю поступлений от туризма в ВВП;

      поступления чистой иностранной  валюты.

    Определение издержек, связанных  с туризмом

      Туристские  издержки можно определить как выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению  туристского продукта до потребителя  и удовлетворению его спроса. В  условиях нехватки ресурсов измерение  экономической эффективности туризма  без подсчета соответствующих издержек связано с большим риском и, по существу, невозможно. Более того, такой  подход может нанести серьезный  ущерб окружающей среде, резко повысить стоимость общественных служб, обеспечивающих туристов, а также значительно  снизить качество жизни местных  жителей.

      Издержки  такого вида деятельности, как туризм классифицируются по двум направлениям:

  • прямые издержки покрываются лицами (фирмами), производящими туристский продукт и пользующимися достопримечательностями туристского региона;
  • косвенные издержки компенсируются другими лицами и организациями, т.е. потребителями туристского продукта (например, издержки по эксплуатации автомагистрали турист перекладывает на других лиц без какой-либо компенсации).

      Правительственные издержки на обслуживание и развитие туризма называются бюджетными. В нашем случае косвенные издержки, связанные со строительством и эксплуатацией дороги, а также с организацией работы полиции, обеспечивающей безопасность движения, несет правительство, которое перекладывает стоимость этих расходов на своих граждан, взимая с них налоги.

      Существуют  и иные, связанные с туризмом, косвенные издержки, которые несет  уже не правительство, а сами жители этого региона. Государство, например, никак не решает проблему, связанную  с повышением интенсивности движения в период наплыва туристов в разгар сезона, и местные жители будут  тратить больше времени на поездки  на работу и обратно, для совершения покупок и т.д. Но такой вид  издержек измерить практически невозможно.

      Экономическое управление в отношении оптимизации  туристских издержек сводится к определению  их видов и источников их образования, чтобы в последующем найти  наиболее эффективные управляющие  воздействия по их разумному сокращению. Беспредельное же их сокращение приводит к снижению качественных параметров развития туризма, а соответственно, и к уменьшению эффективности  управленческой деятельности. Косвенные  и бюджетные издержки приведены  в табл. 13.2. 

      Виды  косвенных и бюджетных  издержек

Издержки
косвенные бюджетные
Дорожные  затраты и шум  
 

Преступность

Пожары

Загрязнение воды

Загрязнение воздуха

Мусор 

Нанесение ущерба природе 
 

Разрушение  социально-культурного наследия

Болезни и автокатастрофы

Строительство дорог, полицейские службы, общественный транспорт, транспортные терминалы  и порты

Полицейские службы, система правосудия

Пожарная  охрана

Надлежащее  водоснабжение и канализация  Полицейские службы, автоинспекция

Система сбора и утилизации мусора, полицейские  службы

Полицейские службы, парковые и рекре- ационные объекты, лесное хозяйство, регулирование  рыболовства и охоты

Организация работы музеев и исторических объектов, полицейские службы

Больницы  и другие объекты здравоохранения, санитарные службы и контрольные  инспекции за качеством продуктов, полицейские службы, системы правосудия

 

      В процессе менеджмента следует изучить  то, какие из всех представленных в  табл. 13.2 издержек наиболее сильно коррелируют  с эффективностью туристской деятельности. Вполне возможно, что некоторые статьи издержек для какой-то категории  туристов будут отсутствовать. Например, посетители какой-либо страны не создадут издержек в области регулирования  охоты и рыболовства или лесного  хозяйства. В связи с этим подсчет  бюджетных издержек, связанных с  туризмом, предполагает определение  доли всех категорий этих издержек, указанных в табл. 13.2, которые  приходятся на посетителей.

      После определения валовых экономических  выгод для страны (личных доходов, занятости, коммерческих доходов и  их поступлений в государственную  казну (см. 13.2.2) и издержек необходимо произвести примерную оценку чистого  дохода от отдельных типов посетителей (см. табл. 13.3, пример условный).

      Как видно из таблицы, самые большие  поступления в государственный  бюджет отмечаются в сегменте № 3, но он же и самый дорогой в отношении  бюджетных издержек. Все затраты  настолько высоки, что соотношение  государственных поступлений и  бюджетных издержек составляет 2,5, что  намного ниже, чем для сегмента № 2. Если у нас есть только 500 000 $ США для привлечения въездных посетителей, то наиболее выгодным будет  использование средств для сегмента № 2, т.е. мы получим, в итоге, 4 $ США  на каждый затраченный доллар.

      Приведенный пример относится только к въездным посетителям. Аналогично производятся расчеты и по другим рыночным туристским сегментам — например, по внутренним посетителям.

      Детализацию и конкретизацию различных аспектов экономического управления туристским предприятием можно провести в рамках курса «Экономика туризма». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Социальная  эффективность менеджмента  в туризме. 
 

Социальная эффективность  менеджмента туризма 

Если экономическую  эффективность можно выразить количественно  — оценить ее в денежном выражении, то систему общих и частных  показателей социального плана  измерить очень сложно или же просто невозможно. Речь идет прежде всего  об удовлетворенности работников и  способности их адаптации к условиям внутренней и внешней среды. Таким  образом, фирма достигает своей  цели за счет эффективного использования  трудового потенциала своих сотрудников  посредством интеграции их деятельности, морали, социального климата, повышения  взаимного доверия между ними и т.д. Эти и многие другие компоненты социальной эффективности изучаются  в других курсах. Применительно к  менеджменту туризма целесообразно  рассмотреть два аспекта. Поскольку  большая часть требований к социальной эффективности связана с системой управления трудовыми ресурсами, то главная задача менеджмента состоит  в том, чтобы создать эффективную  туристскую структуру, позволяющую  обеспечить комфортные условия труда  и повысить уровень жизни своего персонала за счет его профессионального  развития и управления его деловой  карьерой.  

Информация о работе Эффективность менеджмента в туризме