Экологическое страхование

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:00, реферат

Описание работы

Экологическая сертификация (фр. certification, от лат. cerium - верно, focere - делать) - это разработка, оформление и контроль использования экологических сертификатов.
Экологические сертификаты - документы, выдаваемые государственными органами в соответствии с правилами системы экологической сертификации, удостоверяющие соответствие определенным экологическим стандартам и требованиям готовой продукции, технологии ее производства и жизненного цикла в целом
В российском экологическом праве экологическая сертификация определяется как деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Работа содержит 1 файл

Экологическая сертификация.docx

— 45.27 Кб (Скачать)

Ответственность в области экологической экспертизы возникает в связи с нарушениями законодательства РФ в этой области в части ГЭЭ. Закон «Об экологической экспертизе» определяет виды таких нарушений, группируя их следующим образом:

  • нарушения заказчиком документации;
  • нарушения руководителями специально уполномоченных государственных органов и экспертных комиссий;
  • нарушения экспертами;
  • нарушения должностными лицами государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также органов государственного надзора и контроля;
  • нарушения банковскими организациями, их должностными лицами и иными юридическими лицами, а также гражданами.

В соответствии с указанными нарушениями Закон  устанавливает и виды ответственности: уголовную, административную), материальную и гражданско-правовую, включая компенсацию причиненного гражданину морального вреда, регламентируемые соответствующими отраслями российского законодательства.

Ответственность по поводу ОВОС и других форм ЭЭ фактически не установлена.

Финансирование  государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется в соответствии с законом «Об экологической экспертизе», а также в соответствии с постановлениями Правительства России «Об утверждении Положения о порядке проведения ГЭЭ» и «Об оплате труда внештатных экспертов ГЭЭ» - за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в соответствии со сметой расходов и порядком, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области государственной экологической экспертизы, которые перечисляются заказчиком на отдельный субсчет данного органа.

Перечисленные финансовые средства расходуются исключительно  на проведение государственной экологической  экспертизы в порядке, утвержденном Правительством России и органами исполнительной власти субъектов РФ, на основании  предложений специально уполномоченных государственных органов в области  государственной экологической  экспертизы.

Международные аспекты экологической  экспертизы. В соответствии с законодательством РФ об экологической экспертизе применяется общепринятая общая норма - если международным договором РФ установлены иные правила в области экологической экспертизы, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, применяются правила международного договора.

При этом технико-экономические обоснования  и проекты, в том числе с  участием иностранных граждан или  иностранных юридических лиц  подлежат обязательной экологической  экспертизе наравне с российскими.

В числе  подписанных и ратифицированных Российской Федерацией международных договоров (конвенций) главными для организации и проведения государственной экологической экспертизы являются: Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Материалы в приложении к данной Конвенции  определяют Перечень видов экологически опасной деятельности и соответствующих  объектов государственной экологической  экспертизы, а также общие Критерии, помогающие в определении экологически значимых видов деятельности, не включенных в перечень, Требования к документации об ОВОС, предъявляемые на государственную  экологическую экспертизу, Процедуру  запроса о планируемой деятельности, рекомендации по послепроектному анализу (аналог ЭА) и арбитражу, а также элементам двухстороннего и многостороннего сотрудничества государств в области ОВОС и экологической экспертизы.

Итоги.

При этом общественная экологическая экспертиза в России находится в «зачаточном» состоянии, то есть практически отсутствует. Тем не менее, существуют несколько  уже довольно известных в этой области общественных организаций, ее проводящих (в частности, РОО «Эколайн», Российский «Зеленый крест», «Экоюрис и др.).

5.2 Понятие экологического  аудита

Одним из организационно-правовых механизмов, позволяющих осуществлять требуемое  засвидетельствование (оценку) деятельности предприятия, является экологический  аудит (экоаудит).

Экологическое аудирование - вид, деятельности включающий в себя комплекс организационных, научных, методических мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экологического аудита.

Экологический аудит - независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды - объектов экологического аудирования.

Ближайшими  терминологическими эквивалентами  понятия экологический аудит  в русском языке являются такие  термины как экологическое обследование, экологический осмотр, экологическая  оценка, проверка правильности проводимой экологической политики. Проведение экологического позволяет установить диагноз «экологического здоровья»  предприятия, территории с присущей ей инфраструктурой.

Проведение  экологического аудита позволяет определить:

  • способность определенной технологической системы производить экологически чистую продукцию;
  • определять степень привлекательности производства и территории для инвестиций.

Именно  с такой целью зарубежные компании обращаются к экологическим аудиторам - юридическими или физическим лицам, которые могут дать объективную  оценку экологического состояния предприятия, определить существующие отклонения от нормы, рекомендовать мероприятия  по проведению производственной деятельности предприятия в соответствии с  этими требованиями.

Экологический аудит представляется как систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверке или несоответствия определенным критериям.

Критерии аудита - это требования, с которыми аудитор сравнивает собранные свидетельства о рассматриваемом объекте. В широком понимании экологический аудит - это инструмент управления, с помощью которого оценивается эколго-экономическая эффективность управления.

В результатах экоаудита  заинтересованы владельцы предприятий, инвесторы, банки, страховые организации, контролирующие органы, налоговые органы, общественность.

Многие  иностранные инвестиции в экономику  России требуют проведения обязательных программ экоаудита. В первую очередь, это требование относится к инвестициям, осуществляемым через международный  и европейский банки реконструкции  и развития. Аудирование проводится по методикам банков специализированными фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. Полученное аудиторское заключение влияет на решение об инвестировании проекта.

В России в области эколого-ориентированных  работ и услуг формируется  «экологическое предпринимательство».

Организация проведения аудиторской  деятельности: аудит в области окружающей среды проводится группой аудиторов, сформированной для проведения работ на конкретном объекте из числа экоаудиторов организации по аудированию или отдельных физических лиц-экоаудиторов в области окружающей среды.

Аудиторской деятельностью имеют  право заниматься физические, лица - экоаудиторы в области окружающей среды, и юридические лица, организации по аудированию в области окружающей среды, аттестованные (аккредитованные) в установленном порядке.

5.5 Цели, задачи и  функции экологического  аудита

К основным целям и задачам в области  экологического аудита с учетом международной  практики относится:

  1. получение достоверной информации о деятельности субъектов хозяйствования в области природопользования и охраны окружающей среды;
  2. проведение объективной оценки соответствия аудируемого объекта (оцениваемых видов деятельности) требованиям законодательства нормативных актов, а также требованиям в области окружающей среды и природопользования, принятых (заявленных) самим аудируемым объектом (аудируемым предприятием);
  3. содействие субъектам хозяйственной деятельности в самостоятельном регулировании своей экологической политики, формировании приоритетов по осуществлению предупредительных мер, направленных на выполнение экологических требований, норм и правил;
  4. создание инструмента для реализации основных направлений регулирования природопользования и обеспечения устойчивого развития;
  5. интеграция деятельности в области охраны окружающей среды с другими сферами деятельности.

5.6 Объекты экоаудита

Для целей  экоаудита под объектом рассмотрения при аудите понимается:

  • проектная и техническая документация, реализация которой может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье населения, природные ресурсы, окружающую среду;
  • хозяйствующие субъекты, деятельность которых может оказывать воздействие на состояние окружающей природной среды;
  • вид деятельности, связанные  с охраной природы, природопользованием, обеспечением экологической безопасности и др.

Объектами экоаудита могут быть виды хозяйственной, административной, инвестиционной и других видов деятельности, в частности:

  1. предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и подчиненности, хозяйственная деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения;
  2. объекты, системы, комплексы общего природопользования и обеспечения очистки сточных промышленных вод промышленности и коммунально-бытового хозяйства, уменьшения отходов, выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов загрязненных стоков в воде;
  3. отраслевые и местные хозяйственные и административные решения, реализация  которых может привести к нарушению экологических нормативов или отрицательному воздействию на окружающую среду и здоровье населения, хозяйственную и иную деятельность предприятий и территорий;
  4. экологически опасные действующие объекты, системы, комплексы, в том числе военного и оборонного значения;
  5. инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения;
  6. кредитные соглашения, инвестиционные подрядные контракты, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды и здоровья населения;
  7. объекты приватизации государственных и муниципальных предприятий и организаций.

Объектами экологического  аудирования в общем плане являются:

  • состояние окружающей среды и системы управления окружающей средой на объекте экологического аудита;
  • выполнение обязательных мер по обеспечению экологической безопасности риска;
  • соблюдение экологического законодательства и правовых требований охраны окружающей среды экологического аудита;
  • оценка состояния природно-ресурсного потенциала объекта, определение уровня, направлений возможных антропогенных нагрузок и прогноз ожидаемых экологических последствий, оценка экологической безопасности объектов, технологий, материалов, веществ, средств и способов их проектирования, строительства, производства, реализации, использования в хозяйственной практике в соответствии с принятыми федеральными, региональными и международными обязательствами.

Область использования экоаудита может быть распространена и на сферы деятельности (объекты экоаудита), связанные с развитием предпринимательства в области природопользования окружающей среды, охватывающие:

  • оценку воздействий экологической деятельности, состояния окружающей среды и здоровья людей;
  • оценку экологических и экономических последствий хозяйственной деятельности (стоимостная оценка);
  • оценку эффективности природоохранной деятельности субъектов хозяйствования;
  • оценку (экологическое обоснование) использования ресурсосберегающих технологий и систем, приборов контроля, природоохранного оборудования и приспособлений;
  • оценку других видов эколого-экономического обеспечения природоохранной деятельности хозяйствующих субъектов;
  • оценку эколого-экономических балансов «жизненного цикла» продукции;
  • эколого-экономическую оценку риска смены форм собственности;
  • оценку систем эколого-бухгалтерского учета по различным уровням хозяйствования;
  • эколого-экономическую оценку риска осуществления инвестиционных проектов;
  • эколого-экономическую оценку риска административных решений, в том числе на региональном уровне управления.

5.7 Субъекты экоаудита

Субъектами  экологического аудита являются лица (физические и юридические) и аудиторские фирмы, которым полномочным органом предоставлено право оказания экологических услуг (в форме экоаудита) предприятиям, организациям, учреждениям, территориальным органам управления.

Информация о работе Экологическое страхование