Экономическая психология и экономическое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент (англ. management управление, заведование, организация) - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли [12].
Другое определение менеджмента: менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Экономическая психология……………………………………………………5
2.1. Методы управления…………………………………………………..12
2.2. Кадровая служба в системе управления………………………….…14
3. Экономическое мышление……………………...……………………………19
3.1. Мозговой штурм………………………………………………….…..25
4. Заключение……………………………………

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

Таким образом, в последней трети  ХХ века наблюдается определенное сближение  экономической теории с экономической психологией. Такое взаимодействие могло проявиться и в более ранний период. Предпосылки для этого были очевидны (близкий предмет исследования), но реальное сближение затруднялось склонностью к разным методологическим подходам. Считалось, что при анализе макроэкономических явлений психологические переменные не будут играть особой роли. Накапливающиеся в ходе экономической эволюции проблемы, неопределенности, а порой и непредсказуемости свидетельствуют: без более глубокого постижения законов психологического поведения людей искать варианты успешного экономического развития невозможно.

Экономическая психология почти не имеет своих специфических методов. Ею используются как методы других отраслей психологии, так и экономические  методы, широко применяются логика – теоретический анализ, метод моделирования. Наибольшее распространение получили принятые в социальной психологии опросные методики, реже используется эксперимент. Зарождение такой сравнительно новой науки, как экономическая наука, вызвано не только интересами самих ученых, но и нуждами современного человеческого общества [7].

 

Методы управления

 

Чем самостоятельнее  и демократичнее организация, тем  большую роль в ее управлении приобретают  экономические методы воздействия.

Экономические методы управления основаны на возможности участия коллектива в распределении получаемых доходов, прибыли, распоряжении материальными фондами. При этом учитываются экономические интересы всех участников производства.

Основной составляющей успешности работы предприятия является умение менеджеров работать с людьми — социально-психологические методы управления. Предпосылками формирования психологически сплоченных производственных групп являются общность интересов и целей, ситуативных и долговременных установок, психофизиологическая совместимость, морально-психологический климат в коллективе, стиль поведения руководителей.

Социально-психологические методы управления — совокупность психологизированных способов воздействия на мотива- ционную сферу сотрудников, их производственно-ценностные ориентации, межличностные отношения в производственных группах. Основным психологическим механизмом эффективного управления является перевод административных планов и задач во внутриличностную структуру сотрудников, осознание ими перспектив социального развития производственных групп и личного благосостояния. Существенное значение имеет вовлечение производителей в систему самоуправления, предоставление производственным звеньям прав хозяйственной самостоятельности. Это означает, что из объекта управления производственные коллективы переходят на уровень субъекта управления, самостоятельно решая вопросы группообразования, распределения производственных функций и общего заработка (создание хозрасчетных, арендных и подрядных бригад). Производитель должен осознать себя в качестве полноправного субъекта производственного и социального процесса. Для этого необходима максимальная децентрализация управления. Только при этом условии начинает функционировать рыночный контроль над мерой труда и потребления, бережным сохранением и использованием товарно-материальных ценностей, личность начинает реализовывать себя в качестве субъекта собственности.

Развитие самоуправления в производственных коллективах не снимает проблему эффективного управления кадрами, формирования экономически и психологически мыслящих руководящих кадров. Отсюда необходимость систематического профессионального обучения, аттестации и служебного продвижения руководящего персонала.

 

 

Кадровая служба в системе управления

 

Кадровая служба обеспечивает развитие бизнеса посредством разработки и реализации кадровой стратегии; найма высококвалифицированных сотрудников, планирования их карьеры, совершенствования системы оплаты труда. Кадровая служба должна быть интегрирована во все структурные подразделения организации. Ее задачей является не только формирование кадров организации, но и развитие сотрудников, совершенствование организации труда, его мотивационное стимулирование, обеспечение безопасности труда, создание системы непрерывного повышения квалификации работников, стимулирование их на новаторскую деятельность, участие в принятии управленческих решений, формирование корпоративных традиций, закрепление ключевых кадров.

Кадровая служба должна владеть  критериями оценки персонала, объективными (тестовыми) методами оценки его профессиональной компетентности, общекультурного и морального уровня. Для этого необходим высокий профессионализм самого менеджера по отбору кадров. Необходимо правильно определять потребность организации в соответствующих кадрах — устанавливать необходимое количество работников для реализации задач организации, их качественную, временную и пространственную локализацию. Менеджер по кадрам должен владеть профессиограммами  необходимых ему профессий, знать, какими общими, специальными и личностными особенностями должен обладать кандидат на определенную должность. При этом широко используется оценочная беседа и пробная работа, система валидных и надежных психологических тестов. Оцениваются также общие поведенческие особенности претендента; внешний вид, манеры поведения, уверенность/неуверенность в своих возможностях, коммуникативная и эмоциональная контактность, ситуативная адаптируемость, уравновешенность и гибкость поведения, справедливость и честность в оценках, способность к кооперации, конфликтность/лабильность, уровень невротизма, толерантность, способность к проблемному мышлению, инициативность, речевые особенности (ясность изложения мыслей). Бытовавшие в прошлом интуитивные методы отбора кадров неприемлемы для организаций современного типа. Управление персоналом требует системы современных экономических, психологических и социально-психологических знаний, владения критериями оценки персонала.

При проведении собеседования с претендентом необходимо предварительно исследовать содержание и форму его заявления (культуру и грамотность обращения). Структура ознакомительной беседы состоит из установления психологического контакта, интервьюирования, формирования заинтересованности претендента в данной работе (демонстрация преимуществ и перспектив развития фирмы), дискуссионного обсуждения возможного контракта, предъявления системы тестовых вопросов. При этом следует избегать как предвзятости, так и идеализации в оценке претендента, не допускать стереотипных оценок, ошибок социальной перцепции (эффекта ореола, первичности и др.). При оценке претендента на руководящую должность необходимо выявлять качественные характеристики отдельных его функций.

Менеджеров трудовых коллективов оценивают по следующим  критериям: 1) способность к управленческой деятельности — способность видеть и формулировать проблемы (креативность интеллекта), прогнозировать события и планировать сложную деятельность, оперировать управленческой информацией, упрощать и схематизировать эту информацию; 2) профессиональная компетентность — знание предлагаемого ему дела; 3) владение демократическими и психологически адекватными методами и способами управления; 4) личностные качества, организаторские способности, социальная коммуникативность. Так, оценка пригодности директоров коммерческих предприятий производится экспертными комиссиями по следующим критериям:

Итоговый результат  оценки претендента выражается в  интегральном коэффициенте, вычисляемом  как отношение суммы критериев  к сумме коэффициентов их весомости.

Существует и другой, более краткий набор характериологических качеств руководителя (менеджера):

Экспертная оценка производится высококвалифицированными экспертами-психологами (по семибалльной шкале).

При обучении менеджеров и повышении их квалификации первостепенное значение имеют следующие отрасли  знаний: экономические, технические, юридические, психологические, специальные.

 

Экономическое мышление

 

Экономический образ  мышления – это знание и понимание рыночных отношений и течений. Это определение понятий как благо, товар и услуги, потребитель и производитель, спрос и цена связь их между собой и их влиянии друг на друга. Однако, понимание настоящего без прошлого чревато ошибками. По словам Гёте, историческую хронику пишет тот, кому важно настоящее. Для более глубокого изучения экономической теории важно знать её генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как науки [2].

Экономическая психология произрастает на почве экономического мышления. Любой человек создает в своем мозгу определенное мысленное представление об экономике, экономических  процессах, участии в них людей, о связи экономики с жизнью, собственным благополучием. Все это вместе взятое и есть экономическое мышление. В зависимости от характера, способа, содержания экономического мышления человека возникает и укрепляется его жизненная позиция, отражающаяся в поведении, отношении к людям и обществу. Социально активный человек обязан овладеть современным, прогрессивным образом экономического мышления, опирающимся на научные представления об экономике, ее законах и связи с жизнью.

Отсюда следует, что  формирование экономического мышления, а тем самым и экономической психологии, системы экономических взглядов есть основа, краеугольный камень формирования личности, человека как индивидуума и как полноправного члена общества.

Вместе с тем практически  отсутствует или явно недостаточно проводится экономическое воспитание в семье, только зарождается экономическое  образование в российской школе. В этих условиях  экономическое  мировоззрение формируется стихийно, под воздействием увиденного на улице, услышанного от знакомых и сверстников. Возникает искаженное и даже извращенное представление об экономике, управлении. Изучение экономики и управления должно помочь преодолению ложных стереотипов экономического мышления, ошибочного восприятия  экономических  истин.

Достоинство и благородство человека, мера его соответствия идеалам  во многом зависит от заложенной в  нем экономической психологии и морали, ярко проявляющихся в экономическом поведении людей.

Умение подавлять в  себе экономический эгоизм, зависть к  экономическим  успехам других людей, желание понимать, что человек сам кузнец собственного  экономического счастья, — признаки развитого экономического мышления. Способность преодолевать стереотип  экономического стяжательства, психологию иждивенчества, преодолевать стремление к всеобщей уравниловке — элементы культуры  экономического поведения. Следует научиться жить не только узкособственническими интересами, но и интересами других людей, общества, страны. Современная экономическая психология — это психология активных, деловых людей, уважающих и любящих полезную трудовую деятельность, сохраняющих во всех ситуациях человеческое достоинство [9].

Формирование экономического мышления и знание экономической психологии людей способствуют эффективному управлению экономикой и в определенной степени представляют составную часть управления. Прогрессивное экономическое мышление побуждает к разумному самоуправлению экономическими действиями. С другой стороны, руководители, знающие  экономическую психологию работников, легче находят контакт с ними и успешнее влияют на результаты работы.

Ряд авторов рассматривает  экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации (Абалкин Л. И. , Амелин В. Н. , Попов В. Д. , Соколова Г. Н. , Чернышева Л. И. ). Л. И. Абалкин определяет экономическое мышление как совокупность взглядов, представлений, способов подхода к оценке явлений и к принятию решений, которыми люди непосредственно руководствуются в своей хозяйственной деятельности. По мнению автора, эти взгляды и представления, далеко не всегда совпадающие с научными выводами, образуют эмпирический слой экономического мышления или обыденное сознание, которым и руководствуются, как правило, в повседневной практике. Таким образом, экономическое сознание и мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности.

В. Д. Попов рассматривает экономическое сознание как продукт экономического мышления и определяет последнее как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Именно понятия, суждения и умозаключения и входят в состав экономического сознания, по В. Д. Попову. С другой стороны, мышление осуществляется на основе достигнутого уровня сознания, с его помощью. Экономическое сознание играет роль первичного элемента в экономическом мышлении. По мнению В. Д. Попова, мышление как процесс познания есть экономическое сознание в действии, в движении. Результаты мышления объективируются в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются.

Белорусские исследователи (Серова Е. Е. , Соколова Г. Н. , Тырышкина Е. С. , Шавель С. А. , Шматко Е. Е. , 1993, 1994) рассматривают экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации. На основе социологического исследования Г. Н. Соколова посредством выделения ведущих доминант осуществила структурную операционализацию экономического мышления: 1) отношение к труду; 2) отношение к различным формамсобственности; 3) отношение к управлению [14, с. 36-37].

Экономические отношения  и есть тот внешний фактор, который в процессе познания людьми интериоризуется во внутренние компоненты экономического мышления. Поэтому актуальным является возрождение действия законов общественной координации в их естественном проявлении и полном функционировании.

В. С. Дудик определяет экономическое мышление как «творческий процесс понятийно-образной деятельности по преобразованию массивов информации, отражающий планово-производственные, ценообразовательные, материально-технические, стоимостные, бюджетные, страховые и др. объективные реалии, связи, взаимодействия»..

П.Хейне рассматривает понятие «экономический образ мышления», не как набор готовых выводов, или «технику мышления», а как предпосылку, направленность мышления. Такой предпосылкой он называет стремление индивидов предпринимать те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу. Экономическое мышление связывается с ситуацией выбора, который заключается в анализе и оценке ожидаемых выгод и издержек. Выбор производится при наличии двух и более альтернативных вариантов действия. Таким образом, по П.Хейне, экономическое мышление имеет следующие взаимосвязанные особенности:

- Индивидуальность. П.Хейне отмечает, что экономическое мышление принимает за исходную смысловую единицу индивидуума. Любое экономическое решение, даже групповое, связано с мотивационно-ценностными особенностями людей его принимающих.

- Рациональность. Человек действует, предварительно оценив ожидаемые плюсы и минусы доступных ему вариантов. В этом смысле нельзя назвать рациональными решения, которые принимаются неосознанно, на основе эмоций, стереотипов, шаблонов.

Информация о работе Экономическая психология и экономическое мышление