Экономическая психология и экономическое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент (англ. management управление, заведование, организация) - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли [12].
Другое определение менеджмента: менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Экономическая психология……………………………………………………5
2.1. Методы управления…………………………………………………..12
2.2. Кадровая служба в системе управления………………………….…14
3. Экономическое мышление……………………...……………………………19
3.1. Мозговой штурм………………………………………………….…..25
4. Заключение……………………………………

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

- Всеобщность. Предполагается, что все общественные отношения являются результатом процессов рыночного типа, а значит и функционирования механизмов экономического образа мышления [15].

Экономические принципы анализа позволяют улавливать смысл  в окружающей разноголосице общественных проблем. Сфера применения инструментов экономического мышления практически неограничена.

В ряде определений экономического мышления подчеркивается, что оно является не просто познанием экономических законов и категорий, но и руководством в деятельности. Однако из этого не следует, что сама экономическая деятельность непосредственно основывается на этих законах и категориях, на оперировании ими.

«Независимый источник»  экономического мышления находится  не только в сфере законов и категорий, но и в потребностях и интересах субъекта экономической деятельности. Именно поэтому ряд авторов подчеркивает необходимость признания за экономическим мышлением статуса объективно-субъективного процесса, в котором во взаимо действии отражены объективные экономические законы и механизмы их сознательного использования ( Абалкин Л. И. , Могильный А. Н. , Попов В. Д. , Хейне П.).

Очевидно, что в определении экономического мышления и его специфики присутствуют две основные тенденции: с одной стороны, оно рассматривается как отражение в понятиях и суждениях опыта экономических отношений, с другой же, — как процесса реализации экономических законов, категорий, понятий на практике. По нашему мнению, неопределенность в формулировке состоит в невыявленности функциональной связи между эмпирическим и теоретическим экономическим мышлением, которые рассматриваются как явления одного порядка, но разного уровня развития.

Теоретическое экономическое  мышление рассматривает эмпирическое в качестве объекта исследования в структуре массового экономического сознания. Это детерминирует специфику механизмов и стратегий экономического мышления, которая проявляется в его интегрированности с психологическим мышлением.

Указанные выводы свидетельствуют  о появлении нового направления в исследовании экономического мышления. Более того, как подчеркивает ряд авторов (Васильева И. И. , Хейне П. и др.), экономическое мышление включено в любую деятельность, являясь ее внутренним механизмом, основанием целесообразности предпринимаемых действий. Подход к экономике как составному элементу деятельности позволяет интегрировать экономическое и психологическое мышление. И. И. Васильева обращает внимание на то, что задачи, возникающие перед субъектом, разрешаются им по собственной логике, субъективным критериям рациональности и внутренней «экономике» [4, с.169].

Выделяют классическую и  постклассическую парадигмы экономического мышления. Классическая парадигма отличается центрацией на товаре и его атрибутивных свойствах. При этом человек как один из второстепенных элементов экономической системы приравнивается к товару по параметру рабочей силы. Т.е. в центре внимания экономического анализа находятся товарные, а не психологические свойства и характеристики всех элементов экономической системы в том числе и субъектов рынка, т. е. людей. Согласно постклассической парадигме экономического мышления системообразующим, центральным звеном является человек с присущими ему потребностями, интересами, ценностями. При этом мерой всех составных элементов системы (товара, капитала, собственности, труда) становится мера удовлетворения потребностей человека, реализации его творческого потенциала, смысла жизни, обеспечения его экономической и личной свободы.

 

Мозговой штурм

 
 Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических, группа пытается их развить, тут же анализирует их, выявляя недостатки и преимущества. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. Автором этого метода является Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1.    Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма. 
2.    Генерация идей.  Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа: 

·       Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

·       Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

·       Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

·       Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3.    Группировка, отбор и оценка идей. 

Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный  результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

·        участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

·        члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки. В  мозговом штурме участвует коллектив  из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового  штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового  штурма, как правило, вначале решения  не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической  атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Заключение

 

Перспективы развития экономической  психологии связаны с исследованием таких проблем, как социально-психологическая адаптация различных социальных групп к новым экономическим условиям, экономическая социализация (освоение детьми и подростками норм и правил экономического поведения, диктуемых новыми условиями жизни), экономическое самоопределение (поиск человеком своего места и своей позиции в системе экономических отношений), этнокультурные и региональные особенности экономического сознания и поведения различных групп российского населения. Развитие экономической психологии порождает острую потребность во взаимодействии психологии и экономики, необходимом для более успешного использования психологической теории и методов в различных сферах экономической жизни. На теоретическом уровне это взаимодействие связано с проведением лабораторных и полевых эмпирических исследований для изучения закономерностей экономического поведения. На практическом уровне взаимодействие экономики и психологии связано с активным становлением практической экономической психологии как сферы деятельности психологов, связанной с оказанием помощи при решении психологических проблем, возникающих у экономических субъектов: отдельных индивидов, социальных групп и организаций. В сфере экономики круг таких проблем чрезвычайно широк: от индивидуального консультирования представителей различных социальных групп (менеджеров, предпринимателей, безработных, потребителей, вкладчиков, налогоплательщиков, и т.д.) до выработки государственной экономической политики с учетом практических рекомендаций социальных психологов. Наконец, еще одно перспективное направление взаимосвязи психологии и экономики связано с психологическим образованием и психологической подготовкой специалистов, работающих в сфере экономики.

Экономический образ  мышления - это систематизация хорошо известных всем явлений с помощью  таких понятий, как спрос, предложение, альтернативная стоимость, предельный эффект и сравнительная выгода. Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, как разные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей.  Экономический взгляд на вещи мало помогает нам понять взаимоотношения людей в семье или в другой малой группе, все члены которой хорошо знают друг друга и сотрудничают на личной основе. Экономисты же объясняют, как сотрудничают люди, вовсе не знающие друг друга, но, тем не менее, работающие согласно и чрезвычайно эффективно.       Эффективное распределение ресурсов увеличивает возможность развития цивилизации, но еще не гарантирует прогресса цивилизации. Хорошо координированное и бесперебойно функционирующее общество дает людям больше возможностей для выбора, но не гарантирует, что их выбор будет правильным. Экономический образ мышления, особенно в условиях демократии, - важная предпосылка успешного развития.

 

Список используемых источников

 

1. Архипова А.И. , Нестеренко А.Н., Большакова А.К., учебник «Экономика», 1998г

2. Блауг М., «Экономическая мысль в ретроспективе»,М., 1994г

3. Брасс А.А., учебное пособие «Основы менеджмента», Мн.,1999г

4. Булатов А.С., «Экономика», 3-е изд., 2003г

5. Булатова А.С., учебник «Экономика», 1997г

6.   Бункина М.К., Семенов В.А. Экономика и психология. На перекрестке наук. М., 1998.

7. Видяпина В.И., Добрынина А.И. , Журавлевой Г.П. , Тарасевича Л.С., учебник «Экономическая теория», 2001г

8. Винокуров М.А., Карнышев А.Д., «Введение в экономическую этнопсихологию», учебное пособие. 2-е издание,  Иркутск,  БГУЭП, 2007.

9. Герчикова И.Н., «Менеджмент», М.,1997г

10.   Дейнека О.С. Экономическая психология. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.

11. Китов А.И. Экономическая психология. М.: Экономика. 1987.

12. Мескон М.Х., Альберт. М., Хедоури Ф., «Основы менеджмента», пер.с англ., М., 1992г

13. Райзберг Б.А. Психологическая экономика. Учеб. Пособие. М.: ИНФРА, 2005.

14. Тишкова М. В., «Культура современного экономического мышления», Ростов н/Д., 2004г

15. Хэйне Пол «Экономический образ мышления», пер. с англ. издание второе, «Дело», 1993г

 




Информация о работе Экономическая психология и экономическое мышление