Экономическая психология и экономическое мышление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:13, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент (англ. management управление, заведование, организация) - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли [12].
Другое определение менеджмента: менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………..3
2. Экономическая психология……………………………………………………5
2.1. Методы управления…………………………………………………..12
2.2. Кадровая служба в системе управления………………………….…14
3. Экономическое мышление……………………...……………………………19
3.1. Мозговой штурм………………………………………………….…..25
4. Заключение……………………………………

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА  С. П. КОРОЛЕВА (НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ)» (СГАУ)

 

 

ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

 

КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:  «Менеджмент и маркетинг»

на тему: «Экономическая психология и экономическое мышление»

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. ИП 44з

Степанова А. П.

Проверил: Белько О. Н.

Оценка:

 

 

 

 

Самара 2012

Содержание

 

1. Введение ………………………………………………………………………..3

2. Экономическая психология……………………………………………………5

2.1. Методы управления…………………………………………………..12

2.2. Кадровая служба в системе  управления………………………….…14

3. Экономическое мышление……………………...……………………………19

3.1. Мозговой штурм………………………………………………….…..25

4. Заключение…………………………………………………………………….27

5.Список используемых источников……………………………………….…..29

 

Введение

 

Менеджмент (англ. management управление, заведование, организация) - управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли [12].

Другое определение  менеджмента: менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, работающих в организации.

Термин “менеджмент” применяется лишь к управлению социально–экономическими процессами на уровне фирмы, действующей  в рыночных условиях, хотя в последнее  время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций.

Термин менеджмент обычно не употребляется для обозначения  государственного или общественного  управления (“ government administration ” или  “ public administration ”) [3].

Менеджер (англ. manager – manage управлять) - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением  считать менеджером. Менеджер - человек, имеющий специальную подготовку.

Слова “предприниматель”  и “менеджер” не являются синонимами. Предприниматель берет на себя риск организации нового предприятия, в дальнейшем он может нанять менеджера для управления этим предприятием.

Переход России к рыночной экономике повышает роль менеджмента  и обуславливает необходимость  подготовки специалистов по менеджменту.

Для организаций, занимающихся услугами, важно понимать при роду и сущность услуг, учитывать их специфику  в управлении и маркетинге.

Маркетинг, как система, управления деятельностью на рынке, изучения и регулирования рыночных процессов, предлагает механизмы взаимовыгодного обмена между различными субъектами рынка, создает условия для выявления требований потребителей и определения возможностей их удовлетворения. Это предполагает изучение рынка услуг и прогнозирование его динамики, формирование спроса на услуги и стимулирование их распределения [1].

 

Экономическая психология

 

Экономическая психология — психологические установки, стереотипы экономического мышления людей, семей, социальных групп и слоев населения, оказывающие значительное влияние на восприятие ими экономической действительности и экономическое поведение [6].

Важнейшее положение теории и практики управления предприятием: главное — это управление людьми, работниками. Чтобы умело управлять ими, надо знать психологию  человека,  психологию  личности и  психологию  коллектива — социальную, коллективную  психологию.  Психология в целом — это тип душевного склада и  мышления  человека. Она изучает мыслительное восприятие людьми событий и явлений окружающего мира и выработанное на этой основе толкование этих событий, отношение к ним, к связанным с ними субъектами и объектами.

Экономическая психология  людей есть точка зрения, взгляд на экономику, экономические  процессы, позиция по отношению к ним. В зависимости от того, как человек понимает и воспринимает экономику, так он и относится к труду, работе, производству, потреблению, имуществу, собственности, деньгам, богатству. Можно утверждать, что экономическое  поведение людей определяется их  экономической психологией.

Важно формировать экономическую психологию человека с детства, объективно отражая истинную суть экономики и экономических  процессов, основанную на научном мировоззрении. Такой подход должен лежать в основе экономического восприятия реальности. В том случае, если эта истина усвоена, можно считать, что заложен фундамент будущего, растут творческие, инициативные, активные, приспособленные к жизни и работе люди, которые вправе рассчитывать на успех [8].

В мировом багаже знаний уже давно существовали две науки, экономическая теория и психология, которые с начала двадцатого века находились в близком, достаточно обозримом друг для друга пространстве. Однако новой смежной науки «экономической психологии» или «психологической экономики» не появилось.

Тем не менее, исследовательские пути двух наук периодически пересекались.

В ряде прикладных экономических дисциплин, прежде всего связанных с рекламой, управлением, организацией труда, стали постепенно проявляться элементы психологического анализа.

Во второй половине ХХ века потребность в формировании полноценной, междисциплинарной науки стала очевидной. Экономическая практика все чаще свидетельствовала, что деловая жизнь не всегда строится лишь на основе рациональных установок. Эмоциональный, психологический фактор порой играет решающую роль. Это приводит к тому, что достаточно многие экономические решения принимаются на базе не столько логической, сколько эмоциональной оценки.

В обществе постоянно  нарастало стремление познать закономерности формирования психологической ориентации, установок взаимодействующих партнеров. Интерес был обращен к таким явлениям как ощущения, интуиция участников сделок, их понимание себя и окружающих, умение решать конфликты. Все важнее становилась задача предугадывания возможной нерасчетливости, непредсказуемости или неожиданности в поведении партнеров и конкурентов [5].

Практические и чисто  научные потребности стали предпосылкой постепенного формирования единой дисциплины – экономической психологии. Экономическая  психология выступая в форме цельной науки позволила более глубоко понимать влияние психологического фактора не только в микроэкономических, но и в макроэкономических процессах. Поскольку формирование экономической психологии как единой науки еще незавершенно, неизбежно возникают определенные методические сложности в вопросе об обозначении предмета исследования. Прежде всего следует признать тот факт, что существует два подхода к данной дисциплине. Их различие состоит в масштабности позиций: влияние психологических факторов на хозяйственную жизнь можно анализировать, используя микро- или макроэкономический ракурс. В первом случае предметом науки является изучение экономического поведения индивида, группы в масштабах рабочего места, производственного участка, фирмы, а во втором – экономическое поведение населения, государства.

В обоих случаях дифференцированной будет и характеристика предмета исследования. Некоторые зарубежные авторы предложили идею о разумности доминирующей роли психологического параметра («психологический экономикс» или «бихевиористский, т.е. поведенческий экономикс»). Это вызвано было желанием отойти от сильной ориентации на построение моделей, т.к. экономическая действительность включает, по их мнению, множество психологических переменных, отразить которые с помощью моделей невозможно [13].

Обратимся к подходу, сторонники которого предпочитают обозначать стык двух наук выражением «экономическая психология». Этот вариант подхода  оказался более популярным среди  исследователей. Он ориентируется на конкретно-аналитический анализ экономических явлений. В его развитии наблюдалось несколько этапов, отражающих изменение взглядов.

Первый этап исследований связан с именем французского ученого  Г. Тарда. В 1902 г. вышла его двухтомная работа под названием «Экономическая психология». Он выдвинул свой подход как альтернативу австрийской школе экономической теории. Последняя определяла себя как «психологическая школа»; однако, ею используемые методы обладали определенной спецификой: экономический анализ не предполагал выхода на эмпирическую психологию. В научный оборот ими была введена концепция предельных величин, предполагавшая рассмотрение экономических явлений с учетом психологического подтекста. Особенности методологического подхода Тарда состояли в том, что ему удалось заложить основы «социально-ориентированной психологии экономической жизни». Зародившись во Франции, новая наука распространилась в начале ХХ века и в Германии. Отцом экономической психологии был Х. Мюнстерберг. Опираясь на традиции Лейпцигского исследователя В. Вунда, он изучал преимущественно сферу микроэкономических проблем, например, вопросы монотонности труда, его организации, степени справедливости получаемой оплаты, анализ эффекта рекламы в экономике Германии.

Второй этап исследований развернулся в США и Франции в 50-е годы. Он связан с именами двух ученых: Г. Катоны, и П. Ренольда. Его особенность заключалась в использовании исследователями психологических подходов применительно к макроэкономике. Это экономическое поведение потребителей и предпринимателей. Был предложен вариант классификации экономического поведения: импульсивное и традиционное (т. е. привычное).

В теоретических построениях  были применены новые показатели, например, «индекс потребительского чувства», функциональная роль которого выражалась в способности дать характеристику психологического состояния потребителя. Кроме того, затрагивались проблемы общего экономического развития, формирования предпринимательства, положения в мировой экономике развивающихся стран.

Второй этап развития экономической психологии подобно первому, не получил массового продолжения.

Третьим этапом данного  научного развития принято считать. 80-е годы. Один из его признаков  – появление регулярного издания  журнала «Экономическая психология». Его инициатором стали голландские, английские и скандинавские экономисты-психологи [10].

С середины данного десятилетия  стали выходить коллективные научные  труды, словари, первые учебники, которые  базируются на современном уровне психологических  исследований. Авторам этих работ  удалось в значительной мере создать связующий мост между экономической и психологической науками. Следует отметить, что сделать это было относительно непросто, так как в обеих науках сложились различные исследовательские традиции и методологические подходы. Синтез удался благодаря тому, что постановка проблемных вопросов была нацелена на экономическую сферу. Чисто психологические концепции использовались для объяснения именно теоретических моделей экономики. Таким путем сложилась наука, которую следует называть «экономической психологией», а не «психологической экономикой» [11].

Определенная раздробленность  новой науки в настоящее время  продолжает сохраняться. Так, с точки  зрения психологического подхода сегодня  активно изучаются проблемы труда, производственного персонала, системы организации. Однако реализуется это в рамках психологии менеджмента, т. е. научного направления, желающего оставаться самостоятельным. Психология менеджмента в значительной степени «тянется» к социальной психологии, проблемы рынка сбыта исследуются маркетинговой психологией, самостоятельным направлением стала в известном смысле и психология рекламы. Следовательно, подразделы экономической психологии возникли не на базе общеэкономического подхода к совокупности проблем, а явились результатом определенного объединения ряда конкретных экономических научных курсов.

Курс экономической  психологии появился на научной основе относительно поздно. Поэтому искать свое место и укреплять его  пришлось во взаимодействии с такими науками, как общая психология, социология, экономическая теория [4].

Соотношение между экономической  и общей психологией. Задача общей  психологии состояла в изучении переживаний  и психологического поведения индивида, она сводится к трактовке сознательного  и бессознательного в поведении человека. Сфера, в которой обе названные дисциплины взаимодействуют между собой - это изучение мира инстинктов, рефлексов, закономерностей реакции индивида на воздействующие стимулы.

Соотношение между экономической  психологией и социологией. Известно, что социология занимается исследованием социальных структур, групповых стимулов, поведения отдельных слоев общества. Близость данной науки и экономической психологии объясняется следующим. Изучать реакции человека и экономической жизни невозможно лишь на основе его частного поведения. Экономика – область взаимодействия людей, групп, слоев общества. Например, вряд ли можно рассматривать проблемы трудовой морали или степени удовлетворения работой (аспекты экономической психологии) без учета таких параметров, как характер взаимоотношений в трудовом коллективе, социальные перемены в структуре общества, сложившаяся в стране система распределения социальных благ (аспекты социологии). Следовательно, происходит определенная взаимная подпитка обеих рассматриваемых дисциплин. Кроме того, из социологии вышла и отпочковалась как самостоятельная наука социальная психология, с которой экономическая психология имеет конкурирующую область.

Соотношение между экономической  психологией и экономической  теорией. Здесь также имеется немало точек соприкосновения. Так, оба направления нацелены на изучение экономического поведения, но данная сопричастность характерна лишь для западного варианта обеих наук. Использовавшаяся в СССР марксистская школа политической экономии объявляла психологический аспект в экономическом анализе антинаучным субъективизмом. Принятый же в мире подход показывает: различия в анализе экономического поведения в курсах экономической теории и экономической психологии определяются лишь исходной точкой зрения. Одним из важных теоретических подходов в экономической теории является принцип рациональности, в экономической психологии принцип когнитивизма (т.е. познавательности).

Информация о работе Экономическая психология и экономическое мышление