Экономическая теория и экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Экономическая теория…………………………………………………………………………………….4
Что такое Экономическая теория……………………………………………………….4-22
Основы экономической теории…………………………………………………………22-29
Позитивная экономика и нормативная экономика…………………………………..29-35

Глава 2. Основа формирования экономической политики…………………………………..36
2.1 . Понятие экономической политики……………………………………………………………..36-40
2.2. Важнейшие экономические цели, лежащие в основе формирования экономической политики………………………………………………………………………………….41-44
2.3. Основные этапы разработки экономической политики………………………………45-61
Заключение…………………………………………………………………………………………………………62
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………….63

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 89.96 Кб (Скачать)

25

деятельности является максимизация материальной выгодой, измеренной в  конкретном показателе. Для фирмы  это показатель прибыли, для покупателя - полезность потребительского набора, для инвестора - отдача от капиталовложений. Рациональными считаются все  действия, которые приводят к уменьшению затрат ресурсов и к увеличению выгоды.

Цели: экономический рост, экономическая  эффективность, полная занятость, безинфляционное  развитие, эффективность внешнеэкономического взаимодействия.

Основные объекты, исследуемые  в макроэкономике:

1) макроравновесие и условия  его достижения;

2) макроэкономическая нестабильность, ее измерение и способы регулирования;

3) экономическая политика государства,  ее виды, цели и инструменты;

4) экономический рост: показатели, факторы и условия обеспечения; 

5) измерение результатов национальной  экономики и взаимосвязь между  ними;

6) циклическое экономическое развитие, его причины и особенности  протекания;

7)теории международной торговли, движение капитала и рабочей  силы;

8)валютный рынок;

9)равновесие в открытой экономике;

 

26

Предметом макроэкономики является экономическая  система в целом. Основные проблемы макроэкономики - экономический рост, занятость, инфляция, состояние внешнеэкономического взаимодействия. Она оперирует такими агрегированными показателями, как  валовой национальный продукт, национальный доход, общий уровень цен и  т.п. теоретическое решение этих вопросов есть база для формирования экономической политики государства.

Научные способы, приемы познания экономической  теории, истинного понимания и  освещения экономического развития.

В книге Бар "Полит.Экономия" 2 тома: "ЭТ - это ящик с инструментами". (Анализ, синтез и т.д.)

Метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о предметах  исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного  типичного.

-движение от абстрактного к конкретному;

-метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и принципы;

-метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.

-единство исторического и логического, т.е. экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;

-экономико-математическое моделирование, создание математических моделей той или иной экономической теории.

 

Существуют несколько функций  экономической теории:

27

-познавательная функция;

-практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику;

-прогнозтическая;

-методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках.

-идеологическая.

Развитие НТП - структурные изменения  в экономике - повышение производительности труда - социальные изменения - изменение  жизненного уровня.

 

ЭТ явл. методологической основой  для всех экономических наук.

Экономист Кейнс: "Любой политик  находится в плену экономистов  и философов".

 

 Социально-экономические системы

 

- это способ организации общественного  производства.

 

Современные системы:

 

28

1.Традиционная экономика - базируется  на ручном труде (слаборазвитые  страны);

2.Командно-административная система  (СССР, КНДР). Присутствует во всех  странах (когда управляемая экономика):

а) государственный тип (собственность  на средства производства);

 

б) всеобщая (роль государства);

 

3.Рыночная экономика:

 

а) частная собственность на средства производства;

 

б) роль государства минимальное.

 

Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию.

 

В чисто рыночной экономике проблемы что производить? как? и для кого производить?, регулирование распределения  ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов  и покупателей в соответствии со спросом и предложением.

4.Смешанная экономика:

а) собственность - государственная  и частная;

29

б) государство ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства. Рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с  государственным регулированием.

 

В большинстве стран смешанная  экономика.

5.Социальная экономика. Защита  человека, сближение жизненного  уровня, снижение дифференциации  в доходах.

 

Модели рыночной экономики:

1. Предпринимательская модель (США),

2. Социальная (Шведская модель),

3 . Японская модель - приоритет общенациональных интересов.

 

1.3. Позитивная экономика и нормативная  экономика

 

Разграничение между анализом последствий государственной  политики и выработкой заключения о  целесообразности конкретных государственных  стратегий является существенным. Первый вид анализа часто называется позитивной экономикой, а второй - нормативной  экономикой (или экономикой благосостояния). Позитивная экономика представляет собой не только анализ последствий  конкретной государственной политики, но и описание деятельности государственного сектора и тех политических и  экономических сил, которые практически  осуществляют эти программы. Когда  экономисты выходят за рамки позитивного  экономического анализа, они переходят  в сферу нормативной экономики. Нормативная экономика связана  с 

30

оценкой того, насколько успешно осуществляются различные программы, а также  с выработкой новой стратегии, которая  лучше отвечает определенным целям.

В нормативной  экономике делаются утверждения  типа: "Если государство стремится  к ограничению импорта нефти  с наименьшими издержками для  государства и потребителей, то в  таком случае предпочтительны тарифы, а не квоты" или "если сельскохозяйственные программы направлены на поддержание  беднейших фермеров, то система ценовой  поддержки менее привлекательна по сравнению с системой должным  образом разработанных трансфертных доходов". Другими словами, в нормативной  экономике сравнивается, в какой  степени различные государственные  программы отвечают желаемым целям, и выясняется, какие программы  лучше их достигают. В позитивной экономике, напротив, существуют утверждения  типа: "введение квот на нефть в 1250-е  гг привело к повышению цен  на внутреннем рынке и более быстрому истощению наших природных ресурсов ". Такие утверждения просто описывают  результаты программы без оценки того, как она отвечала намеченным целям. Отсутствуют суждения о желательности  или нежелательности полученных результатов.

Когда экономисты делают такие утверждения, они стремятся  не вводить свои собственные критерии, свои собственные оценки. Часто они  рассматривают себя в качестве тех, кто чисто технически помогает в  достижении поставленных целей тем, кто формирует политику.

 

В тоже время  экономисты часто комментируют цели, которые выдвигают политики и  те, кто отвечает за формирование политики в области экономики; иногда поставленные политиками цели не являются их действительными  целями. Тогда существует определенный подтекст. Экономисты могут использовать тот факт, что какая-то программа  отличается от той, которая должна бы быть разработанной для достижения поставленной цели, чтобы указать  на то, что "настоящая"

31

цель  иная. В таком случае они, анализируя последствия программы, делают заключения о ее действительных целях.

Экономисты  также стремятся увидеть, в какой  степени различные цели могут  конфликтовать одна с другой, и  если такое противоречие имеет место, они пытаются предложить пути устранения этих конфликтов. Экономисты также  пытаются уточнить весь спектр характеристик  программ с альтернативными свойствами и уяснить, какие свойства являются основополагающими, а какие могут  быть производными от других, более  фундаментальных. Работа экономистов  над этими вопросами часто  сходно с аналогичной работой  философов от политики.

Эти два  подхода, позитивный и нормативный, взаимно дополняют друг друга. Чтобы  судить о том, какие меры следует  предпринять государству, нужно  знать о последствиях различных  государственных действий. Нужно  уметь точно описать, что произойдет, если государство введет тот или  иной налог либо попытаться субсидировать  ту или иную отрасль промышленности.

Некоторые примеры могут помочь уточнить область  применения позитивной и нормативной  экономики. Допустим, что конгресс рассматривает  увеличение налога на сигареты или  спиртные напитки. Позитивная экономика  рассматривает такие проблемы, как:

а) насколько увеличатся цены на сигареты или спиртные напитки?

б) как это отразится на спросе на сигареты или алкоголь?

в) тратят ли лица с более низкими доходами на курение и алкогольные напитки большую часть своих доходов, чем в подобной ситуации лица с более высокими доходами?

г) каковы наиболее вероятные последствия увеличения этого налога для прибыли в табачной промышленности или в производстве спиртных напитков?

32

д) как скажется налог на сигареты, на ценах на табак и на доходе производителей табака? Или налог на алкогольные напитки - на их цене и, следовательно, на доходе винокуров и пивоваров?

е) какими будут последствия уменьшения курения для заболеваний раком легких и болезней сердца? Какая доля соответствующих медицинских расходов приходится прямо или косвенно на государство как таковое? Как скажется уменьшение употребления алкогольных напитков на частоте дорожных происшествий и на соответствующих медицинских расходах? Какое воздействие окажет увеличение продолжительности жизни благодаря сокращению употребления сигарет на систему социального обеспечения?

С другой стороны, нормативная экономика  занимается качественной оценкой этих разнообразных последствий, а также  выработкой суждений о целесообразности изменений налога:

а) если нашей основной целью в выборе налогов являются их последствия для бедных, то какой налог предпочтительней - на спиртные напитки или табачные изделия?

б) если нашей основной заботой при выборе налогов является выяснение того, как налог изменяет поведение заинтересованных лиц (по сравнению с поведением при отсутствии налога), то какой налог предпочтительнее - на спиртные напитки или табачные изделия?

в) какой из двух налогов лучше с точки зрения сокращения медицинских расходов?

Г) существуют ли другие, более приемлемые налоги, помимо указанных, для достижения той  или иной конкретной цели государства?

В качестве второго примера допустим, что  государство рассматривает вопрос об уменьшении загрязнения окружающей среды сталелитейными фирмами - наложить на них штраф либо, напротив, субсидировать  приобретение оборудования, уменьшающего

33

загрязнение, чтобы сделать их производство менее  вредным. Позитивная экономика затрагивает  такие проблемы:

б) как штрафы (или субсидии) разных размеров отразятся на сокращении уровня загрязнения?

б) насколько благодаря наложению штрафов возрастает цена на сталь?

в) в какой мере взлет цен уменьшит спрос на сталь в США?

г) как повлияет это уменьшение спроса на занятость и прибыль в сталелитейной промышленности?

д) сколько готовы платить за сокращение уровня загрязнения те, кто живет в окрестностях сталелитейных предприятий? Иными словами, насколько им это выгодно?

Нормативная экономика в свою очередь вновь  концентрирует внимание на оценке различных  результатов:

1) если нас заботят, прежде всего, бедные, то какая система налогов или субсидий была бы предпочтительней? Бедных как потребителей затрагивают изменения цен на все товары, при производстве которых используется сталь. Так как они, вероятнее всего, живут вблизи сталелитейных предприятий, загрязнение затронет их с большей вероятностью, нежели богатых. Но, если штраф уменьшает спрос на сталь и рабочую силу в сталелитейной промышленности, беднейшие неквалифицированные рабочие будут теми, кто пострадает больше других. Как мы суммируем все эти последствия? И какой уровень налога или субсидии оптимален для благосостояния бедных?

2) если нас заботит максимизация национального дохода, то какая система - налогов или субсидий - была бы предпочтительней? Или отказаться от обеих? И вновь если желательно иметь то или другое, то каков тот уровень налогов или субсидий, который максимизирует национальный доход?

34

Этот  пример типичен для многих ситуаций, с которыми мы сталкиваемся при анализе  экономической политики: существует некто, кто приобретает блага (те, кто теперь может дышать более  чистым воздухом), и те, кто теряет (потребители, платящие более высокие  цены; производители, получающие меньше прибыли; рабочие, теряющие свои места). Нормативная экономика имеет  дело с созданием системы методов, с помощью которых мы можем  сравнить приобретения тех, кто находится  в лучшем положении, с потерями тех, кто находится в худшем положении, для того чтобы прийти к какому-то всеобъемлющему взгляду на вещи о  целесообразности определенного проекта.

Различие  между постановкой проблемы в  нормативной экономике и положениями  позитивной экономики возникает  при обсуждении изменений не только конкретного политического курса, но также политических процессов. Например, экономисты занимаются описанием последствий  принятия решений большинством голосов. Когда существуют различия во взглядах на то, сколько следует тратить  на национальную оборону, как несходство позиций отражается на результатах  любого конкретного политического  процесса? Каковы будут последствия  требования принимать квалифицированным  большинством решения об увеличении государственных расходов по сравнению  с имеющейся их величиной? Каковы последствия возрастающих расходов? Каковы результаты ограничения частных  взносов в политическую компанию, общественной поддержки политических компаний? Но экономисты имеют дело также с оценкой альтернативных политических процессов. Являются ли некоторые  политические процессы лучшими в  определенном смысле по сравнению с  другими? Приведут ли они к "согласованному" выбору? Будут ли принесены равные для всех или эффективные результаты одними политическими процессами с  большей вероятностью, чем другими?

Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика