Экономическая теория и экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Экономическая теория…………………………………………………………………………………….4
Что такое Экономическая теория……………………………………………………….4-22
Основы экономической теории…………………………………………………………22-29
Позитивная экономика и нормативная экономика…………………………………..29-35

Глава 2. Основа формирования экономической политики…………………………………..36
2.1 . Понятие экономической политики……………………………………………………………..36-40
2.2. Важнейшие экономические цели, лежащие в основе формирования экономической политики………………………………………………………………………………….41-44
2.3. Основные этапы разработки экономической политики………………………………45-61
Заключение…………………………………………………………………………………………………………62
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………….63

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 89.96 Кб (Скачать)

РАЗНОГЛАСИЯ СРЕДИ ЭКОНОМИСТОВ.

Мы говорили, что анализ экономической политики распадается на две части: анализ последствий и их оценка. На обеих  стадиях возникают расхождения  во мнениях.

35

В дебатах  об экономической политике по поводу многих центральных проблем единодушие во взглядах достаточно редко. Отдельные  лица считают, что желательны школьные автобусы, другие так не думают. Кто-то полагает, что подоходный налог должен быть более прогрессивным (т.е. состоятельные  лица должны платить в виде налогов  более высокий процент от их доходов, тогда как бедные должны платить  меньший процент), другие уверены, что  он должен быть менее прогрессивным. Некоторые думают, что государство  должно обеспечивать частным школам налоговые скидки по оплате за обучение, другие так не считают. Кто-то полагает, что государственная программа  займов для студентов колледжей  должна быть урезана, другие думают, что  она должна быть расширена. Одна из центральных задач политического  анализа экономики заключается  в выявлении источников разногласий.

Существует  три широкие сферы, в которых  возникают разногласия. Первые два  несовпадения во мнениях возникают  как следствие позитивного анализа  экономической политики; они появляются из-за неспособности одной или  другой стороны проследить в полной мере последствия экономической  политики, а также из-за различий во взглядах по поводу того, в каком  состоянии находится экономика. Третье расхождение связано с  суждениями, которые являются основой  нормативного анализа, с несогласиями по поводу приоритетов политики.

Из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что при исследовании государственного сектора позитивная экономика рассматривает  сферу государственной деятельности и последствия различной государственной  политики. Нормативная экономика  пытается оценить альтернативные стратегии, которые могли бы проводиться. И  что разногласия о желательности  той или иной политики базируются на неспособности выявить все  последствия государственной политики, расхождения во мнениях, касающихся природы экономики и ее приоритетов  и целей.

 

36

 

Глава 2. Основы формирования экономической политики

    1. Понятие экономической политики

 

Политика -- это управленческая деятельность государства и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением  удержать или завоевать власть.

Политика  в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди  них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию  экономической политики является термин «политическая экономия» -- в его  первозданном значении -- как науки  изучающей чистую теорию в связи  с социально-политическими требованиями.

Экономическая политика содержит нормативный и  позитив компоненты; первый, отвечающий на вопрос -- как должно быть? -- предлагает правовые нормативы, обязательные для  исполнения (налоги, бюджет и др.); второй, склоняющий нас к размышлениям над  тем, что происходит? -- побуждает  к косвенным методам воздействия (процентная ставка, валютный курс и  др.). Соотношение между этими  компонентами экономической политики может быть различным.

Взаимодействие  универсального и национального  в экономической политике заставляет вспомнить о гносеологическом сочетании, порой весьма противоречивым, между  формами и содержанием.

Экономическая политика -- это роль государства  в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в  решениях и действиях правительства; может корректировать экономические  процессы.

37

1. Понятие,  виды и инструменты экономической  политики

Экономическая политика -- это проводимая государством, правительством страны генеральная  линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим  процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются  намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит  непосредственное отражение реализуемый  правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства  и народа. В то же время, поскольку  толкователем, интерпретатором целевых  социально-экономических установок  государства является правительство, то в государственной экономической  политике находят достаточное отражение  интересы, позиции, взгляды самого правительства  и тех кругов, лиц, от которых оно  зависит, с которыми непосредственно  связано.

Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные  процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет  или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения  экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской  активности. Соответственно, принято  выделять, различать такие последовательно  сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический  рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия).

В зависимости  от того, в какой фазе находится  национальная экономика, формируется  тот или иной тип экономической  политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые  реагируют конструкторы государственной  экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего  продукта,

38

совокупного спроса и предложения, доходов и  потребления, цен, занятости и безработицы.

Экономическая политика тесно связана с государственной  внутренней и внешней политикой  и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая  политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной  политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние  на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.

Социальные  аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные  ассигнования, вынуждено учитывать  социальную реакцию разных слоев  населения, в особенности ведущих  групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать  решающее воздействие на отдельные  элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической  политики.

Намечаемая  экономическая политика находит  самое яркое проявление в структуре  планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в  параметрах социальной защиты и поддержки  нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых  льготах, в государственном воздействии  на экспорт и импорт, в величинах  внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что  зафиксировано в государственных  планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями  правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость  подобных действий, способных заметно  деформировать официально декларируемую  государственную экономическую  политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью 

39

социально-экономической, военно-политической, природно-экологической  ситуации. Вполне возможны и часто  наблюдаются пересмотры экономической  политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций  правительства либо смены его  состава.

В зависимости  от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который  рассчитаны проводимые мероприятия, принято  различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической  жизни либо достаточно гарантированных  ресурсных возможностях, что позволяет  наметить линию экономического поведения  на много лет вперед и более  или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и  внешних условий осуществления  хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической  политике, характеризуемой приданием  направленности экономическим действиям  на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.

Экономическая политика проводится государством посредством  использования находящегося в его  распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические  процессы и агентов хозяйственной  деятельности. Она реализуется через  законы, президентские указы, правительственные  постановления и другие нормативные  акты, государственные программы, текущие  оперативные постановления и  решения государственных органов.

Конкретными инструментами проведения государственной  экономической политики выступают  прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные  расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми  для их осуществления мерами.

40

Наряду  с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты  экономической политики, такие, как  общая масса и доступность  денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно  устанавливаемые нормативы).

Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских  доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и  ограничений на отдельные виды экономической  деятельности.

Широко  используемым инструментом государственной  экономической политики в области  внешней торговли и внешнеэкономических  связей являются экспортно-импортные  тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.

В зависимости  от области государственного воздействия  на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной  экономической политики различают  разные ее виды. Единой, общепринятой классификации  видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному  называют отдельные ее виды и по-разному  формируют общий перечень составных  частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято  выделять фискальную (финансово-бюджетную  политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В  более широком плане в государственную  экономическую политику включают такие  ее части, как социальная, структурная, инвестиционная,

приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая  политика.

 

 

41

2.2.  Важнейшие экономические цели лежащие в основе формирования экономической политики

Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования  и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего  общества. Но ее реализация возможна через  достижение прикладных целей, к которым  относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен  и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. В  системе экономических целей  обеспечение экономического роста  считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением  ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая  цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально  возможного и в долгосрочном плане  стабильного использования всего  трудоспособного населения. Конкретно  задача решается созданием новых  рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято  называть политикой обеспечения  занятости. Стабильность уровня цен  и национальной валюты - условие  стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим  ориентиром в действиях государства. Решение трех перечисленных целевых  задач означает достижение в рамках национального хозяйства относительного макроэкономического равновесия и  создает более благоприятные  условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Значимость и последовательность постановки целей в той или  иной стране определяется разнообразными обстоятельствами внутреннего и  внешнего порядка. В настоящее время  российское правительство исходит  из того, что его “сверхзадача”  связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая  важная проблема - создание стимулов для  экономического оживления, прежде всего  оживления инвестиционной активности. Определяя цели

 

42

государственного  регулирования на конкретно временном  отрезке, государство сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы  целей.

Основными направлениями экономической  политики, которые определяются государством, есть:

Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика