Экономическая теория и экономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Экономическая теория…………………………………………………………………………………….4
Что такое Экономическая теория……………………………………………………….4-22
Основы экономической теории…………………………………………………………22-29
Позитивная экономика и нормативная экономика…………………………………..29-35

Глава 2. Основа формирования экономической политики…………………………………..36
2.1 . Понятие экономической политики……………………………………………………………..36-40
2.2. Важнейшие экономические цели, лежащие в основе формирования экономической политики………………………………………………………………………………….41-44
2.3. Основные этапы разработки экономической политики………………………………45-61
Заключение…………………………………………………………………………………………………………62
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………….63

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.docx

— 89.96 Кб (Скачать)

- структурно-отраслевая  политика;

- инвестиционная  политика;

· амортизационная  политика;

- политика институционных преобразований;

- ценовая политика;

- антимонопольно-конкурентная политика;

- бюджетная политика;

- налоговая политика;

- денежно-кредитная политика;

- валютная политика;

- внешнеэкономическая политика.

Государство осуществляет экологическую политику, которая обеспечивает рациональное использование и полноценное  воспроизведение естественных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности  население.

 

43

В социально-экономической  сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов  населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального  обеспечения.

 Принципы  экономической политики государства

Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства  на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении. В системе  мер государственного регулирования  выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это  совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический  аспект - систематическое научное  исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К  научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей  научного аспекта является формирование экономического мышления.

Экономическая политика - система целенаправленных мер государства в области  управления экономикой.

Значимое  место в формировании экономической  политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние  на экономическую политику оказывает  также каждая личность (в роли потребителя  и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Новые задачи экономической политики, необходимость выхода из кризисной  ситуации сделали 

 

44

актуальным  принятие новых организационных  решений, концентрацию усилий государства  на формирование более эффективных  подходов к государственному регулированию  экономики.

Речь идет в первую очередь об изменении  базовых принципов формирования и проведения экономической политики государства, выраженных в усилении его экономической функции и  наращивания эффективности экономики  в условиях неуклонного обострения международной конкуренции.

Сложная система субъектов экономической  политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

1. Экономическая  политика всегда испытывает на  себе определяющее воздействие  двух факторов: постоянно меняющейся  хозяйственной ситуации и уровня  экономического мышления.

2. Эффект  экономической политики выше  в том случае, когда она увязана  с реалиями данной страны: учтены  политический расклад сил, производственно-технический  потенциал, состояние социальной  структуры, институциональный порядок  общегосударственного и местного  управления и т. д. 

3. Экономическая  политика является решающим средством  поддержания политического курса  страны.

 

 

 

 

 

45

 

2.2. Основные этапы разработки экономической политики

 

 

Задача государственного регулирования экономики и лежащей  в ее основе концепции экономической  политики - это компромисс между  многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального  блага в рамках существующего  строя.

Системная реализация государственной  экономической политики требует  разработки концепции экономического развития, которая соответствовала  бы целям, и реальным возможностям, имеющимся в стране в данный момент времени.

Главной задачей  при разработке концепции социально-экономического развития является рост благосостояния населения страны, формирование благоприятной  для жизни и трудовой деятельности среды. Это находит отражение  в показателях уровня жизни и  благосостояния населения, рассмотренных  выше.

Еще одной важной целевой установкой при разработке и реализации концепции  социально-экономического развития страны является обеспечение дальнейшего  экономического развития при соблюдении принципов общего экономического равновесия .

С одной стороны речь идет о достижении равновесия между совокупным спросом  и совокупным предложением товаров  и услуг. С другой стороны - соблюдение рыночных принципов при воспроизводстве  факторов производства (ограниченных производственных ресурсов), что достигается  тогда, когда распределение продукта по направлениям конечного использования (по факторам производства) осуществляется в соответствии с предельным вкладом  данного фактора в прирост  произведенного продукта.

46

Разработка государственной экономической  политики базируется на следующих элементах:

1. Анализ положения дел в экономике.  С него начинается рациональная  государственная экономическая  политика. Анализ проводится на  конкретном хозяйственном уровне, выделяются «болевые точки» в  экономике страны, отрасли, региона,  сферы, оценивается срочность  решения проблем, альтернативные  последствия устранения или неустранения  отрицательных явлений.

2. Выработка и обоснование целей.  Он начинается с определения  всех возможных целей вообще, с так называемой каталогизации  целей. Затем определяется характеристика  каждой цели; она относится к  предварительным, опосредствующим  или конечным, количественным или  качественным, краткосрочным или  среднесрочным целям. У некоторых  целей могут быть одновременно  разные характеристики, в этом  случае следует выделить главные  из них с точки зрения современной  ситуации.

Цели также различают по масштабам  воздействия их исполнения на народное хозяйство и по количественным параметрам затрат, по возможности институционального, финансового и кадрового обеспечения. Далее выясняются взаимоотношения  между целями: они могут быть гармоничными, нейтральными или конфликтными.

3. Упорядочение целей, построение  дерева целей - это задача формирования  динамичной системы целей социально-экономического  развития, распределения их по  временным интервалам и рангам.

Дерево целей - систематизированный  набор целевых установок социально-экономического развития.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование  существующего социально-экономического строя.

47

Полномочия и роли в разработке государственной экономической  политики можно распределить следующим  образом:

- Президент и Правительство  РФ формулируют основные общенациональные  цели социально-экономического развития  страны на среднесрочную перспективу;

- разрабатывается макроструктурная  модель социально-экономического  развития страны, определяющая сбалансированную  систему общеэкономических показателей  и показателей динамики и структуры  основных секторов экономики,  обеспечивающих максимально возможные  достижения поставленных общенациональных  целей;

- результаты расчетов макроструктурной  модели дезинтегрируются в разрезе  субъектов Федерации, а также  основных хозяйственных структур, играющих определяющую роль в  развитии того или иного сектора  экономики;

- полученные дезинтегрированные  показатели доводятся до соответствующих  субъектов Федерации и хозяйственных  структур в качестве индикаторов,  имеющих ориентирующее значение  для хозяйствующих субъектов;

- принимая во внимание полученные  индикаторы, субъекты Федерации  и хозяйственные структуры разрабатывают  собственные программы развития  и сообщают их основные характеристики (в структуре полученных индикаторов)  Федеральному центру;

- в диалоговом режиме с использованием  современных информационных технологий  осуществляется согласование основных  индикаторов между хозяйственными  структурами, субъектами Федерации  и федеральным центром (при  этом согласовании приоритет  имеет позиция хозяйственных  структур);

 

48

- по результатам согласования  федеральный центр формирует  социально-экономическую программу  страны на среднесрочную перспективу.

К числу документов фиксирующих  экономическую политику относятся:

- законы и законодательные акты ;

- регуляторные и нормативные  акты ;

- судебные определения и решения  ;

- постановления и распоряжения  административных органов .

Особую роль при этом играют всякого  рода долгосрочные планы , стратегии  и концепции развития, часто не являющиеся нормативно -правовыми актами , но задающие идеологию и основные приоритеты социально -экономического развития. Процесс формирования экономической  политики - процесс подготовки предложений  и рекомендаций по регулированию  или дерегулированию тех или  иных сфер, оказанию поддержки экономическим  субъектам, часто вписывается как  раз в рамки подготовки таких  программных документов, определяющих направления и приоритеты местного развития.

Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает: прогнозы развития экономики  и сопряженных сфер, концепцию  социально-экономического развития, программы  социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых  комплексов. Кроме того, для целей  рационального руководства экономическим  развитием насущно необходима разработка индикативного плана.

Состав и перечень документов развития отдельных регионов, как правило, определяется на местном уровне, например в Санкт –

49

Петербурге система этих документов состоит из Стратегического плана  Санкт -Петербурга, Концепции развития Санкт -Петербурга на долгосрочную перспективу, программы социально -экономического развития Санкт -Петербурга, целого ряда документов градостроительного планирования и регулирования, отдельных целевых  программ города.

3. Участие предпринимательского  сообщества в разработке государственной  экономической политики

По мере структурирования предпринимательского сообщества, развития предпринимательских  ассоциаций и объединений в России стала развиваться практика привлечения  деловых кругов к формированию экономической  политики. Однако зачастую попытки  наладить открытый диалог бизнеса и  власти упираются в отсутствие законодательного обеспечения и механизмов реализации этого процесса.

Развитие политической демократии, обеспечивающей участие представителей гражданского общества и в том  числе структур, представляющих интересы предпринимателей в процесс формирования экономической политики является необходимым  условием для дальнейшего реформирования экономики и обеспечения экономического роста в масштабах всей страны.

Создание организационных механизмов для участия предпринимательского сообщества в формировании экономической  политики позволит:

- легализовать закулисные переговоры  лидеров бизнеса с властными  элитами, а значит сделать их  более прозрачными;

- вовлечь «аутсайдеров » - тех,  кто ранее был отстранен от  такого диалога, и не имел  возможности отстаивать интересы  своего бизнеса , тех , у кого  на пути было больше всего  препятствий и чей потенциал  развития способен дать новый  импульс для экономики 

50

страны. Речь , прежде всего , идет о  представителях малого и среднего бизнеса ;

- снизить риск «приватизации»  процесса принятия решений об  экономическом развитии, когда только  ограниченное число представителей  бизнеса вхоже в кабинеты чиновников  для лоббирования своих интересов  , как правило, в ущерб чужим,  в том числе и интересам  общества в целом ;

- обеспечить мобилизацию ресурсов  не только администрации , но  и других участников процесса  для достижения общих целей.

Кроме того:

- власть и бизнес получат  возможность согласовать свои  взгляды на развитие, донести  интересы друг до друга и  добиться взаимной поддержки;

- сами инструменты реализации  современной экономической политики  предполагают организацию диалога  с предпринимательским сообществом  ;

- наконец, прозрачный диалог  бизнеса и власти даст обществу, гражданам возможность контролировать  этот процесс и отстаивать  свои интересы.

Исторически сложившейся, а потому наиболее распространенной формой участия  представителей бизнеса в формировании экономической политики является лоббирование ..

Через инструменты лоббирования представители  предпринимательского сообщества стараются, как правило, обеспечить соответствие экономической политики своим интересам (интересам определенной компании или  группы компаний), а отнюдь не общим  интересам предпринимательского сообщества в целом. Именно по этой причине во многих странах есть специальное  законодательство, регулирующее практику

51

лоббирования, нацеленное на обеспечение  прозрачности и законности этого  процесса.

Одно из направлений  в этой сфере - институализация форм взаимодействия, которая создает  возможности и рамки для прямого  официального участия представителей предпринимательского сообщества в  работе органов власти. Примером тому может служить практика функционирования «агентств развития », существующая в Великобритании .

Информация о работе Экономическая теория и экономическая политика