Экономические инструменты стратегического управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Виды стратегий экономического развития. Предпосылки применения стратегического управления на предприятиях. Методы и инструменты стратегического управления в государственном управлении на примере Комитета государственных доходов Республики Армения.

Работа содержит 1 файл

стр. менеджм.docx

— 125.00 Кб (Скачать)

    Любая модель управления организацией базируется на соответствующей концепции. Концепция  управления - это система идей, принципов, представлений, которые предопределяют цель функционирования организации, механизмы  взаимодействия субъекта и объекта  управления, характер взаимоотношений  между отдельными звеньями его внутренней структуры, а также необходимая  степень учет влияния внешней  среды на развитие организации. Согласно концепции стратегического управления анализ внешней и внутренней среды - необходимый элемент определения  миссии и целей организации. Стратегии  в этом случае выступают как инструменты  достижения целей, а для успешной реализации избранного стратегического  набора необходимо, чтобы организация  функционировала в соответствии с выбранной концепцией управления.

    Стратегическое  управление - это реализация концепции, в которой совмещаются целевой  и интегральный подходы к деятельности организации, которая дает возможность  устанавливать цели развития, сравнивать их с имеющимися возможностями (потенциалом) организации и приводить их в  соответствие путем разработки и  реализации системы стратегий («стратегического набора»). Концепция стратегического  управления лежит в основе стратегического  мышления и находит выражение  в характерных чертах ее приложения.

    Характерные черты системы стратегического  управления определенной организации  зависят от взаимодействия таких  факторов:

    · отраслевой принадлежности;

    · размеров организации (в зависимости от отраслевых особенностей);

    · типа производства, уровня специализации, концентрации, и  кооперации;

    · характерных  черт производственного потенциала;

    · наличию (отсутствию) научно-технического потенциала;

    · уровня управления;

    · уровня квалификации персонала и тому подобное.

    Разные подходы  к построению системы стратегического  управления нуждаются в четком представлении  о преимуществах этого явления  в деятельности отдельных предприятий. Американский специалист И. Ансофф, например, рассматривает такие варианты построения стратегического управления: «управление  с помощью выбора стратегических позиций», «управление с ранжированием  стратегических задач», «управления, на основе учета «слабых сигналов», «управления, в условиях стратегических неожиданностей» [14].

    Реализация  концепции стратегического управления организацией возможна лишь тогда, когда  организация является стратегически  ориентированной. Стратегически ориентированная  организация - это такая организация, в которой персонал имеет стратегическое мышление, применяется система стратегического  планирования, которое дает возможность  разрабатывать и использовать интегрированную  систему стратегических планов, и  текущая, повседневная деятельность, подчиненная  достижению поставленных стратегических целей.

    К преимуществам  стратегически ориентированных  организаций относят:

    1. Уменьшение  негативных последствий изменений,  которые происходят, а также факторов  «неопределенности будущего».

    2. Возможность  учитывать объективные (внешние  и внутренние) факторы, которые  формируют изменения, сосредоточиться  на изучении этих факторов; сформировать  соответствующие информационные  банки.

    3. Возможность  получить необходимую базу для  принятия стратегических и тактических  решений.

    4. Облегчить  работу по обеспечению долго-  и краткосрочной эффективности  и прибыльности.

    5. Возможность  сделать организацию более управляемой,  поскольку при наличии системы  стратегических планов есть возможность  сравнивать достигнутые результаты с поставленными целями, конкретизированными в виде плановых заданий.

    6. Возможность  установление системы стимулирования  для развития гибкости и приспособленности  органфзации и отдельных ее  подсистем к изменениям.

    7. Обеспечение  динамических изменений через  ускорение практических действий  относительно реализации стратегических  планов на основе соответствующей  системы регуляции, контроля и  анализа.

    8. Создание  производственного потенциала и  системы внешних связей, которые  являются восприимчивыми к изменениям  и дают возможность достичь  целей.

    Реализация  отмеченных принципов дает возможность  построить обоснованную последовательность действий относительно реализации концепции  и формирования системы стратегического  управления. Отечественным организациям последние несколько лет критическую  ситуацию создают динамика рынка, который  трудно прогнозируется, множество новых  директивных решений и законодательных  актов, нехватка внутренних ресурсов и  рост агрессивности внешней среды, особенно в финансовой сфере.

    В этих условиях большое значение отводится удачному применению в практике предприятий  идей и технологий стратегического  управления развитием. Для достижения успеха необходимо не только знание теоретических  принципов стратегического управления. Заграничные конкуренты используют те же фундаментальные методы и подходы, что и отечественные руководители, но, в отличие от отечественных, достигают  больших успехов за счет тщательности, дисциплинированности, с которой  они разрабатывают и реализуют  стратегии. Преимуществами стратегического  мышления, которое имеет первостепенное значение, и осознанного стратегического  управления (противоположность свободной  импровизации интуиции или бездеятельности) являются:

    * обеспечение  направленности всей организации  на ключевой аспект стратегии:  «что мы пытаемся делать и  чего добиваемся?»;

    * необходимость  менеджеров более четко реагировать  на изменения, новые возможности  и угрожающие тенденции;

    * возможность  для менеджеров оценивать альтернативные  варианты капитальных вложений  и расширения персонала, то  есть разумно перенести ресурсы в стратегически обоснованные и высокоэффективные проекты;

    * возможность  объединить решения руководителей  всех уровней управления, связанных  с реализацией стратегии;

    * создание  среды, которая способствует активному  руководству и противодействует  тенденциям, которые могут привести  лишь к пассивному реагированию  на изменение ситуации.

    Преимущество, которое заключается в поощрении  активного управления, а не в простом  реагировании на внешние факторы, приводит к тому, что новаторские стратегии  могут стать ключом к улучшению  результатов деятельности компании в долгосрочном плане.

    Из истории  бизнеса известно, что высоких  результатов добивались обычно компании не те, которые просто реагировали  на условия, которые изменились, или  защищались, а компании более инициативные и продуктивные в плане менеджмента.

    Добиваясь успеха, компании делают стратегические наступления  для обеспечения своего конкуреотного  преимущества, а затем используют свою долю рынка, чтобы достичь финансовых успехов [5].

    Чтобы определить стратегию, необходимо изучить внутреннее состояние фирмы и внешние  факторы. Только четко представляя  положение своей компании на рынке, учитывая его особенности, менеджер может лучше определить стратегию, которая будет способствовать достижению намеченных целей и финансовых результатов, потому что неправильная оценка ситуации повышает риск неверной разработки стратегических действий.

    Стратегия компании, как правило, состоит из:

    1) продуманных  целеустремленных действий;

    2) реакции  на непредвиденное развитие событий  и на конкурентную борьбу, которая  усиливается.

    Обстоятельства  постоянно изменяются, будь то важное открытие в области технологии, успешное обеспечение  конкурентом рынка  новым товаром, новая  государственная  регламентация и  политика, расширение интересов покупателей, в той или другой отрасли и тому менеджер не может предусмотреть все стратегические действия предварительно и следовать этим намеченным маршрутом, не внося изменений. Дальновидный разработчик стратегии больше ориентирован на изменения внешней среды, чем на изучение внутренних проблем фирмы. Хорошо продуманная стратегия обычно живет несколько лет, требуя лишь незначительных корректировок для приспособления к новым изменениям.                                                                                                         1.2. Основные стратегии

Выделяются три  уровня стратегии. Первый уровень «военная стратегия», как наиболее зримая, ощутимая, грубая стратегия. Второй уровень корпорации -- это более тонкая стратегия. И  третий уровень - уровень проектов - это еще более тонкая стратегия.

Современная теория менеджмента различает несколько  типов стратегий (рис. 1.1) [18].

Рисунок 1.1. Виды стратегий экономического развития

Базовая стратегия - это стратегия, которая описывает  общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности (таблица 1.1). Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг [12]. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия  в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая  стратегия предприятия.

В дополнение к  базовой стратегии, которая определяет комбинации различных стратегических областей деятельности организации, конкурентные стратегии определяют подходы, с  помощью которых организация  должна действовать в каждой такой  области. В литературе конкурентную стратегию иногда называют деловой  стратегией [М. М. Алексеева, В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова], бизнес-стратегией [В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, Е. А. Вигдорчик].

Таблица 1.1. Базовая  стратегия предприятия [19]

 
Виды Развитие Выживание  
  Революционное развитие Эволюционное  развитие    
Доминирующий  признак Внутренний  рост -- расширение ассортимента товаров, услуг; внешний рост -- слияние компаний Долгосрочное  функционирование на рынке предприятий, прочно стоящих на ногах Поддержание стабильного  положения на рынке и адекватная реакция на изменения  
Диверсификация  продукта Присутствует Обязательна Может быть  
Диверсификация  производства Присутствует Обязательна Может быть, но чаще всего происходит обратный процесс -дедиверсификация  
Изменение организационной структуры Обязательно (в  сторону увеличения подразделений) Может быть Обязательно (в  сторону уменьшения подразделений)  
Востребованность  в инвестициях Да Может быть Нет (нечем будет  отдавать)  
         

 

Деловая стратегия  нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая  стратегия является частью общей  стратегии фирмы. Если организация  включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную  целевую стратегию (рис. 1.2 [20]).

Рисунок 1.2. Виды конкурентной стратегии

Третьим типом  стратегий являются функциональные стратегии, которые разрабатываются  специально для каждого функционального  пространства организации. В. Д. Маркова  и С. А. Кузнецова понимают под  функциональными стратегиями стратегии, которые разрабатываются на основе корпоративной и деловой стратегии [13]. Целью функциональной стратегии  является распределение ресурсов отдела (службы), поиск эффективного поведения  функционального подразделения  в рамках общей стратегии. К основным типам функциональных стратегий  относятся:

Информация о работе Экономические инструменты стратегического управления