Экономические методы воздействия на исполнителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 11:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – на основании литературных источников изучить экономические методы управления.
Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления персоналом.. Их эффективность существенно снижается, если при их построении не будут учитываться экономические методы управления.
Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды и воздействия на исполнителя.

Содержание

Введение
1 Сущность и особенности экономических методов воздействия
2 Классификация экономических методов воздействия
2.1 По виду воздействия
2.1.1 Методы государственного воздействия
2.1.2 Внутрифирменные экономические методы
2.2 По регулируемым элементам
2.2.1 Плановое ведение хозяйства
2.2.2 Хозяйственный расчет
2.2.3 Оплата труда
2.2.4 Рабочая сила
2.2.5 Рыночное ценообразование
2.2.6 Ценные бумаги
2.2.7 Налоговая система
2.2.8 Формы собственности
2.2.9 Фазы воспроизводства
3 Позитивные и негативные воздействия экономических методов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Гвоздев -курсач.doc

— 180.00 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

Введение

1 Сущность и особенности экономических методов воздействия

2 Классификация экономических методов воздействия

   2.1 По виду воздействия

      2.1.1 Методы государственного воздействия

      2.1.2 Внутрифирменные экономические методы

   2.2 По регулируемым элементам

      2.2.1 Плановое ведение хозяйства

      2.2.2 Хозяйственный расчет

      2.2.3 Оплата труда

      2.2.4 Рабочая сила

      2.2.5 Рыночное ценообразование

      2.2.6 Ценные бумаги

      2.2.7 Налоговая система

      2.2.8 Формы  собственности

      2.2.9 Фазы воспроизводства

3 Позитивные и негативные воздействия экономических методов

Заключение

Список использованной литературы

3

4

7

7

7

7

8

10

10

13

24

24

25

26

26

26

27

29

30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной курсовой работе будут рассмотрены экономические методы воздействия на исполнителя.

Цель данной работы – на основании литературных источников изучить экономические методы управления.

Данная тема актуальна для изучения, так как на современном этапе развития общества нельзя руководствоваться только социально – психологическими и административными методами управления персоналом.. Их эффективность существенно снижается, если при их построении не будут учитываться экономические методы управления.

Предприятию, чтобы выжить на рынке необходимо использовать экономические методы анализа рыночной среды и воздействия на исполнителя.

Задачи курсовой работы:

- изучить сущность экономических методов воздействия на исполнителя и их особенности;

- изучить и проанализировать классификацию экономических методов воздействия;

- выявить позитивные и негативные воздействия экономических методов.

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность и особенности экономических методов воздействия

Экономические методы воздействия на исполнителей занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

В деятельности практикующего высокопрофессионального менеджера экономический анализ и экономический аспект в целом играют основополагающую роль. По мнению некоторых специалистов по менеджменту, непрофессиональные менеджеры базируют свою деятельность на основе психологического подхода, а профессионалы — экономического.

Экономические методы воздействия - это целая система мотивов и стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений, они предполагают материальную мотивацию, т.е. ориентацию на выполнение определенных показателей или заданий, и осуществление после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы.
Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

Использование экономических методов управления связано с формированием плана работы и контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием труда, т.е. с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрения за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

Табл.1 Экономические методы воздействия

Наименование группы методов управления

Специфика группы

Наименование подгруппы

Наименование методов

Экономические методы управления

Воздействие на материальные интересы людей, ориентация на выполнение определенных показателей или заданий и на вознаграждение за их выполнение

Экономические методы, применяемые на макро-уровне

Прогнозы: национальные программы; государственные заказы; налоговая политика; ценовая политика, финансово-кредитная политика; инвестиционная политика.

Экономические методы, применяемые на уровне предприятия (организации)

Планирование: балансовый метод; нормативный метод; аналитический метод; математическое моделирование.

Коммерческий расчет: хозрасчет; самоокупаемость; самофинансирование

Экономические методы управления , применяемые на отдельного работника

Методы поощрения (заработная плата, премирование и т.д.)

Методы наказания (штрафы, вычеты и др.)

Экономические методы воздействия влияют на: материальные интересы личности, материальные интересы коллектива и материальные интересы всего общества.

Экономические методы  воздействия на материальные интересы всего общества находятся в руках государства. Оно охватывает разработку прогнозов и рациональных программ, госзаказов, налоговую, ценовую, инвестиционную и финансово-кредитную политику государства.

Экономические методы  воздействия на материальные интересы коллектива включают хоз. работы:  самоокупаемость, самофинансирование, арендный подряд,  коллективный подряд и т. д. Они находятся частично в руках менеджера, руководителя.

Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности рабочих проявляется при оплате труда: зароботная плата, премии, надбавки, доплаты, дивиденды и т. д. Экономические методы управления представляют собой совокупность стоимостных инструментов воздействия на управляемый объект в целях обеспечения наибольшей экономической эффективности деятельности организации с наименьшими затратами. Они включают:

       планирование экономических результатов деятельности как способ установления целей, пропорций развития, сроков выполнения тех или иных задач;

       материальное стимулирование в форме заработной платы, премий, а также санкций за несоответствующее качество или количество труда;

       нормирование экономических показателей деятельности предприятия как базу для планирования, материального стимулирования и контроля;

       контроль экономических показателей деятельности как метод сбора аналитической информации.

Особенности экономических методов управления состоят в том, что они:

            базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами;

            оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников;

            непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия;

            побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива.

     

             2 Классификация экономических методов воздействия

2.1 По виду воздействия

Экономические методы можно подразделить по виду их воздействия на две группы:

1.            Экономическое воздействие государства на производственные и коммерческие структуры.

2.            Экономические методы, стимулирующие деятельность внутри фирмы, предприятия.

2.1.1 Методы государственного воздействия делятся на:

а) методы прямого воздействия. По сути это неэкономические меры, которые подразумевают прямое вмешательство государства в функционирование рыночного механизма. Это проявляется через процесс государственного регулирования ценообразования, через политику доходов в виде замораживания роста цен и зарплаты, ограничение на изменение показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других методы воздействия.

б) косвенные воздействия государства. Это экономические методы управления рынком. Сюда относятся все мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики государства, такие как: налоги, субсидии, стимулирование экспорта и импорта, воздействие на валютный рынок и другие методы.

2.1.2 Внутрифирменные экономические методы подразделяются на:

а) коммерческий расчет. Один из важнейших методов хозяйствования, направленный на соизмерение затрат и результатов, обеспечения прибыльности производства, для обеспечения рентабельности, распределение финансовых вложений и размещение производства, для обеспечения финансирования и кредитования, для развития технологий, для обеспечения политики, приобретения предприятий, изменения структуры капитальных вложений.

б) внутрифирменный расчет. Выступает как новый метод хозяйствования и регулирует экономические отношения между отдельными подразделениями как самостоятельными единицами производственной деятельности. Хозяйственные отношения между подразделениями строятся на основе условно-расчетных (трансфертных) отношений.

в) цены и механизм ценообразования. В этом механизме отражаются все стороны экономического действия субъектов рыночных отношений. Этот вид воздействия включает в себя определение уровня цены, расчета с потребителями продукции и имеют в основном два вида:

              цены публикуемые (представляются в виде прейскурантной цены, справочной цены, цены фактической сделки, а также в виде сведений, о которых сообщается в печати);

              расчетные цены (цены поставщика, которые устанавливаются на сложную технически и технологически продукцию, которых нет в прейскурантах).

г) финансовая политика и ее составляющие. Финансовые инструменты: распределение и перераспределение прибыли, финансирование и кредитование различных видов деятельности, обоснование финансовых операций

2.2 По регулируемым элементам

Эффективность экономических методов управления определяется: формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитования и т.п. Наиболее распространенными формами прямого экономического воздействия на персонал являются: хозяйственный расчет, материальное стимулирование и участие в прибылях через приобретение ценных бумаг (акций, облигаций) организации.

Рис.1 Классификация экономических методов управления по регулируемым элементам

                

2.2.1 Плановое ведение хозяйства:

1) свободное предпринимательство;  2) план экономического развития; 3) портфель заказов; 4) критерий эффективности; 5) конечные результаты.

Плановое ведение хозяйства – главный закон функционирования любого предприятия (организации), которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения.  Предприятие – свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития – основная форма обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Госзаказ трансформируется в портфель заказов предприятия с учётом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.

Для достижения поставленных целей необходимо чётко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

   

2.2.2 Хозяйственный расчёт:

1) самостоятельность; 2) самоокупаемость; 3) самофинансирование; 4)экономические нормативы; 5) фонды стимулирования.

Хозяйственный расчёт – метод ведения хозяйства, основанный на соизмерении затрат предприятия на производство продукции с результатами хозяйственной деятельности (объём продаж, выручка) полном возмещении расходов на производство за счёт полученных доходов, обеспечении рентабельности производства, экономном расходовании ресурсов и материальной заинтересованности работников в результатах труда. Он позволяет сочетать интересы предприятия с интересами подразделений и отдельных работников. Хозрасчёт основан на самостоятельности, когда предприятия (организации) являются юридическими лицами и выступают на рынке свободными производителями продукции (работ, услуг). самоокупаемость предприятия определяется отсутствием бюджетного финансирования дотационности в покрытии убытков, т. е. оно полностью окупает свои затраты за счёт доходов и в случае длительной убыточности объявляется банкротством. Самофинансирование – главный принцип расширенного воспроизводства и развития предприятия за счёт собственной прибыли.  

Информация о работе Экономические методы воздействия на исполнителя