Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование влияния социальной роли человека на его психологическую культуру
Итак, цель курсовой работы определила следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и сущность психологической культуры.
2. Проанализировать характеристики личности руководителя.
3. Провести экспериментальное исследование психологической культуры руководителей.
4. Провести сравнительный анализ уровня развития психологической культуры у руководителей и рядовых сотрудников.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятия психологической культуры руководителя 5
1.1. Понятие и сущность психологической культуры 5
1.2. Характеристика личности современного руководителя 14
Выводы 17
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования 20
Выводы 29
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

психологическая культура личности руководителя исправленная[1].doc

— 235.00 Кб (Скачать)

     Но  одних знаний для развития психологической  культуры недостаточно. Культура личности всегда проявляется во взаимоотношениях людей. И применение в практике любых научных знаний тесно связано с проблемой человеческой нравственности: ради чего, во исполнение каких целей они используются? Вопрос о благе или вреде науки весьма актуален применительно к психологии, которая имеет дело с живым человеком, его внутренним миром, душевными переживаниями, страстями и страданиями, желаниями и надеждами.

     Можно сказать, что основу психологической  культуры личности составляют психологические  знания, оплодотворённые общечеловеческими, гуманистическими ценностями. Реализация таких знаний в обществе осуществляется с позиций и в контексте уважения, любви, совести, ответственности, бережного отношения к чувству человеческого достоинства как своего, так и другого человека. Нравственные принципы, благородство чувств, которые выражаются в способности человека к тонким переживаниям, глубокому сопереживанию, в способности поступать великодушно являются сутью психологической (внутренней) культуры личности.

     Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но служит регулятором этого взаимодействия, предполагает и реализует живое общение, обусловленное взаимным уважением собеседников. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (пиар, реклама, политика, средства массовой информации, различные предсказатели, мошенники и пр.).

     Овладение культурой начинается с момента  рождения человека. У А.М. Горького в  рассказе «Рождение человека» есть пронзительные строки: «Новый житель земли русской, человек неизвестной судьбы, лёжа на руках у меня, солидно сопел». И эта судьба в значительной степени определяется той культурной средой, которая с момента рождения окружает ребёнка. Каждый учится быть человеком, и это научение происходит в контексте культуры и образования.

     Вместе  культура и образование определяют не только сущность и общий уровень  развития общества, но и оказывают  глубокое влияние на каждого человека, на перспективы его личностного и профессионального развития.

     Психологическая культура сама собой не рождается, её развитие предполагает внимание к внутреннему  миру ребёнка, к его чувствам и  переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению  к себе, к сверстникам, к окружающему миру, к происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

     Задача  взрослых в семье, школе, обществе - помочь ребёнку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Но всегда ли школа, семья, общество хотят и могут решать эту задачу?

     Известно, сколь велика роль школьного образования в судьбе отдельного человека и поколения в целом. Любая образовательная программа в школе включает в себя много учебных предметов. Каждый учебный предмет представляет собой область определённой науки и даёт возможность ученику соприкоснуться с этой наукой как с частью общей культуры. Содержание любого учебного предмета вводит ребёнка на доступном для него уровне в пространство своих культурных смыслов, значений, расширяет тем самым мировоззренческий горизонт ребёнка, создаёт условия для его развития, предоставляет ему возможность самостоятельного и осознанного выбора своего места в жизни.

     Однако  психология как наука о человеке в этом поликультурном образовательном  пространстве сегодня не представлена, и среди базовых ценностей  культуры, которые вносят в это пространство различные науки, сам человек как ценность отсутствует. Здесь мы встречаемся с явным противоречием: образование ставит задачу полноценного развития ребёнка, но при этом весьма существенно ограничивает возможность позитивного решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребёнку знаний о самом себе как представителе рода человеческого, обладающего всеми данными для развития, несущего в себе потенциал творчества и отвечающего за реализацию или нереализацию этого потенциала наряду со взрослыми, которые помогают ему войти в культуру современного общества. Современное образование не приобщает ребёнка к психологической культуре человеческих отношений.

     Психологическая неграмотность, низкая психологическая  культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребёнок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» - риска не стать человеком.

     Отсутствие  культуры отношений в том жизненном  пространстве, в котором живут многие дети, приводит к развитию таких психологических свойств личности, как: хамство, грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, или лакейство, подхалимство, раболепствование. Ю.М.Лотман рассматривал эти свойства как стороны одной и той же медали. Он считал, что это симптомы социально-психологической болезни. «За этими симптомами, - писал он, - психология человека, которого унижали, который поэтому сам себя не уважает и стремится компенсировать своё внутреннее неуважение унижением других людей или рабским подчинением другому».

     Психологическое образование представляется необходимым  и естественным для нормального  развития современного подрастающего  человека. Изучение психологии может  помочь школьнику многое понять как в себе самом, так и в окружающих людях, мире, почувствовать богатство душевной жизни человека.

     Психология  должна стать в сознании выпускников  средней школы необходимым компонентом  научной картины мира. Она может  дать им знания о людях, о законах развития психики личности и человеческого взаимодействия. Уроки психологии могут не только помочь школьнику в решении его проблем, но вооружить его знаниями о причинах их возникновения и культурных способах их предупреждения или преодоления.

     Культура  в узком смысле - это уровень  развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и  формах организации его жизни  и деятельности. А психологическая  культура - психологическая образованность человека в сочетании с готовностью  и умением использовать ее в повседневной жизни с целью самопознания, повышения эффективность общения и самосовершенствования.

     Психологическая культура способствует:

     · большему осознанию своих возможностей (интеллектуальных качеств, работоспособности, коммуникативных качеств, характера, темперамента и т.д.);

     · лучшему осознанию своих желаний (потребностей в самосохранении, в  признании другими людьми, в самореализации своих способностей);

     · правильной организации своей учебы и труда, досуга и быта,

     · оптимальному регулированию личных и деловых взаимоотношений с другими людьми (родителями и детьми, сверстниками и сослуживцами и т.д.).

     Каждый  человек имеет цель своей жизни, по крайней мере, на каком- то этапе  он ставит ее перед собой. В зависимости  от жизненных обстоятельств цели корректируются, изменяются или отбрасываются. Цели у всех разные, но большинство из нас стремятся к развитию и самосовершенствованию, чтобы занять более высокое социальное положение. Профессионализм и прочное материальное положение дают очень важное чувство - уверенность в себе. Психологическая культура способствует личностному росту, дает возможность человеку быть более интересным и позволяет человеку войти в более престижную социальную среду. Популярность прокладывает путь к славе. Обещания быть полезными позволили многим политикам сделать удачную карьеру и возвести их к вершинам власти.

     Целью психологического образования можно  считать овладение личностью  основами психологической культуры. Эта цель предполагает развитие психологической  готовности человека к полноценному и позитивному взаимодействию с миром природы, миром людей, миром культуры, с собственным внутренним миром. Специальной задачи на профессиональную ориентацию в области психологии не ставится. Знания психологии нужны каждому человеку, какую бы профессию он ни выбрал - врача, учителя, продавца, милиционера, банкира и т.д. Это касается и руководителей, и подчиненных. Чем глубже руководитель осознает самого себя, тем более четкими будут у него представления о своей работе и в конечном счете, о  своем жизненном пути в целом. 
 

 

1.2. Характеристика  личности современного руководителя

 

      Для успешного управления трудовым коллективом  руководитель должен обладать определенным набором качеств, которые подразделяются на деловые, политические и моральные.

      Деловые качества характеризуются наличием у руководителя высокой научно-технической  и экономической подготовки и  знаний в области государственного законодательства, педагогики, организаторских  способностей.

      Политические  качества проявляются в его общественно-политической деятельности, привлечении трудящихся к управлению производством, искоренении бюрократизма, заботе об идеологическом воспитании трудящихся.

      Моральные качества характеризуют руководителя с точки зрения нравственности, человечности, порядочности.

      В настоящий период мы переходим к  новой управленческой философии, новой  управленческой парадигме, что предопределено кардинальным изменением внешней среды  предприятия (ужесточение конкуренции  на рынках сбыта, сокращение рынков сбыта  в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных и сырьевых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.).

      Все это требует новых, адекватных современным  условиям, систем управления на уровне предприятия и предъявляет жесткие  требования к личностным качествам руководителя.

      Известный специалист в области управленческого  консультирования Б. Карлофф выделяет следующие деловые качества, необходимые  современному руководителю:

      а) умение смоделировать ситуацию, способность  к анализу;

      б) умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;

      в) способность разработать стратегию  изменений;

      г) наличие организаторских способностей;

      д) способность использовать в ходе изменений надежные, передовые методы управления.

      Американские  специалисты по управлению Г.Кунц и О’Донелл предлагают следующий перечень качеств, необходимых современному руководителю: желание руководить; умственные способности; коммуникабельность и честность.

      Р. Гастенберг – один из руководителей  крупнейшей в мире бизнеса корпорации «Дженерал моторз», определяя качества, которыми должен обладать в современных условиях менеджер, прежде всего, называет компетентность. Кроме того, он выделяет ответственность, умение чувствовать окружение, возникающие нужды, время, события, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям. Руководитель, по мнению Р.Гастенберга, должен также обладать высокой работоспособностью и желанием быть лучшим.

      Ансофф  И., американский классик стратегического  управления, указывает на такие принципиально  важные качества руководителя, как умение идти на риск, способность к решению социальных проблем, а также профессиональное мастерство.

      Ансофф  И. Выделяет шесть типов (архетипов) управляющих: лидер; администратор; плановик; предприниматель; государственный  деятель (умеющий установить правильные взаимоотношения фирмы с ее социально-политическим окружением) и созидатель системы (обладающий высокой компетенцией, разнообразными способностями и умением принятия управленческих решений в условиях информационного взрыва).

      Современные условия, ужесточение конкурентной борьбы требуют сочетания способностей всех шести архетипов управляющих, в то время как в начале века успех фирмы мог обеспечить руководитель, обладающий качествами одного – двух архетипов.

      К наиболее существенным личностным (моральным) качествам руководителя можно отнести следующие: уважение к подчиненным; дружелюбие; чувство юмора; умение находить индивидуальный подход к людям; порядочность.

      Руководитель, обладающий необходимыми качествами и  способностями, умело применяющий их на практике, пользуется заслуженным авторитетом у подчиненных, коллег и вышестоящего звена. Авторитет проявляется в полном признании руководителя и полном доверии к нему. Реальный авторитет складывается из личного и служебного авторитета и определяется умением руководителя оставаться в любых обстоятельствах выдержанным, тактичным, доброжелательным и справедливым.

Информация о работе Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя