Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследование влияния социальной роли человека на его психологическую культуру
Итак, цель курсовой работы определила следующие задачи:
1. Проанализировать понятие и сущность психологической культуры.
2. Проанализировать характеристики личности руководителя.
3. Провести экспериментальное исследование психологической культуры руководителей.
4. Провести сравнительный анализ уровня развития психологической культуры у руководителей и рядовых сотрудников.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы понятия психологической культуры руководителя 5
1.1. Понятие и сущность психологической культуры 5
1.2. Характеристика личности современного руководителя 14
Выводы 17
Глава 2. Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя 18
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ результатов исследования 20
Выводы 29
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

психологическая культура личности руководителя исправленная[1].doc

— 235.00 Кб (Скачать)

      Личные  качества руководителя определяют в  зависимости от преобладания тех  или иных качеств поведения.

      Достаточно  распространенной в настоящий период является следующая классификация типов руководителей, учитывающая личностные особенности.

      1) руководитель антрепренер (новатор)  – видит преимущества изменений  в организации и берется за  их реализацию;

      2) руководитель – «распределитель  ресурсов и работ» – умеет оптимально расставить сроки выполнения заданий и их последовательность, хороший организатор;

      3) руководитель – «монитор» является  связующим звеном между своей  организацией и представителями  других фирм и внешних организаций. Это хороший политик и коммуникатор.

 

Выводы

 

     Основываясь на определениях общей культуры понятие  «психологическая культура» рассматривается  как многофункциональное. Но, к сожалению, в настоящее время не существует единого подхода к данному  понятию. В специальной литературе представлены определения предложенные Битяновой Н.Р., Климовым В.А., Колмогоровой Л.С., Мотковым О.И., Семикиным В.В., Куликовым Л.В. и др.

     Психологическая культура не только проявляется во взаимодействии людей, но и служит регулятором этого взаимодействия. Психологическая культура способствует большему осознанию своих возможностей, лучшему осознанию своих желаний, правильной организации своего труда, оптимальному регулированию личных и деловых взаимоотношений с другими людьми.

     В нашей работе мы исходили из следующей  структуры понятия «психологическая культура личности»: психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексия, культуротворчество.

     Именно  психологическая культура является системообразующим фактором комплекса профессионально важных качеств руководителя которыми тот должен обладать (деловыми, моральными, политическими) для эффективного управления сотрудниками.

     Разные  авторы выделяют разнообразные качества которые, по их мнению, должны присутствовать у современного руководителя; среди них есть: коммуникабельность и честность, компетентность, ответственность, стремление к саморазвитию, способность к решению социальных проблем, уважение к подчиненным и т.д.

Глава 2.  Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя

2.1. Организация и методы исследования

 

      Нами  изучены некоторые элементы психологической  культуры руководителей. Исследование проводилось в крупной туристической организации города. В исследовании приняли участие руководители высшего звена (10 человек) и рядовые сотрудники (10 человек). В группу испытуемых вошли работники обоего пола. Возраст испытуемых – от 19 до 59  лет.

      В своем исследовании мы исходили из представления о следующей структуре понятия «психологическая культура личности»: психологическая грамотность, психологическая компетентность, ценностно-смысловой компонент, рефлексия, культуротворчество3. В данном исследовании мы обратились к изучению «азов» психологической культуры: психологической грамотности и коммуникативной компетентности. Мы поставили задачу сравнить их уровень у руководителей и рядовых сотрудников. Нами также была поставлена задача изучить в общей системе ценностных ориентаций место тех ценностей, которые связаны с направленностью на других людей и себя самого.

      Психологическая грамотность означает владение психологическими знаниями, правилами, представлениями, нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности. Для диагностики психологической  грамотности использовался специально разработанный тест4, включающий 4 раздела: «Понятия», «Ситуации», «Осведомленность», «Метафоры». Тест составлен на основе представлений о том, какой уровень осведомленности, представлений, знаний (житейских и научных) в области психологии должен быть у руководителя среднего звена и какова должна быть элементарная психологическая грамотность, как составляющая его базисной психологической культуры.

      Коммуникативная компетентность является одной из составляющих психологической компетентности человека.

      Мы  исходили из определения коммуникативной  компетентности, данного Т. Гордоном: «Это умение выйти из любой ситуации, не потеряв ни грамма внутренней свободы и в то же время не дав её потерять партнёру по общению». Именно этот ее аспект мы изучали при помощи теста Л. Михельсона (адаптация Ю.З. Гильбуха).

      Тест  состоит из 27 ситуаций, и на их основе выявляется 10 групп коммуникативных  умений. Все ответы разделялись на 3 типа: «зависимое поведение», «уверенное компетентное поведение» и «агрессивное поведение». Охарактеризуем их сформированность у руководителей и рядовых сотрудников.

      Для исследования ценностных ориентаций личности нами использовался модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой. Процедура диагностики ценностных ориентаций личности построена на основе метода парных сравнений (частный случай многомерного шкалирования). Испытуемым предъявлялись попарно для сравнения 17 жизненных сфер, к каждой из которых требовалось выразить ценностное отношение.

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

      1. Результаты исследования  психологической  грамотности руководителей и рядовых сотрудников

      Результаты  эксперимента представлены в таблице 2.1.

      В целом руководители дали 65% правильных ответов, рядовые сотрудники - 55,4% .

      Представим  распределение результатов, полученных по отдельным субтестам:

      Таблица 2.1

      Результаты  исследования психологической грамотности

      (по  каждому субтесту) 

 
 
Наименование  группы  Субтест 1 Субтест 2 Субтест 3 Субтест 4 Суммарный балл за тест 
балл % балл % балл % балл %
1 Руководители 30,0 60,0 8,1 40,5 18,5 92,5 6,0 60,0 65,0
2 Сотрудники 29,5 59,0 7,9 39,5 14,0 70,0 4,0 40,0 55,4
 

      Качественный  анализ исходного уровня психологической  грамотности у руководителей и рядовых сотрудников показал, что для подавляющего большинства из  них психология является малознакомой областью знаний, известной, в основном, «понаслышке». Дополнительное анкетирование показало, что только 15% рядовых сотрудников и 37% руководителей имеют какой-либо опыт, связанный с изучением психологии, общением с психологами (тренинги, консультации). Они практически не дифференцируют такие области, как психология, психотерапия, психиатрия. В то же время у руководителей достаточно выражен интерес к области человекознания, к самому себе, который удовлетворяется лишь частично (23%) или в незначительной степени (18%). Около 85% руководителей отметили различные проблемы, связанные с общением, взаимоотношениями, самоотношением, познанием других и себя и т.д.

      В первом субтесте «Понятия» наиболее сложными, вызвавшими основное количество ошибок, оказались следующие понятия и термины: абстрактный («неточный», «нереальный», «несущественный»), ригидный («пассивный», «отстраненный»), гармония («схожесть», «целостность», «спокойствие»), релаксация («утомление», «сосредоточение»), конформизм («вежливость»). Многие руководители и рядовых сотрудников не различают компромисс и сотрудничество, характер и темперамент, гипноз и медитацию и т. д. Стресс понимается ими как любое волнение, как накопившееся плохое настроение или даже как агрессия. Им практически не знакомы точные значения слов «альтруизм», «дебил», «авторитарность», «мазохизм», «фанатизм», «толерантность» и т.д.

      Затруднения у всех испытуемых вызвал второй субтест, связанный с психологическим  анализом ситуаций. И руководители, и рядовых сотрудников слабо владеют элементарными навыками психологического анализа ситуаций. Часто происходит внутренняя «подмена» вопросов: например, вместо ответа на вопрос "В чем, по-Вашему, заключается причина описанного поведения героя?", они дают оценку ситуации, поведения героя.

      Решение психологических задач (субтест 3), связанных с применением научных и житейских знаний по психологии, а также психологической интуицией, в целом дало самые высокие результаты в сравнении с другими субтестами.

      Хорошие  результаты были получены у испытуемых при объяснении смысла метафор (субтест 4). Оказалось, что  и руководители, и рядовых сотрудников в основном знают значения и происхождение многих «крылатых» выражений, используемых в повседневной жизни и характеризующих людей: "гомерический хохот" ("неестественный смех", "истерический смех", "смех без причины"), "лебединая песня" ("песня верности", "лестные слова", "ухаживание в начале взаимоотношений"), "крокодиловы слезы" ("горькие слезы", "обильные слезы", "слезы, пролитые зря"), "избиение младенцев" ("верх садизма", "срывание злости на детях", "словесная обида").

      При сопоставлении результатов теста у руководителей и рядовых сотрудников по успешности выполнения теста психологической грамотности критерий Стьюдента достоверных различий не показал. Эмпирический коэффициент в этом случае равен 0,76 при критическом значении 3,37 .

      2. Результаты исследования  коммуникативной  компетентности руководителей и подчиненных

      Результаты  обследования представлены в таблице 2.2.

      Рассмотрим  сформированность отдельных коммуникативных  умений.

      Умение  оказывать и принимать знаки  внимания. Преимущественное в процентном выражении число правильных уверенных  реакций сотрудники и руководители демонстрируют именно в этой ситуации. По-видимому, в их среде, когда тебя хвалят, восхищаются тобой, стереотипной реакцией является спокойное «спасибо» - уверенный и правильный ответ.

      Таблица 2.2

      Результаты  исследования коммуникативной компетентности руководителей и рядовых сотрудников 

 
Перечень

коммуникативных умений 

Баллы испытуемых, выбравших:
"зависимые"

реакции

"уверенные"

реакции

"агрессивные"

реакции

сотрудники руководители сотрудники руководители сотрудники руководители
1. Умение оказывать  и принимать знаки внимания 23,0 23,5 65,0 73,0 12,5 3,5
2. Реагирование  на справедливую критику 19,0 17,0 50,0 74,0 30,5 9,0
3. Реагирование  на несправедливую критику 32,5 18,0 29,0 53,5 33,5 28,0
4. Реагирование  на провоцирующее поведение 40,6 30,8 27,6 47,4 32,4 21,8
5. Умение обратиться к сотруднику с просьбой 27,5 29,0 57,5 62,0 15,0 9,0
6. Умение сказать "нет" 35,0 21,7 46,0 66,7 19,7 11,7
7. Умение оказать  поддержку и сочувствие другому 33,0 32,5 32,5 61,0 29,5 6,5
8. Умение принять сочувствие и поддержку от другого 65,5 38,5 19,5 56,5 15,0 5,0
9. Умение вступить в контакт с другим человеком 41,0 53,0 39,5 46,0 19,5 1,0
10. Реагирование  на попытку другого вступить в  контакт 43,0 47,5 13,0 48,5 24,0 4,0
  Средний балл 36,0 31,5 40,0 58,5 23,16 10,0

Информация о работе Экспериментальное исследование психологической культуры личности руководителя