Этапы истории развития теории и практики менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента.В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента.
2.Рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления.
3.Изучить разнообразие моделей менеджмента.
4.Определить этапы эволюции менеджмента в Узбекистане.

Содержание

1.Введение
2.Цель курсовой работы
3. Эволюция управленческой мысли
4. Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента
4.1. Школа научного управления
4.2. Классическая (административная) школа в управлении
4.3. Школа психологии и человеческих отношений
4.4. Школа науки управления (количественная школа)
5. Разнообразие моделей менеджмента
5.1. Особенности американской модели
5.2. Характеристика японской модели
5.3. Западноевропейская модель менеджмента
5.4. Характеристика Узбекской модели
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются  на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

    

3.3 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ  МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские

исследователи.  Так, англичане Р. Фэлк  и Л. Урвик  занимались разработкой

принципов управления. Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач.В дальнейшем центр работ переместился в Америку. Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

Проблемами  научного управления производством  в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином«бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкцй. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах  Запада широко

прорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию в

управлении».

Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения. В 1929—1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

1.     Усиление государственного регулирования во всех сферах      

     хозяйствования.

2.     Введение индикативного планирования, пришедшего на смену

директивного  планирования.   Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является

наиболее желательным. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

Определенный  интерес представляет шведская модель социализма.   Успехи

Швеции в 50—60-е  гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. Этот выбор был сделан ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения. Большинство исследователей считают, что теория и практика управления в США

достигли значительно  более высокого уровня развития, чем в других странах

мира. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие прибыли, умело приспосабливаясь к разным условиям на рынках. Именно отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые

объясняют так  называемый технологический разрыв между США и Европой.

Одной из причин создавшегося положения следует считать то, что американцы проводят в Западной Европе политику подчинения европейских стран своим стратегическим планам.

 

5.4. Характеристика Узбекской модели 

 

Благодаря разработанной  и реализуемой «узбекской модели»  развития в стране осуществляются политические, экономические и социальные реформы, которые базируются на таких принципах, как деидеологизация экономики и ее приоритет над политикой, возложение на государство роли главного реформатора, инициатора и координатора всех преобразований, обеспечение верховенства закона, проведение сильной социальной политики, поэтапность и постепенность кардинальных новаций. Правовой базой, обеспечивающей реализацию основных принципов демократического развития и формирования гражданского общества, является Конституция Республики Узбекистан, принятая в декабре 1992 года. На современном этапе у нас есть все основания утверждать, что мы добились главного

— процесс реформирования и демократизации страны приобрел необратимый характер. Изменилось мировоззрение наших людей, повышается их политическая и гражданская активность. Каждый гражданин чувствует свою сопричастность к происходящим преобразованиям, что, несомненно, способствует повышению уверенности людей в их будущее, а значит — и в будущее государства. Эта уверенность трансформируется в мощную силу, обеспечивающую движение страны по пути прогресса и процветания. Все это является еще одним подтверждением правильности пройденного пути, жизненности избранной нами модели эволюционного и постепенного развития страны, по которому нам предстоит следовать и дальше. Говоря об этом, Президент Ислам Каримов в своем докладе на совместном заседании палат Олий Мажлиса 12 ноября 2010 года «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» подчеркнул, что подведение итогов сделанного за истекший период независимого развития необходимо не только для того, чтобы объективно оценить и внести определенные коррективы в программу реформ, но в первую очередь, исходя из требований завтрашнего дня, дать новый мощный импульс нашему поступательному движению по пути реформирования и модернизации. Глава государства указал на важнейшие приоритеты дальнейшего углубления демократических преобразований в стране, направленные на демократизацию государственной власти и управления, реформирование судебно-правовой системы, информационной сферы и сферы обеспечения свободы слова и информации, обеспечение свободы выбора и развитие избирательного законодательства в Узбекистане, формирование и развитие институтов гражданского общества, а также углубление демократических рыночных реформ и либерализации экономики.

Одним из основополагающих в этом направлений является демократизация государственной власти и управления. За последнее десятилетие реформы  в этой области были направлены на последовательную реализацию конституционного принципа разделения ветвей власти, создание и укрепление между ними эффективной системы сдержек и противовесов, усиление роли, полномочий и контролирующих функций законодательной и представительной власти в центре и на местах, осуществление мер по либерализации, самостоятельности и независимости судебной системы. На современном этапе наиболее актуальными в этой сфере стали вопросы изменения функций управленческих структур, исполнительной власти и административных органов, кардинального сокращения их властных, регулирующих и распределительных полномочий, их прямого вмешательства в деятельность хозяйствующих структур. Более того, назрела необходимость приведения их полномочий в соответствие с рыночными принципами, уменьшения роли государства в управлении экономикой. Сегодня часть функций из центра передана органам областного, городского и районного уровня.  В республике огромное внимание уделяется возрождению такой уникальной системы местного самоуправления, как махалля, где исторически формировались общественные взаимоотношения, основанные на народных традициях и обычаях. Глава государства неоднократно отмечал, что на сегодняшнем этапе махалля, завоевав высокое доверие народа, вновь возродилась как центр справедливости и механизм социальной поддержки населения. Махалля является надежной опорой и действенным средством проведения реформ в нашем обществе. Итоги референдума 2002 года по вопросу об образовании двухпалатного Олий Мажлиса, принятие Закона «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти» определили основу глубокого реформирования законодательной власти. Сегодня полностью сформировалась система сдержек и противовесов при осуществлении парламентом своих полномочий, существенно повысилось качество законотворческой работы, достигнута сбалансированность общегосударственных и региональных интересов. В 2003 году приняты конституционные законы «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», где четко определены статус, полномочия и механизмы деятельности палат и нового парламента в целом. Исключение из Конституции Республики Узбекистан в 2007 году норм, устанавливающих, что Президент страны является одновременно главой исполнительной

власти, стало одним  из важнейших политико-правовых актов. Статья 89 Основного закона определяет, что «Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие органов государственной власти». Еще одним важным шагом на этом пути стало упразднение должности председателя Кабинета Министров. В соответствии с принятыми законами Премьер-министр теперь не только организует, но и руководит деятельностью Кабинета Министров, несет персональную ответственность за эффективность его работы. Руководитель нашего государства, излагая приоритетные направления «Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» в своем докладе на совместном заседании палат Олий Мажлиса в ноябре минувшего года, внес ряд предложений об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Узбекистан. Суть и содержание поправок в статью 98 Конституции Республики Узбекистан заключается в том, что вводится новый, отвечающий демократическим принципам порядок выдвижения и утверждения Премьер-министра и предоставление Олий Мажлису права выражения вотума недоверия Премьер-министру. Исключается также право Президента Республики Узбекистан принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции Кабинета Министров Республики Узбекистан. К примеру, вводится правило сложения полномочий Кабинета Министров перед вновь избранным Олий Мажлисом. Или порядок, при котором впредь право предложения кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан принадлежит политической партии, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан либо нескольким политическим партиям, получившим равное количество депутатских мест. Также вводятся новые нормы о процедурах выражения вотума недоверия Премьер-министру и другие поправки в статьи 78, 80, 93 и 96 Конституции Республики Узбекистан. Эти важные шаги в дальнейшем развитии конституционного порядка, по сути, открывают новый этап в реформировании и демократизации страны. А успех этой реформы во многом зависит от динамики нашего продвижения по пути демократизации и либерализации, повышения общественно-политической активности наших граждан, их политической и правовой культуры и в первую очередь от уровня зрелости политических партий, их готовности принять на себя столь огромную ответственность за судьбу и будущее Узбекистана.

 

    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с целью  и задачами курсовой работы можно  сделать следующие выводы:

1.Подготовка  современных менеджеров-профессионалов  невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

2.Рыночная экономика  требует адекватной ей системы  управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

3.Большое значение  приобретает изучение передового и прогрессивного опыта управления зарубежных стран и использование его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально. В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности узбекских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

    

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

     1.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф-

Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.

 

     2.Семенова И.И.-

История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

 

     3.Попов А.В.-

Теория и  организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.

 

   4.Кунц Г., О’Доннел С.-

Управление: системный и  ситуационный анализ управленческих функций.

    


Информация о работе Этапы истории развития теории и практики менеджмента