Этика государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:47, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – рассмотреть культуру государственного служащего.
Задачи контрольной работы:
1. рассмотреть служебное поведение гражданского служащего;
2. охарактеризовать особенности культуры государственного служащего;
3. раскрыть этику государственного управления.

Содержание

Введение 3
1. Служебное поведение гражданского служащего 4
1.1. Требования к служебному поведению гражданского служащего 4
1.2. Основные нравственные принципы административной морали государственного служащего 8
2. Культура государственного служащего 12
2.1. Этика и культура государственного служащего 12
2.2. Требования к культуре поведения государственного служащего 17
3. Этика государственного управления 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Культура государственного служащего.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

      для бывших федеральных работников установлены  ограничения, которые являются обязательными  после завершения работы в государственном  учреждении. Им не разрешается быть представителями других лиц относительно правительства по делам, которыми он занимался на правительственной службе. Кроме того, существует двухлетний срок запрета вмешиваться в дела, которые были служебными обязанностями работника за последний год его службы в правительстве. [4; 62]

      Интересен опыт мероприятий, начатых в этой сфере правительством М. Тэтчер в Великобритании. Был установлен контроль над «эффектом витая двери», т.е. миграции работников между государственной службой и коммерческими структурами, а также над «эффектом челноков», т.е. переходом бывших высших служащих государственного аппарата после их отставки в фирмы той самой сферы, которую они недавно курировалы. Эти «эффекты» стимулируют коррупцию, утечки в сферу бизнеса государственных секретов, подрывают принцип равенства условий на конкурсах за получение государственных заказов. Сейчас бывший служащий в течение лет после отставки для подобных перемещений должен получить санкцию соответствующих органов.

      Власть  должна всегда чувствовать, что ее контролируют, - главный принцип деятельности чиновников. На лицо, которое выполняет службу для правительства, возлагается огромная общественное доверие, потому что эта служба дает широкие возможности для злоупотреблений. Приходя на государственную службу, работник делает сознательный выбор и соглашается на строгое ограничение как в публичной, так и в частной деятельности. Чем выше должность, тем больше ограничений. 

2.2. Требования к культуре  поведения государственного  служащего 

      Основные требования к культуре поведение государственного служащего:

      добросовестно выполнять свои служебные обязанности;

      уважительно относиться к гражданам, руководителям  и сотрудникам, придерживаться высокой  культуры общения;

      не  допускать действий и поступков, которые могут навредить интересам  государственной службы или отрицательно повлиять на репутацию государственного служащего.

      Данные  требования основаны на моральных нормах.

      Этика государственного служащего - это система  норм поведения, порядок действий и  правил, взаимоотношений и принципов  в государственно-служебных отношениях, которые представляют собой совокупность наиболее пригодных, глубоко осознанных и конкретизированных, принадлежащих данному обществу и являются нормами общечеловеческой морали.

      Этика государственной службы тесно связана  с социальной структурой конкретного  общества и четко определяется ею. В этом, как правило, отражаются традиционные представления субъектов того или иного общества о статусе своего общества в целом, о преимуществе своей цивилизации и т.д. Вместе с тем этика государственной службы представляет собой объединение универсальных правил, которые применяются во всем цивилизованном мире.

      Если  данные нравственные нормы в отношениях отсутствуют, то вполне можно говорить о несоответствии этики развития общества или его нормы пидминени  идеологией.

      Этика государственно-служебных отношений  в широком понимании представляет собой практически-воспитательную и регулируемую силу. Через критический анализ морального сознания участников этих отношений, которая реально функционирует, выявляется степень соответствия существующих правовых и нравственных взаимоотношений. [10; 112]

      Проблема  профессиональной этики государственного служащего связана с тем, что  его деятельность должна отвечать не только положениям Конституции и  действующего законодательства, но и  моральным принципам и нормам. При этом этический кодекс, которым государственные служащие должны руководствоваться не просто опирается на общепринятую мораль, но и конкретизирует ее требования в соответствии со спецификой служебной деятельности, неординарных обязанностей и полномочий, которые возлагаются на них. В этом и заключается сущность этики государственного служащего.

      Моральные нормы являются универсальными нормами  в регулировании общественных отношений, поэтому безусловно государственная  служба неразрывно связана с нравственностью, этикой, моральным видом государственного служащего.

      Основные  этические требования, предлагаемые государственным служащим:

      придерживаться  принципов государственной службы;

      честно  служить и быть верным государству;

      придерживаться  высших моральных принципов;

      ставить государственные интересы выше индивидуальные цели и задачи политических партий, других общественных организаций;

      постоянно бороться с коррупцией в органах  государственной власти;

      никогда не принимать для себя и для  членов своей семьи никаких благ и преимуществ, используя при этом свои служебные полномочия;

      не  использовать в корыстных целях  служебное положение;

      не  использовать никакую информацию, полученную конфиденциально во время исполнения своих должностных обязанностей, как средство получения личной выгоды;

      не  допускать в деятельности элементов дискриминации в отношениях с товарищами по службе, гражданами;

      в общении с гражданами как во время  исполнения своих полномочий, так и в позаслужбовых отношениях придерживаться общепринятых правил поведения.

      Проступок государственного служащего - это действие (бездействие), порочащей честь и достоинство государственного служащего, несовместимые с высоким званием государственного служащего и делает невозможным дальнейшее выполнение им своих служебных полномочий (умышленное нарушение закона, нарушение государственным служащим данной им присяги, недобросовестность в выполнении своих обязанностей 'язкив, которые повлекли негативные последствия, грубое нарушение общепринятых норм и правил поведения).

      В зависимости от вида государственной службы до общепринятых моральных норм поведения государственного служащего прилагаются специальные нормы кодекса чести, например: этические требования, предъявляемые к судьям, военных, дипломатов, нарушение которых может повлечь дисциплинарную ответственность: выговор, увольнение, понижение в должности и т.д.

      Этические требования к государственных служащих очень важны, так как они являются неотъемлемой частью программы социального  управления, поэтому учета морально-психологического уровня развития общества влияет на выполнение управленческого решения, т.е. на эффективность государственной службы. 
 
 
 

3. Этика государственного  управления 

      Моральные ценности и нормы, касающиеся государственной  власти, ее институтов (государственной  службы), представляют собой в совокупности этику государственного управления.

      Этика государственного управления - это  нормативная основа государственно-властной деятельности, что касается таких  основных проблем управления: справедливое социальное устройство общества и государства, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости.[6; 99]

      Проблему  соотношения этики и управления впервые поставил Н. Макиавелли. Он разработал особое политическое искусство создания твердой государственной власти любыми средствами, не взирая ни на какие моральные принципы: «цель оправдывает средства». Однако в управлении обществом центральное место занимает человек, поэтому нельзя игнорировать то, что можно обозначить понятием «человеческий измерение».

      Функционирование  современного государственного аппарата невозможно представить без рационально  разработанных, твердо установленных  и обязательных формальных правил, без строгой профессионализации механизма управления. Инструментом и одновременно результатом такой профессионализации, в частности, стали государственные служащие, деятельность которых основывается на принципах профессиональной компетентности, иерархии и специализации функций. В данном контексте, естественно, возникает вопрос о соотношении профессионализма и нравственности.

      Безусловно, государственный служащий несет  личную ответственность за свои действия. Такая ответственность предполагает наличие у субъекта этой ответственности  собственных морально-этических позиций и убеждений. С этой точки зрения профессионализм и эффективность деятельности государственного служащего и является показателем его нравственности, верности своему профессиональному призванию и долгу.

      Очень важно, чтобы морально-этический аспект в управлении отвечал правовому аспекту. В данном случае очень сложно не допустить перегиба в какую-либо одну сторону: профессионализм в ущерб нравственности, и наоборот, нравственные основы в ущерб правовым принципам.

      Подчинение  права нравственности с точки зрения юридического порядка означало бы стремление к насильственного насаждения справедливости и добра и могло бы привести к всевластия государства (например, опыт тоталитаризма, где политика полностью была подчинена идеологии, которая претендовала на принудительное счастье для всех людей).

      Государственный служащий в своей деятельности сталкивается с проблемой соотношения справедливости и эффективности, свободы и равенства.[6; 101]

      Весь  мировой опыт дает достаточно примеров того, что эффективное функционирование любых сфер жизнедеятельности требует конкуренции. Вместе с тем, любая общественно-политическая система, любой режим не могут долгое время существовать без легитимизации, которая, в свою очередь, не может существовать хотя бы без видимого соблюдения элементарных норм справедливости.

      В основе права лежит нравственность. А потому что государственная  служба функционирует на основе норм права, поэтому и профессиональная деятельность государственного служащего  безусловно основывается на моральных нормах.

      Таким образом можно сказать, что государственная  служба как культурный институт - это  такой уровень развития системы  государственной службы, в котором  компетентность, профессионализм, моральные  принципы государственных служащих должны воплощать этот уровень, создавать условия для ее эффективного влияния на реальную жизнь граждан. 

Заключение 

      Федеральный закон «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» определяет основные требования, предъявляемые обществом к гражданским служащим Основное назначение требований к поведению гражданских служащих заключается в обеспечении добросовестного выполнения ими должностных обязанностей, соблюдения установленных законом запретов и ограничений и установлении такого поведения гражданского служащего в любой сфере деятельности, которое соответствует общепринятым этическим нормам и служит примером для окружающих.

      К основным нравственным принципам административной морали государственного служащего  можно отнести:

      1. Служение государству.

      2. Служение общественным интересам.

      3. Уважение к личности.

      4. Принцип законности.

      5. Принцип лояльности.

      6. Принцип политической нейтральности.

      Государственная служба неразрывно связана с моралью, этикой, моральным составом государственного служащего. Государственные служащие имеют огромное влияние на жизнь обычных граждан. Во многих случаях эти лица могут принимать решения, имеющие большое значение для повседневной жизни граждан, а также признавать, отклонять или изменять просьбы граждан о некоторых услугах или разрешать.

      Основные  требования к культуре поведение  государственного служащего:

      добросовестно выполнять свои служебные обязанности;

      уважительно относиться к гражданам, руководителям  и сотрудникам, придерживаться высокой  культуры общения;

Информация о работе Этика государственного управления