Этика и этикет менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:14, реферат

Описание работы

Целью данной работы стало изучение теоретических и практических вопросов этики менеджмента.
Так как я являюсь главным бухгалтером организации, то живейший интерес к данному исследованию вызван также тем, что знание деловой этики и этикета просто необходимо в ежедневной профессиональной деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3
1. Этика менеджмента………………………………………………………….………….………………4
1.1. Этика и этикет менеджмента – понятие и сущность……………………………...……… 4
1.2. Правила этики в деятельности менеджера…………………………………..….………….5
2. Требования к внешнему облику менеджера………………………………………...…….…………..8
2.1. Внешний облик делового мужчины……………………...…………………….…..……….9
2.2. Внешний облик деловой женщины………………………………..………………………10
3. Этика делового общения……………………………………………………………………………….12
3.1 Приветствие…………………………………………………………….…………………….12
3.2. Представление………………………………………………………………………………13
3.3. Обращение………………………………………………………………………...………...14
3.4. Визитные карточки…………………………………………………………………….……15
4. Этика отношений……………………………………………………………………………………….17
4.1. Этика отношений в системе «руководитель — подчиненный»………………..………...17
4.2. Похвала………………………………………………………………………………………19
4.3. Правила конструктивной критики…………………………………………………………20
4.4. Принципы восприятия критики…………………………………………………………….23
5.Телефонный и речевой этикет…………………………………………………………………….……25
5.1.Телефонный этикет в работе менеджера……………………………………….…………..25
5.1.1.Если звоните Вы…………………………………………………….……...……..26
5.1.2.Если звонят Вам…………………………………………………………………..27
5.2. Речевой этикет в деловом общении менеджера…………………………………………...28
5.3. Деловая беседа………………………………………………………………………………31
5.3.1. Правила подготовки и проведения деловой беседы……………………………31
5.3.2. Как правильно вести беседу……………………………………….…………….32
5.3.3. Чего не следует делать во время беседы……………………………..…………33
5.3.4. Воздействие на партнеров. Приемы воздействия на деловых партнеров
и подчиненных………………………………………………………………….………34
5.3.5. Способы прекращения разговора………………...……………………………..36
6. Проведение переговоров…………………………………………………………………….…………36
6.1. Собрания и совещания в работе менеджера…………………………………….…………36
6.2. Правила подготовки и проведение переговоров……………………………….………….39
6.3.Деловые приемы…………………………………………………………………….………..42
6.3.1. Деловые приемы как продолжение служебной деятельности…….…………..42
6.3.2. Правила поведения на деловых приемах…………………………….…...…….43
6.3.3. Застольные манеры………………………………………………………………46
7. Смена работы и этикет……………………………………………………………………….…..……48
7.1. Правила увольнения……………………………………………………………….………..48
7.2. Если вас увольняют……………………………………………………………….………...49
7.3.Адаптация менеджера на новом месте работы………………………………….…………49
8. Национальные особенности………………………………………………………………….….…….50
8.1. Национальные особенности этики менеджмента…………………………………..……..50
8.2. Особенности этики менеджмента в России………………………………………..………51
8.3. Особенности этики менеджмента иностранных партнеров……………………..……….52
Заключение……………………………………………………………………………………..…………60
Список литературы……………………………………………………………………………………….62

Работа содержит 1 файл

Этика менеджмента-Реферат.doc

— 882.50 Кб (Скачать)

- одни идут к руководителю, уже будучи в состоянии стресса;

- другие могут оказаться слишком разговорчивыми, при изложении вопроса искажают факты в выгодном для себя свете;

- третьи из-за неумения изложить вопрос и неуверенно­сти в себе разговаривают бестактно, проявляют излишние эмоции либо отчаянно жестикулируют;

- четвертые идут напролом, рассчитывая на уступчивость или недостаточную компетентность руководителя.

Умение бесконфликтно и продуктивно вести беседу — необходимое качество для того, кто хочет добиться успеха в жизни, показатель общей культуры.

У руководителя должны быть приемные часы для сослу­живцев и подчиненных, желающих обсудить что-то с ним лично. Начальство следует принимать в любое время, когда оно того пожелает.

Обратите внимание на наиболее распространенные ошиб­ки, которые допускают участники деловых бесед:

- Пренебрежение этапом подготовки к беседе, на кото­ром закладываются возможные элементы модели будущей беседы.

- Невнимательное отношение к отдельным незначитель­ным с субъективной точки зрения некоторых участников, правилам ведения или подготовки беседы. Так, например, отсутствие должного внимания к выбору места проведения беседы может привести к тому, что несоответствующая си­туации обстановка и даже взаиморасположение участников сводят на нет успешность деловой беседы. Естественно, на­выки ведения деловой беседы не приходят в результате ме­ханического заучивания правил. Овладение искусством про­ведения беседы связано с их многократной практической ап­робацией.

Прежде чем вступить в беседу, нужно продемонстриро­вать свою готовность к общению улыбкой, повернутыми к партнеру головой и телом, несколько наклоненным вперед туловищем. Лицо, поза, жесты и тон голоса должны выра­жать вежливость при встрече, интерес — при выслушива­нии, любезность — при обмене мнениями и споре, сочув­ствие и такт — во время критики. Если вы покажетесь парт­неру заинтересованным слушателем, то станете приятны. Чтобы выбрать модель поведения, следует внимательно вглядеться в собеседника (что он представляет, в каком со­стоянии находится). Желательно знать имя и отчество чело­века.

Этапы проведения деловой беседы отражены на рис. 1.

Рис. 1. Схематичное изображение правил проведения деловой беседы

 

5.3.2. Как правильно вести беседу

- Важно уметь задавать вопросы собеседнику и слушать его. Вопросы регламентируют беседу.

- Тон беседы должен быть нейтральным. Нельзя начинать беседу с отказа или утверждения невозможности решить про­блему. Отстаивайте свое мнение спокойно, не теряя самооб­ладания и благожелательного отношения к собеседнику.

- Смотрите в глаза собеседника ⅔ времени беседы, но не слишком назойливо. Старайтесь не перебивать, не зани­маться другими делами.

- Нежелательно употреблять слишком сухие формули­ровки, а тем более высокомерные фразы, пользоваться до­мыслами, слухами, конфиденциальными данными.

- Постарайтесь понять собеседника. Невнимание к его точке зрения ограничивает возможность выработки взаимо­приемлемых решений.

- Больше слушайте, чем говорите. Человек, который больше слушает, чем говорит, имеет ряд преимуществ пе­ред словоохотливым собеседником. Он может, наблюдая за говорящим, изучить его, подметить сильные и слабые сто­роны не только ораторских способностей говорящего, но и его характера, склонностей, стиля поведения. А понаблюдав и изучив человека, можно вернее выстроить свои отноше­ния с ним, подобрать нужный тон общения.

- Время от времени меняйте тему разговора.

- Если беседуете с посторонним лицом (не из вашей фир­мы), держитесь подальше от скользких или перегруженных эмоциями тем, таких как политика, религия, равноправие женщин, а также конкретных вопросов касательно чьих-либо доходов или стоимости его дома.

 

5.3.3. Чего не следует делать во время беседы

- Хорошо воспитанный человек никогда не будет обсуж­дать чужие семейные конфликты, вопросы личной жизни, источники дохода, внешний вид сослуживцев.

- Повышать голос, горячиться, начисто отвергать точку зрения собеседника, говорить фразы типа: «Да это чушь полная!», «Ничего подобного!», «Вы просто ничего не пони­маете в этом!» и т. п.

- Перебивать собеседника, вставлять даже самые крат­кие замечания.

- Задавать назойливые, нескромные вопросы.

- Распространяться о подробностях своей или чужой лич­ной жизни.

- Рассказывать о своих достоинствах и успехах, о своих проблемах, несчастьях, болезнях, распространяться о своих недостатках.

- Говорить об отсутствующих что-либо дурное, а также поддерживать подобный разговор. Если сотрудники не заво­дят подобных разговоров, это является знаком хорошего кли­мата в коллективе. Отсутствующие не могут выступить в свою защиту в том случае, если их хулят. Менеджеру следует воз­держиваться от негативных высказываний об отсутствующих и вызывать такие высказывания. Враждебность между людь­ми, ссоры на личной почве в коллективе возникают чаще все­го именно потому, что брошенное кем-то непродуманное сло­во подхватывалось «длинным языком» второго, шло к третье­му, четвертому и в конечном счете — к скандалу.

- Высказывать удивление, граничащее с недоверием, узнав, что собеседник имеет какой-либо талант или высокое звание. Подобное удивление может быть воспринято как фраза: «Странно, вот уж не ожидал, у что такого серого, ничтожного человечишки — и вдруг такой талант».

- Говорить о чем-то, что может быть неприятно собесед­нику, причинить ему боль. Бестактно рассказывать человеку, живущему бедно, о своих дорогих покупках; или язвеннику, вынужденному соблюдать строгую диету, с упоением расписы­вать восхитительные вкусовые качества недоступных ему блюд.

- Не смотрите по сторонам, не листайте книгу, не пе­рекладывайте бумаги. Считается дурным тоном вертеть пу­говицу, отвлекаться на посторонние мысли, ждать с нетер­пением паузу, чтобы вставить свое слово.

- В течение беседы не употребляйте слова с двойным смыслом.

- Не рекомендуется вести разговор в поучительном тоне. Не следует поучать партнера. Будьте открыты для его аргу­ментов.

- Если вы задаете вопросы, то старайтесь, чтобы они содержали слова: «почему», «когда», «как». Это исключит односложные ответы собеседника и позволит ему полно из­ложить свою точку зрения.

- Беседуя, смотрите в глаза собеседнику: это создает атмосферу доверительности.

- Не возражайте в категоричном тоне. Не допустимы такие выражения: «Нет, я с Вами решительно не согласен», «Нет, так дело не пойдет» и т. п. Вместо них следует исполь­зовать фразы: «Я полагаю…», «Не находите ли Вы…», «На­деюсь, это поможет убедить Вас…»

- Никогда ничего не обещайте, если не можете гаран­тировать выполнение своих обещаний, тем более, если окон­чательное решение принимаете не вы, а начальник.

Преуспевающий менеджер старается избегать четырех слов: «да», «нет», «никогда» и «всегда». Слова «да» и «нет» лишают вас маневренности и не позволяют менять позицию. Слова «никогда» и «всегда» могут поставить вас в глупое по­ложение.

Многие беседы заканчиваются, не успев начаться, осо­бенно если собеседники обладают разными статусами. При­ведем несколько типичных примеров так называемого «са­моубийственного» начала беседы: «Извините, я не помешал?», «Я бы хотел еще раз услышать», «Пожалуйста, если у Вас есть время меня выслушать». Неуверенное поведение прини­жает человека и ассоциируется с его низким статусом. Сле­дует избегать извинений (без должных к этому причин), про­явления признаков неуверенности.

Если вас перестали слушать, то остановитесь на полусло­ве. Это привлечет непроизвольное внимание собеседника. Если же вы говорите в пустоту, то тем самым принижаете свой статус. Если мы себя не уважаем, то и никто нас уважать не будет. А значит, не будет и считаться с нами.

Другим примером является резкая перемена говорящим темы. Блестящий пример этого дал наиболее известный гре­ческий оратор Демосфен. Выступая в суде и видя, что судьи перестали слушать его, он вдруг начал рассказывать о неком юноше, нанявшем осла с погонщиком. День был жаркий, и седок, спешившись, прилег отдохнуть в тени, отбрасываемой ослом. Погонщик возразил, говоря, что отдал внаем только осла, но не его тень. Тут Демосфен умолк, но судьи попросили его закон­чить его рассказ. Тогда он воскликнул: «Басню о тени осла вы готовы слушать, так выслушайте же и дело, которое должны рассудить».

 

5.3.4. Воздействие на партнеров. Приемы воздействия на деловых партнеров и подчиненных.

Первая задача в беседе — произвести благоприятное впе­чатление на собеседника. Как же стать приятным собеседни­ком?

Думается, каждый образованный человек знает, что нуж­но быть прежде всего хорошим слушателем, проявлять ува­жительное отношение к собеседнику, хорошо знать обсуж­даемый вопрос, быть дружелюбным, уметь вызвать положи­тельные эмоции, понравиться внешним видом и манерами, соблюдать правила этики и т. д.

Одной из важнейших потребностей человека является по­требность в положительных эмоциях. Психологами установ­лено, что оптимальный для здоровья эмоциональный фон создается, когда большая часть (60%) получаемой человеком информации является эмоционально нейтральной, 35% -  вызывающей положительные эмоции и 5% — отрицатель­ные. То есть положительных эмоций должно быть в семь раз больше, нежели отрицательных. Поэтому люди испытывают огромную, неутоленную по­требность в положительных эмоциях. Всякому, кто улучшит настроение собеседника, тот платит своим расположением и благодарностью.

Специалисты утверждают, что можно добиться, чтобы окружающие относились к вам с неизменной симпатией. Для этого существуют специальные приемы, овладение и систе­матическое применение которых обеспечивает расположе­ние и симпатии общающихся с вами людей. Рассмотрим от­дельные приемы, предложенные А. Ю. Панасюком в книге «Управленческое общение».

Прием «Имя собственное»

Установлено, что звук собственного имени неизменно вызывает у человека чувство приятного. Поэтому, привет­ствуя или обращаясь к кому-нибудь, не забывайте произне­сти его имя. Этим вы доставите ему пусть не вполне осозна­ваемую, но радость. Именно из таких крупиц складывается у людей положительное эмоциональное отношение к вам. Произносить имя следует не скороговоркой, а с чувством и в том же темпе, в каком идет разговор.

Произносить имя означает проявить уважение к челове­ку. Многие выдающиеся люди помнили огромное количество имен. То, что вы запомнили имя (особенно после давнишне­го и непродолжительного разговора), — это своеобразный комплимент. Чтобы помнить большое количество имен, де­ловые люди выработали надежное средство. Состоит оно в том, что записи с именами людей регулярно просматривают.

Многие сталкиваются с трудностью быстро запомнить имя нового собеседника, Чтобы преодолеть ее, найдите предлог тут же повторить услышанное вами имя. Например: «Очень приятно познакомиться с Вами, Владимир Иванович». Мож­но проговорить имя-отчество несколько раз про себя, если вслух не удается сказать. Кроме того, хорошо помогает ус­тановка на запоминание имени-отчества.

Не поленитесь записать и выучить имена ваших новых деловых партнеров, чтобы при следующей встрече прият­но удивить их своим обращением к каждому по имени. В настоящее время эта задача облегчается с помощью визит­ных карточек, которые имеет практически каждый деловой человек.

Прием «Зеркало отношения»

Говорят, что лицо — «зеркало души». Это верно, но так­же верно и то, что лицо — это «зеркало отношения» чело­века к человеку. Если человек нам приветливо улыбается, мы автоматически делаем вывод — друг, и в глубине души возникает ответное чувство симпатии. Поэтому пользуйтесь этим приемом, всегда встречайте и провожайте людей доб­рой улыбкой, приветливым выражением лица, что неизмен­но будет увеличивать ваш вклад в копилку положительных чувств к вам с их стороны.

Вместе тем у нас в России специфическое отношение к улыбке. Так, например, известен случай, когда продавщица одного из воронежских магазинов попала в психиатрическую лечебницу из-за того, что ей все время улыбался директор. «Наверное у меня недостача»,— постоянно терзалась про­давщица и повредилась рассудком.

В западных культурах улыбка — это вид приветствия незнакомым людям, обязательное условие вежливого чело­веческого общения и попытка обеспечить безопасность в не­знакомом месте с незнакомыми людьми. В России улыбка может вызвать совершенно противоположную реакцию. Если девизом американского стиля жизни можно считать «Держи улыбку», то в России — «А чего улыбаться то?» Мы долгое время считали их улыбки лицемерными, они нас — угрюмыми и злыми. С тех пор многое изменилось. Одно из первых, чему сегодня учат молодых российских менеджеров на деловых тренингах,— умение улыбаться.

Улыбаясь, человек посылает сигнал, что готов общаться. Держать улыбку -  значит делать вклад в общую коммуни­кацию, в поддержку того человека, с которым общаешься. Русская улыбка по определению предназначена людям зна­комым, поэтому учить улыбаться русского человека в дело­вой сфере довольно трудно, но нужно.

Из-за грубости и равнодушия низшего и среднего персо­нала страдают не только потребители, но и компании, кото­рые терпят убытки. Поэтому менеджеру следует первому показывать подчиненным пример улыбчивости. Если вы бу­дете ходить по офису с улыбающимся лицом, возможно под­чиненные подумают, что вы довольны их работой.

Прием «Золотые слова»

Умение говорить людям хорошие комплименты — наибо­лее универсальный прием, при мастерском исполнении ко­торого практически всегда удается расположить к себе собе­седника. Принято делать комплименты женщинам, ибо им это нравится. На самом деле выслушивать комплименты (но не лесть) любят все, просто реакция мужчин бывает не так за­метна. Слабость к комплиментам объясняется тем, что комп­лимент удовлетворяет, как уже отмечалось, важнейшую пси­хологическую потребность человека — потребность в поло­жительных эмоциях.

Под комплиментом понимается высказывание, содержа­щее в себе немного преувеличенную оценку положительно­го качества человека. Не надо путать комплименты с лестью. В них говорится о реальных, а не мнимых достоинствах че­ловека. Комплименты делаются в ситуациях, когда действи­тельно необходимо положительно оценить проявление дос­тойных качеств.

Информация о работе Этика и этикет менеджера