Этика управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности этики менеджмента, этические нормы менеджеров в организации и особенности этики менеджмента в бизнесе.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3
1. Содержание этики менеджмента.…...........................................................5
1.1. Понятие и сущность этики.………….........................................................5
1.2. Этика менеджмента, бизнеса и предпринимательства………………….9
1.3. Этическое принятие решений…………………………………………….15
1.4. Управленческая менеджерская этика.…………………………………...19
1.5. Факторы формирования этики менеджмента...………………………….22
1.6. Проблема этики в современной России………….....................................26
2. Этика управления на примере гостиницы «Аркадия»…………………..28
2.1. Краткая характеристика гостиницы «Аркадия»………………………....28
2.2. Оценка уровня этичности в гостинице «Аркадия»……………………...29
Заключение………………………………………………………..........................32
Список литературы……………………………………………….........................

Работа содержит 1 файл

курсовая - копия (2).doc

— 104.00 Кб (Скачать)

     В зависимости от того, как человек  понимает моральные нормы, какое  содержание в них вкладывает и  в какой степени учитывает  в общении, он может или облегчить деловое общение, сделать его эффективным, достичь поставленных или очень сильно затруднить это общение.

     Поскольку в деловом общении люди стремятся  достигать не только общих, но и значимых личных целей, то в деловых отношениях особую актуальность имеет так называемое золотое правило морали: «Не делай другому того, чего не хочешь себе». Это правило есть нравственный регулятор деловых отношений, который препятствует беспредельному эгоизму в партнерских отношениях. Цивилизованные общества, в которых существует развитый рынок, уже убедились в том, что бизнес на нравственной основе в конечном счете более выгоден, чем безнравственный, разрушающий деловые партнерские отношения. Этика деловых отношений основывается на таких правилах и нормах поведения, которые в конечном счете развивают сотрудничество, укрепляют деловые отношения, координируют или даже гармонизируют интересы. Конкретным выражением этого является укрепление взаимного доверия, открытость намерений и действий.

     Однако  воплотить на практике этические принципы совсем не просто. В рыночной экономике, которая представляет свободу действия ее участникам, перед деловыми людьми в процессе их деятельности и общения часто возникают моральные дилеммы. Они возникают из противоречий самой жизни: с одной стороны, человек стремится вести себя нравственно должным образом, ориентируясь на нравственный идеал, а с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением нравственных норм. Таким образам, идеальные нормы вступают в конфликт с фактическими нормами поведения людей, возвышенный идеал может не совпадать с практическим расчетом.

     Следует иметь ввиду, что деловая этика  – это не поучения и моральные  нормы бизнеса (доверие, честность, взаимное уважение). Все это очень  важные вещи, но они составляют только часть этики – нормативную этику. Понятие этики также не стоит смешивать с этикетом (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма, правильно одеваться и т.п.). Эти правила хорошего тона достаточно просто выучить и придерживаться их, но по соблюдению норм этикета нельзя судить, придерживается ли менеджер или организация норм деловой морали. Деловая этика поднимает вопросы использования заповедей в конкретных ситуациях. Речь идет о моральных аспектах таких функций бизнеса, как маркетинг и реклама, использование конфиденциальной информации, профессиональные услуги, охрана окружающей среды, управление людскими ресурсами и др.

     Структура этики бизнеса представлена тремя  группами норм.

     1. Нормы высшего уровня (гипернормы), основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса» - всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. В Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантов бизнеса из США, Западной Европы и Японии. Они сводятся к следующему:

  • социальная ответственность бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни  клиентов, служащих и акционеров, а также населения);
  • модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
  • повышение доверия к бизнесу (при сохранении коммерческой тайны – искренность, честность, выполнение обещаний);
  • уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
  • признание верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали);
  • содействие свободе многосторонней торговли;
  • уважительное отношение к окружающей среде;
  • отказ от противозаконных действий (взяточничество, отмывание денег, продажа оружия террористам, наркоторговля и др.)

     Особо выделяются моральные обязательства  компаний и предпринимателей по отношению  к:

  • покупателям – высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства;
  • работникам – достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства независимо от пола, возраста, расовой принадлежности, религиозных убеждений;
  • владельцам и инвесторам – отношения доверия, обязанность менеджеров по гарантированию справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • поставщикам – справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, развитие долговременных и устойчивых отношений, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок согласно условиям договоров, предпочтение тех поставщиков и подрядчиков, которые уважают человеческое достоинство;
  • конкурентам – взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение физических и интеллектуальных прав собственности;
  • местному населению – поддержание мира и безопасности, соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни.

     Гипернормы  являются главенствующими по отношению  к национальным, отраслевым и корпоративным  этическим кодексам и нормам.

     2. Национальные нормы (макроуровень, в масштабе отрасли или национальной  экономики). Это гипернормы и близкие  к ним этические постулаты,  реализуемые в отраслевых и  национальных кодексах этики  бизнеса. Важнейшими тут являются  уважение частной собственности и рыночной конкуренции, достоверность информации, отсутствие несправедливой дискриминации на рынке труда.

     3. Корпоративный уровень (микроуровень, в масштабе отдельной фирмы  и ее клиентов). Это принципы  доверия и отсутствия дискриминации  в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми.

     При возникновении конфликта между  этическими нормами разных уровней  его рекомендуется решать по принципу приоритетности. Такой конфликт возможен при размещении филиалов компании в странах или регионах с другой культурой, чем у центрального подразделения. Хотя гипернормы и макронормы должны доминировать, следует считаться и с микронормами. Например, если компания из развитой страны создает предприятие в отсталой стране, она вводит принятие в стране базирования материнской компании правила техники безопасности, запрещает несправедливую дискриминацию при найме и детский труд. Считается, что данные гипернормы, отвечают как интересам отсталой страны, так и ее развитых партнеров. Однако оплата труда должна соответствовать местным стандартам, чтобы не дестабилизировать экономику и выдержать принцип справедливости в отношении других предприятий.

     Современная этика бизнеса отдает приоритет  тем локальным нормам, которые четко формулируются. Противоречивые и неясные нормы трудно использовать для принятия решений. Неоднозначен, например, вопрос о применении физического труда женщин. В некоторых странах их используют на тяжелых работах, чего не принято делать в развитых странах, и конфликт норм налицо. Если решать такой вопрос на основе местных обычаев, моральные соображения все же не должны полностью игнорироваться. Можно, например, ввести специальные программы облегчения условий труда или систему компенсаций. Важно, по мере возможности, обеспечить «подгонку» норм и их логическую взаимосвязь.

     При разработке управленческих решений  приходится рассматривать и взвешивать их экономические, технологические, политические, социальные и этические аспекты. Если принимаются во внимание все или большинство аспектов, решение наиболее обоснованно. Сами обоснования либо принимаются, либо используются для выработки альтернатив, либо отвергаются. Моральный аспект имеется у многих решений, задевающих интересы других людей или организаций, но верное решение не всегда лежит в области этики. Например, для репутации фирмы важно выяснить, уменьшит ли выгоду от реструктуризации моральные издержки вследствие сокращения штатов безальтернативно и не подлежит моральной оценке.

     Для бизнеса естественна ведущая роль экономического обоснования принимаемых решений, но это не значит, что этика либо безоговорочно уступает, либо препятствует экономической либо иной выгоде. Менеджеры зачастую напрасно приписывают этике «антиприбыльную» направленность и исключают ее из рассмотрения. Такая позиция ошибочна: при выработке оптимального решения важно, чтобы этические соображения усиливали действие экономического. Этика не претендует на роль «судьи», она скорее направлена на выработку всесторонне обоснованного решения, оправданного со всех точек зрения.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Этическое принятия решений

     Принять решение, какие действия являются этичными, а какие – нет, сверхтрудная задача. Менеджеры обнаруживают, что решающий фактор, по которому мы относим решение к этичному или не этичному – это последовательность решения. Поэтому менеджеры часто пытаются применять тот философский подход, который обращает внимание на последовательность того или иного решения. Существует три основных этических подхода: утилитарный, нравственно-правовой и подход социальной справедливости.

     1. Тот, кто применяет утилитарный  подход, оценивает влияние конкретных  действий на людей, которые  непосредственно вовлечены в  этот процесс, при этом пытаясь  производить наибольшие блага для наибольшего количества людей.  Утилитарный подход фокусирует внимание на самих действиях, а не на мотивах, стоящих за этими действиями. Потенциально позитивные результаты действий взвешиваются против потенциально негативных результатов. Если первые перевешивают последние, менеджер, руководствующийся утилитарным подходом, скорее всего приступит к рассматриваемым действиям. То обстоятельство, что на некоторых людей эти действия могут повлиять отрицательно, признается неизбежным и приемлемым. Например, Совет по качеству окружающей среды проводит анализ «затраты – эффект», когда устанавливает нормативы загрязнения воздуха согласно Постановлению «О чистом воздушном бассейне».

     2. Тот, кто придерживается нравственно  – правового подхода, оценивает,  соответствуют ли решения и действия содержанию основных гражданских и групповых прав и привилегий. Некоторые из этих прав и привилегий перечислены в таких документах, как Билль о правах (первые 10 поправок к конституции Соединенных Штатов) и Декларация объединенных наций о правах человека. Нравственно – правовой подход (также применяемый в деонтологии) учитывает такие права человека, как право на жизнь и личную безопасность, на личную жизнь, свободу совести, свободу слова и частной собственности.

     3. Тот, кто принимает подход социальной справедливости, судит о том, насколько его действия справедливы и беспристрастны при распределении наград и ценностей между отдельными личностями и группами. Эти идеи проистекают из двух принципов, известных как принцип свободы и принцип разногласия. Принцип свободы утверждает, что человек имеет определенные свободы, совместимые с такими же свободами, которыми обладают другие люди. Принцип разногласия  утверждает, что если возникают сомнения в правильности какого-либо решения, то все социальные и экономические несправедливости должны устраниться таким образом, чтобы можно было более справедливо распределить товары и услуги.

     Кроме этих определяющих принципов, существует ещё три «практических принципа», которые являются необходимыми при  использовании подхода социальной справедливости.

     1. Согласно принципу правосудия  отношение к человеку не должно  меняться в зависимости от  произвольных характеристик, таких,  как раса, пол, религия или национальность. Этот известный принцип воплощен  в США, например, в акте о гражданских правах 1964 г.

     2. Принцип справедливости утверждает, что рабочие должны и будут  заниматься совместными действиями, подчиняясь правилам компании, при  условии, что правила компании  считаются справедливыми. Наиболее  очевидным примером этого является факт, что для того, чтобы способствовать общим интересам других рабочих, рабочие должны ограничивать свою личную свободу выбора (присутствовать или отсутствовать на работе).

     3. Принцип естественных обязанностей  заостряет внимание на множестве общих обязательств, включающих обязанность помогать тем, кому нужна помощь, или обязанность не нанести вред другим, когда спасаешь свою жизнь, обязанность не быть причиной страданий, обязанность подчиняться справедливым правилам организации.

Информация о работе Этика управления