Этика управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить особенности этики менеджмента, этические нормы менеджеров в организации и особенности этики менеджмента в бизнесе.

Содержание

Введение…………………………………………………………..………………3
1. Содержание этики менеджмента.…...........................................................5
1.1. Понятие и сущность этики.………….........................................................5
1.2. Этика менеджмента, бизнеса и предпринимательства………………….9
1.3. Этическое принятие решений…………………………………………….15
1.4. Управленческая менеджерская этика.…………………………………...19
1.5. Факторы формирования этики менеджмента...………………………….22
1.6. Проблема этики в современной России………….....................................26
2. Этика управления на примере гостиницы «Аркадия»…………………..28
2.1. Краткая характеристика гостиницы «Аркадия»………………………....28
2.2. Оценка уровня этичности в гостинице «Аркадия»……………………...29
Заключение………………………………………………………..........................32
Список литературы……………………………………………….........................

Работа содержит 1 файл

курсовая - копия (2).doc

— 104.00 Кб (Скачать)
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………………………………………..………………3

  1. Содержание этики менеджмента.…...........................................................5
    1. Понятие и сущность этики.………….........................................................5
    2. Этика менеджмента, бизнеса и предпринимательства………………….9

1.3.    Этическое принятие решений…………………………………………….15

1.4.  Управленческая менеджерская этика.…………………………………...19

1.5.    Факторы формирования этики менеджмента...………………………….22

1.6.    Проблема этики в современной России………….....................................26

2.       Этика управления на примере гостиницы «Аркадия»…………………..28

2.1.    Краткая  характеристика гостиницы «Аркадия»………………………....28

2.2.    Оценка  уровня этичности в гостинице  «Аркадия»……………………...29

Заключение………………………………………………………..........................32

Список литературы……………………………………………….........................34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений. Она занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой. Менеджер имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того насколько хорошо он это делает зависит его репутация и авторитет, соответственно и успех предприятия.

     Сегодня фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента, или философии предпринимательства. Философия предпринимательства находит отражение в его культуре. Одна из характерных черт менеджмента предпринимательского стиля, вырастающая из мелкого бизнеса, - это создание и поддержание определенной культурной среды фирмы, дающей всем занятым на ней чувство единства и причастности к важному и полезному делу.

     Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства.  В свою очередь необходимо помнить, что любая организация представляет собой единое целое и если работу самого менеджера не организовать должным образом,  то менеджер не сможет работать эффективно, что, несомненно, повлияет на работу всей организации. 

     Если  менеджер не спланирует и правильно  не организует свою работу, то это приведет к потерям рабочего времени, лишнему  перенапряжению и, в конечном счете, скажется на качестве управления.

     Цель  курсовой работы: изучить особенности этики менеджмента, этические нормы менеджеров в организации и особенности этики менеджмента в бизнесе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Содержание  этики менеджмента

     1.1. Понятие и сущность этики менеджмента

     Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, которая  регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни – в  труде, в быту, в науке в семейных, личных, международных отношениях. В последние годы наметился поворот к прикладной этике, т.е к «профессиональной этике».

     Если  говорить об этике менеджмента, то речь идет о нормах поведения менеджера, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

     Этика менеджмента – наука, рассматривающая  поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся  с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена  на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе её внимания – цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.

     Современный менеджмент оказывает влияние на общество – на направление его  развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и пр. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в ХХI в. менеджмент.

     Занятие таким трудом как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий  уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Всё  это делает важность моральной, этической  стороны деятельности менеджера бесспорной. Причины этого:

     1. Менеджер служит примером отношения  к своим служебным обязанностям  для рядовых сотрудников и  других менеджеров; нарушение им  этических норм может быть  воспринято рядовыми сотрудниками  как своего рода «сигнальная ракета» - можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер в центре внимания, этические нарушения с его стороны служат дурным примером в большей степени, нежели подобные же действия рядового сотрудника.

     2. Любое действие, поступок менеджера  имеют не только сиюминутный эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого времени, он формирует комплекс моральных устоев окружающих его людей: подчиненных, потребителей, поставщиков и даже конкурентов.

     Выполняя  воспитательную роль, менеджер формирует культуру отношения работников к производимой ими продукции или оказываемой услуге, правила общения сотрудников друг с другом , основы контактов «менеджер – подчиненный» и т.п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнеров. Этичность действий работников определяется двумя группами факторов:

     1. Комплекс этических устоев, которыми  личность владеет от рождения, представление о том, что есть  добро и что есть зло, т.е.  свой собственный этический кодекс, с которым человек живет и работает, какую бы должность он ни занимал и, какую бы работу он не выполнял.

     2. Требования, которые приданы человеку извне: это может быть этический кодекс организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера более высокого уровня.

      Сфера деятельности менеджера — организация, трудовой коллектив. Но организация — это не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать свои правила. Конечно, взаимоотношения менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Однако следует знать, что в морали должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. Даже закон не обеспечивает предотвращение нарушений норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдением или несоблюдением этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один — в идеалах самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе. Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы и понятия добра и зла, внутренне их принимать и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. 
Именно поэтому в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию поведения. 
В связи с вышесказанным, актуальным становится управленческое обучение этическим принципам ведения дел.

     Следует учитывать, что в отличие от кодексов юридических норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях  и привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях о том, как должно поступать. Этика – это принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

     Более частным понятием является этикет.

     Этикет  – совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений.

     Особое  место в искусстве поведения занимает деловой этикет. Если вы нарушите нормы поведения в быту или обществе, то рискуете в основном репутацией воспитанного человека, в то время как в менеджменте такие ошибки могут стоить больших денег и даже карьеры.

     В настоящее время происходит демократизация этикета.

     Деловой этикет здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным  и естественным, приобретает смысл  повседневного, благожелательного  и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Однако если ослабление этикетных правил не восполняется соответствующим воспитанием, оно оборачивается не только развязностью, но и хамством. Так что пренебрегать правилами этикета не следует.

     Менеджеру важно владеть правилами этикета, ибо служебный этикет регламентирует поведение людей и при личных контактах в текущей работе – разговорах по телефону, в деловой переписке, на совещаниях, и при проведении различных официальных мероприятий – приемов, презентаций и т.д. Менеджеру необходимо владеть и правилами речевого этикета: обращения; приветствия; знакомства, приглашения; просьбы, совета, предложения и приказа; согласия и несогласия; комплимента, одобрения, неодобрения и упрека; поздравления и пожелания, благодарности, вопроса и ответа и др.

     Итак, этикет предполагает знание определенных правил и норм поведения. Тот, кто  владеет этими правилами, никогда  не окажется в затруднительных ситуациях. Он всегда будет знать, как с честью выйти из любого сложного положения  – для этого достаточно поступать по этикету.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Этика менеджмента, бизнеса и предпринимательства

     Не  существует сомнения, что нормальный бизнес может развиваться только на основе развитого законодательства. Но даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этики бизнеса (деловой этики). Закон и нравственность по своим социальным функциям близки, но, тем менее, это понятия неидентичные.

     В переводе с греческого языка этика  означает обычай, нрав. Этика имеет  дело с принципами, которые определяют правильное или неправильное поведение. Впервые термин «этика» употребил Аристотель, живший в античную эпоху и поднимавший вопрос о том, что люди должны делать, чтобы совершить правильные, нравственные поступки. Сегодня этику понимают как учение о морали и нравственности.

     Важнейшие категории этики:

  • добро;
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • совесть;
  • ответственность и др.

Информация о работе Этика управления