Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:02, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть адаптацию предприятия в конкурентной среде.
Задачами работы  являются:
- рассмотреть теоретические аспекты развития предприятий в конкурентной среде;
- определить основные направления адаптации системы управления предприятием к конкурентной среде.
Введение
Многие проблемы российского 
страхового бизнеса возникают из-за 
низкого качества управления страховыми 
компаниями, которое не в последнюю 
очередь результат низкого 
Страхование с позиций рынка менеджмента означает процесс, при котором физические и юридические лица вкладывают определенные средства (страховые взносы) в страховые компании, а в случае непредвиденных потерь (ущерба их имущественным интересам) получают определенную договором страхования компенсацию в виде страховых выплат.
Согласно действующему законодательству, страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Такое определение страхования позволяет сделать вывод, что страхование – это отношения, в которых участвуют как минимум две стороны. В страховых отношениях может участвовать и большее число сторон, если это оговаривается в договоре страхования.(17,с.97)
Кроме того, предоставление страховой защиты – вид финансовых услуг, которые производят и продают страховые предприятия. Занимаясь этим специфическим производством, страховые компании должны сверять свою деятельность с потребностями клиентов, с требованиями динамично развивающегося рынка.
Успешная управленческая 
деятельность коммерческих организаций 
в существенной мере зависит от глубины 
знания адаптации как универсальной 
функции менеджмента и 
Адаптация выступает универсальной функцией менеджмента, поскольку она пронизывает все остальные его функции и обеспечивает их адекватное применение в условиях меняющейся в ходе реформирования внутренней и внешней среды управления.
Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. Умение быстро адаптировать работу предприятия в соответствии с изменившимися условиями в конкурентной среде является одной из важнейших задач управления и залогом успеха фирмы.
Объектом исследования курсовой работы является ОАО «Сочи-гарант» Предмет - адаптация предприятия в конкурентной среде.
Цель данной работы – 
рассмотреть адаптацию 
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические аспекты развития предприятий в конкурентной среде;
- определить основные направления адаптации системы управления предприятием к конкурентной среде.
1 Теоретические аспекты адаптации предприятия к конкурентной среде
1.1 Понятие адаптации, методы адаптации
Различные области знаний, исследующие адаптацию, позволили изучить множество ее свойств, сформулировать их, систематизировать и отразить в соответствующих понятиях. В результате мы имеем многообразие понятий, раскрывающих грани адаптации, рассматриваемые исследователями под тем или иным углом зрения.
Остановимся на наиболее значимых 
из них и попытаемся обобщить исследования 
данной категории с точки зрения 
управления. Анализ приводимых в литературе 
понятий показывает, что нередко 
под адаптацией понимается способность 
системы получать новую информацию 
для приближения своего поведения 
и структуры к оптимальным: «Системы 
адаптивны, если при изменении в 
их окружении или внутреннем состоянии, 
снижающем их эффективность в 
выполнении своих функций, они реагируют 
или откликаются, изменяя свое собственное 
состояние или состояние 
Дальнейшие исследования 
показали, что термин «адаптация» 
в общем случае можно рассматривать 
в трех аспектах. Адаптация как:  
• свойство системы приспосабливаться 
к возможным изменениям функционирования; 
(2, с.18)
• процесс приспособления адаптивной системы; (3, с.56)
• метод, основанный на обработке поступающей информации для достижения некоторого критерия оптимизации. (4, с.138)
В первом случае речь идет о 
свойстве адаптивности экономических 
систем. Во втором - слово «адаптация» 
характеризует процесс 
Вышеизложенные соображения 
обусловливают необходимость 
Рассмотрим место адаптации как функции менеджмента в условиях неопределенности конкурентной среды. Чаплина А. предлагает следующую схему влияния на конкурентоспособность: (5; с.198)
Из схемы мы можем определить, что источником адаптивности является гибкость технической базы и широта ассортимента предлагаемых товаров и услуг. Ситуационное управление позволяет быстро реагировать на изменение среды принятием решений. Адаптивность напрямую влияет на конкурентоспособность продукции и идет параллельно с инновационностью, свойством «обновлять» ресурсы организации.
Организация является частью 
«целого» (общества, пространства), в 
котором реализуются процессы обеспечения 
жизнедеятельности населения. Это 
обусловливает применение в управлении 
организацией функции менеджмента, 
которая называется «адаптация». Она 
оказывает преобразующее 
Рисунок 1.1 Принципиальная схема свойств организации в условиях неопределенности.
Портер М.Е. отмечает, что адаптация преобразует субъект хозяйствования, вырабатывает у него соответствующий иммунитет по отношению к внутренним и внешним воздействиям среды. Одновременно адаптация как принцип поведения обеспечивает защиту самого пространства от возможных деформаций конфигурации, целостности, внутренних и внешних связей, обусловленных воздействием субъектов хозяйствования, не соблюдающих законы, нормы, правила, культурные и духовные традиции. (6; с.308)
Поскольку для условий России региональный аспект проблемы становится приоритетным, то и адаптация приобретает явно выраженный региональный характер. При этом следует иметь в виду, что основной функцией адаптации выступает ориентация региональной экономической системы на обеспечение воспроизводственных процессов.
При выборе адаптивной структуры управления организацией необходимо, по мнению Коршуновой Г.:
Следует помнить, что адаптивные 
организационные структуры 
В адаптивных структурах управления 
должна формироваться модель организационного 
поведения персонала, базирующаяся 
на неформальной структуре организации, 
которой присуща современная 
адаптивная, корпоративная культура, 
отличающаяся высокими этическими ценностями, 
отношениями партнерства и 
В организационных структурах управления возникает и сопротивление адаптации, а также связанным с ней изменениям. Сопротивляются изменениям в силу ряда различных причин. К основным из них следует отнести социальные, политические и технические причины.
Выделяются следующие основные 
виды адаптации хозяйствующих 
- духовная (ориентация организационной культуры субъектов хозяйствования на систему исконных ценностей народа);
- природная (изменение способов взаимодействия организации с природой, ориентированное на сохранение, воспроизводство природы и гармонию их взаимоотношений);
- социальная (интеграция организации в общественные отношения, присущие данному пространству);
- экономическая (встраивание организации в систему изменяющихся производительных сил и производственных отношений рыночной ориентации). (8, с.98)
На современном этапе развития общества оптимизировать управление адаптационными процессами целесообразно исходя из объектно-предметного подхода, основываясь на том, что адаптирующийся объект сам определяет комплекс механизмов адаптации.
1.2 Механизмы адаптации 
конкурентоспособности 
В то время как предмет адаптации задает особенности выбора механизмов адаптации, принципиальным становится поддержание уровня адаптации, четкая ориентация механизмов на соответствующие виды адаптации (внутренняя или внешняя по пространственному признаку, буферная или приспособительная - по функциональному признаку).
Используя объектный подход, Портер М.Е. выделяет следующие современные механизмы адаптации: (9; с.112)
Устойчивость и целостность деятельности, системы управления организацией нельзя обеспечить без адаптации. Адаптивность управления - это одно из основных свойств системы, отражающих ее способность быстро и гибко реагировать на любые изменения среды и вырабатывать адекватные управленческие команды, позволяющие сводить к минимуму действие возмущающих систему факторов. (10; с.85)
Применительно к организации 
под адаптивностью понимается ее 
способность преобразовывать 
В качестве механизмов разработки стратегий организации рассматривают: