Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:02, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть адаптацию предприятия в конкурентной среде.
Задачами работы  являются:
- рассмотреть теоретические аспекты развития предприятий в конкурентной среде;
- определить основные направления адаптации системы управления предприятием к конкурентной среде.
Производительность труда - показатель эффективности использования ресурсов труда, трудового фактора. Измеряется количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время (час, день, месяц, год).
Фондоотдача - количество продукции в расчете на рубль основных производственных фондов. Рост фондоотдачи - важнейшее направление лучшего использования основных производственных фондов.
       Данные 
для анализа взяты 
       Динамика 
основных экономических  
Показатели  | 
  2009 год  | 
  2010 год  | 
  2011 год  | 
  Абсолютное отклонение  | 
  Темп прироста, %  | ||
2009 г. - 2011 г.  | 
  2010 г. - 2011 г.  | 
  2009 г. - 2011 г.  | 
  2010 г. -2011 г.  | ||||
1 Объем оказанных услуг, тыс.руб  | 
  116945  | 
  140900  | 
  165800  | 
  -48855  | 
  -24900  | 
  70,5  | 
  85  | 
2 Выручка от реализации, тыс. руб  | 
  114876  | 
  138889  | 
  157656  | 
  -42780  | 
  -18767  | 
  72  | 
  88  | 
3Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб  | 
  116654  | 
  133831  | 
  155321  | 
  -38667  | 
  -21490  | 
  75  | 
  86  | 
4Прибыль от реализации, тыс. руб  | 
  1778  | 
  5058  | 
  7234  | 
  -5456  | 
  -2176  | 
  24,6  | 
  70  | 
5 Затраты на 1 руб реализованной продукции, коп  | 
  92,75  | 
  94,98  | 
  93,71  | 
  -0,96  | 
  1,27  | 
  99  | 
  101  | 
6 Рентабельность продукции, %  | 
  1,52  | 
  3,78  | 
  5,45  | 
  -3,93  | 
  -1,67  | 
  28  | 
  69,3  | 
7Среднесписочная численность, чел.  | 
  250  | 
  258  | 
  272  | 
  -22  | 
  -14  | 
  96,8  | 
  94,8  | 
8 Фонд оплаты труда, тыс.руб  | 
  20845  | 
  30984  | 
  37564  | 
  -16809  | 
  -6670  | 
  55,3  | 
  82,3  | 
9 Производительность труда, тыс. руб/чел.  | 
  467,78  | 
  546,12  | 
  625,35  | 
  -157,57  | 
  -79,23  | 
  75  | 
  87,3  | 
10 Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс. руб  | 
  32053  | 
  32570  | 
  34652  | 
  -2599  | 
  -2082  | 
  92,4  | 
  94  | 
11 Фондоотдача, руб/руб  | 
  3,65  | 
  4,32  | 
  4,78  | 
  -1,13  | 
  -0,46  | 
  76  | 
  90  | 
12 Фондоемкость, руб/руб  | 
  0,27  | 
  0,23  | 
  0,20  | 
  0,07  | 
  0,03  | 
  135  | 
  115  | 
13 Среднемесячная з/п, руб  | 
  6948  | 
  10532  | 
  14508  | 
  -7560  | 
  -3967  | 
  48  | 
  72,6  | 
Таблица2.2- Динамика экономических показателей деятельности предприятия
Рисунок 2.3 - Динамика рентабельности предприятия
На основании рис. 2.3 можно сделать вывод, что ежегодно экономическая эффективность на предприятии увеличивается. Максимальное значение было достигнуто в 2011г. Это происходит за счет снижения затрат на маркетинговую деятельность.
Так как выручка растет пропорционально объему реализованной товарной продукции, а рост себестоимости не опережает эти показатели, то наблюдается рост прибыли и, соответственно, рентабельности предприятия.
Оборот компании в целом увеличивался на протяжении анализируемых лет, что было возможным при использовании новых технологий в ведении страхового бизнеса, зарубежного опыта, а так же привлечением на работу высококвалифицированных специалистов.
Рисунок 2.4- Динамика выручки предприятия
2.4 Анализ конкурентоспособности. SWOT-анализ предприятия ОАО «Сочи- Гарант»
Конкурентоспособность предприятия 
есть уровень эффективности 
         
Операционная эффективность 
          
Стратегическое 
             
Таким образом, 
Учитывая вышесказанное, проведем анализ конкурентной среды ОАО «Сочи - гарант».
Основным конкурентом на территории Краснодарского края для страховой компании «Сочи-гарант», являются компании «ИнноГарант», «Росно». Все эти компании так же оказывают весь спектр услуг по страхованию и находятся на рынке не малое количество лет.
«Инно гарант» - работает на рынке страховых услуг с 2000г. Специализируется на автостраховании, имущественном страховании, личном страховании. Гарантирует высокое качество услуг благодаря инновационным подходам в организации и технологии страхования.
«Росно» - группа компаний Росно является одной из крупнейших страховых групп в России. Является одним из лидеров российского страхового рынка по объему капитализации. Капитал компании на 100% состоит из собственного акционерного капитала, что обеспечивает дополнительную финансовую надежность и устойчивость.
Факторы конкурентоспособности  | 
  «Сочи-гарант»  | 
  «Инно- гарант»  | 
  «Росно»  | 
Продукт: качество услуги  | 
  8  | 
  5  | 
  8  | 
разнообразие ассортимента: услуги  | 
  7  | 
  5  | 
  7  | 
престиж страховой компании  | 
  9  | 
  6  | 
  9  | 
надежность  | 
  9  | 
  8  | 
  8  | 
сроки выполнения обязательств  | 
  5  | 
  6  | 
  4  | 
качество услуг  | 
  10  | 
  10  | 
  10  | 
уровень предпродажного обслуживания  | 
  9  | 
  8  | 
  10  | 
уровень после продажного обслуживания  | 
  10  | 
  9  | 
  10  | 
Цена: уровень цен  | 
  8  | 
  10  | 
  9  | 
прейскурантная цена  | 
  9  | 
  8  | 
  9  | 
налоговая ставка  | 
  8  | 
  8  | 
  6  | 
скидки с ценой, %  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
срок платежей  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
условия кредита  | 
  3  | 
  2  | 
  1  | 
гибкость ценовой политики  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
назначение цен на новые товары  | 
  6  | 
  5  | 
  4  | 
Сбыт: объем продаж по каждым каналам сбыта  | 
  8  | 
  7  | 
  7  | 
численность состава сотрудников сбытовых служб  | 
  10  | 
  9  | 
  9  | 
торговые представители  | 
  2  | 
  4  | 
  3  | 
дилеры, маклеры, дистрибьюторы  | 
  2  | 
  4  | 
  3  | 
уровень квалификации персонала  | 
  8  | 
  10  | 
  9  | 
Продвижение: Характеристика рекламной деятельности 
  | 
  9  | 
  8  | 
  9  | 
Характеристика методов стимулирования сбыта 
  | 
  3  | 
  5  | 
  4  | 
Характеристика инструментов прямого маркетинга 
  | 
  7  | 
  8  | 
  5  | 
Таблица 2.3 - Оценка конкурентоспособности услуги или фирмы
        По 
данным полученным из таблицы 
найдем средние значения по 
основным показателям таким 
Наименование  | 
  Продукт  | 
  Сбыт  | 
  Цена  | 
  Продвижение  | 
"Сочи - гарант"  | 
  8,5  | 
  5  | 
  5,5  | 
  7,2  | 
" Инно- гарант "  | 
  7,1  | 
  5,8  | 
  4,9  | 
  6,5  | 
" Росно "  | 
  9,4  | 
  6,2  | 
  5,7  | 
  7  | 
Таблица 2.4- Средние оценки по основным показателям
Предприятие ОАО «Сочи - гарант» является конкурентоспособным. Из таблицы 2.4 видно, что исследуемая фирма практически по всем факторам конкурентоспособности является лидером. Но следует отметить, что по таким категориям как - «сбыт» ОАО «Сочи - гарант» снижает свою активность - это связанно с тем, что данная фирма уже развита во многих отраслях. Из таблицы 2.4 так же видно, что главным конкурентом «Сочи - гарант» является страховая компания «Росно», так как она превышает «Сочи - гарант» почти по всем показателям.
Следовательно, предприятию ОАО «Сочи - гарант» следует сосредоточить усилия на активности сбыта страхового продукта. Так же следует отметить, что уровень цен ОАО «Сочи - гарант» средний и приемлем для покупателей его продукции в сравнении с конкурентами, что также является непосредственным преимуществом.
SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также исходящих из внешней среды возможностей и угроз. На этом этапе процесса стратегического планирования руководители сопоставляют результаты анализа внешней с профилем предприятия, чтобы увидеть, какие у него существуют сильные и слабые стороны, какие возникают взаимосвязанные возможности и угрозы бизнесу.
Проведя анализ внутренней среды компании «Сочи-гарант», можно определить сильные и слабые стороны ее деятельности. Эти характеристики будут занесены в поле «Сильные стороны организации» и в поле «Слабые стороны организации».
После изучения внешней среды компании можно создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она может столкнуться. Эти данные будут занесены в поле «Возможности внешней среды» и «Угрозы внешней среды». После того как конкретный список слабых и сильных сторон компании, а также угроз и возможностей будет составлен, наступит этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT.
В Таблице 2.5 представлен SWOT-анализ предприятия ОАО «Сочи-Гарант»
Сильные стороны (S) 1. Широкий список оказываемых услуг; 2. Круглосуточная служба, сотрудничество с больницами, аптеками; 3. Разработка новых программ; 4.Знания директора в 
  области финансов и   | 
  Слабые стороны (W) 1. Малый охват территории; 2.Слабая программа  3. Работники –  4. Отсутствие маркетинговых исследований.  | 
  Возможности (О) 1. Ухудшение позиций конкурентов 2. Рост инвестиционной активности 3. Увеличение доли рынка 4. Снижение уровня налоговой нагрузки 5. Работа с юр. Лицами 6. Стремление населения к защищенности  | 
SO стратегии 1. Выход на новый рынок с новыми программами позволит увеличить число клиентов 2. Заключение договоров о сотрудничестве с клиниками и тех. центрами в других городах. 3. Разработка программы маркетинговых исследований на основе заимствования опыта иностранных компаний.  | 
  1. Работники –  2. Отсутствие маркетинговых исследований.  | 
  1.Совершенствование программы продвижения товаров. 2. Постоянное повышение 
  уровня квалификации персонала, 3. Пополнение списка услуг новыми программами и тарифами.  | 
Таблица 2.5- Матрица SWOT-анализа
Таким образом, можно сделать 
следующие выводы. Адаптация в 
любой сфере деятельности человека, 
означает способность быстро реагировать 
на изменения внешней и внутренней 
среды. В современных условиях финансового 
кризиса, конкуренция между