Шпаргалка по менеджменту в книжном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:07, шпаргалка

Описание работы

1. Менеджмент. Общая характеристика.
2. Теория иерархии потребностей Маслоу.
3. Организация, ее составные элементы и основные процессы.
4. Внутриорганизационный менеджмент.
5. Менеджмент и внешнее окружение организации.
6. Механистический и органический стили управления.
7. Процесс управления организацией.
8. Менеджер. Его роль и место в организации.
9. Основные принципы теории научного управления Ф. Тейлора.
10. Отличительные черты школы «человеческих отношений».
11. Бихевиористские теории менеджмента.
12. Принципы управления в теориях А. Файоля и М. Вебера.
13. «Синтетические» учения об управлении (П. Друкер, теории X, Y, Z).
14. Модель взаимодействия человека и организационного окружения.
15. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
...

Работа содержит 1 файл

MANAGE1.doc

— 496.50 Кб (Скачать)

Мотивация.

Понятие «мотивация»  обычно употребляется в менеджменте  в двух основных смысловых вариантах.

Во-первых, его  можно интерпретировать как комплекс мотивов, определяющих состояние личности — ее расположенность или нерасположенность к тем или иным действиям, поступкам и оценкам.

Во-вторых, под  мотивацией понимают и создание системы  стимулов, ориентирующих человека на выбор тех видов и форм деятельности, которые необходимы для достижения целей организации.

Рассмотрим  понятийный аппарат теории мотивации. Ключевым понятием здесь является потребность, т.е. осознанная человеком необходимость в вещах и явлениях, которыми он не обладает на данный момент времени. Выделяют первичные потребности — физиологические нужды организма и вторичные — необходимость в явлениях психологического характера. Вторичные потребности у человека более индивидуальны, так как носят не столько врожденный, сколько приобретенный характер.

В свою очередь, деятельность можно определить как  взаимоотношения человека с внешней  средой, направленные на достижение цели. Очень важным для понимания основных концепций мотиваций является закон результата, т.е. стремление индивидуума повторять способ деятельности, который уже приводил его к достижению цели. Факторы же, определяющие способ деятельности, можно объединить понятием «мотивы», а явления, усиливающие или уменьшающие силу действия мотивов, как «стимулы».

Следовательно, стимулирование надо понимать как процесс  создания менеджером совокупности факторов, которые так изменяют силу действия мотивов, что согласно закону результата работник воспроизводит только те способы деятельности, которые менеджер считает необходимыми для достижения целей организации.

Мотив - это  то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер: зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 2. Потребности и мотивы

Мотивация — это сово-

купность  внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают

человека  к деятельности, задают границы и  формы деятельности и

придают этой деятельности направленность, ориентированную  на

достижение  определенных целей.

Потребности — это то, что возникает и находится внутри челове-

ка, что  достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет

определенное  индивидуальное проявление у каждого  человека. На-

конец, это то, от чего человек стремится  освободиться. Люди

 по-разному  могут пытаться устранять потребнос-

ти, удовлетворять  их, подавлять или не реагировать  на них. Потреб-

ности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Большинство 

потребностей  периодически возобновляют-

ся, хотя при этом они могут менять форму  своего конкретного про-

явления, а также степень настойчивости  и влияния на человека.

Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека.

Мотив находится «внутри» человека, имеет  «персональный» харак-

тер, зависит  от множества внешних и внутренних по отношению к

человеку  факторов, а также от действия других, возникающих парал-

лельно  с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к дейст-

вию, но и определяет, что надо сделать  и как будет осуществлено это

действие. Мотивы поддаются осознанию. Человек  может воздействовать

на свои мотивы, приглушая их действие или  даже устраняя их из

своей мотивационной совокупности.

Поведение человека обычно определяется не одним  мотивом, а их

совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном

отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение

человека. Поэтому мотивационная структура человека может рас-

сматриваться  как основа осуществления им определенных действий.

Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью

побужденияего к определенным действиям путем пробуждения в

определенных  мотивов. Мотивирование составляет сердцевину

и основу управления человеком. Эффективность  управления в очень

большой степени зависит от того, насколько  успешно осуществляет-

ся процесс  мотивирования.

два основных типа мотивирова-

ния. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на

человека  вызываются к действию определенные мотивы, которые

побуждают человека осуществлять определенные действия, приводя-

щие к  желательному для мотивирующего  субъекта результату.

Второй  тип мотивирования своей основной задачей имеет фор-

мирование определенной мотивационной структуры  человека. В

этом  случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и

усилить желательные для субъекта мотивирования  мотивы действий

человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые  мешают эффек-

тивному управлению человеком.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей

«раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В ка-

честве  стимулов могут выступать отдельные предметы, действия дру-

гих людей, обещания, носители обязательств и  возможностей, предо-

ставляемые  возможности и многое другое, что  может быть предло-

жено  человеку в компенсацию за его  действия или что он желал бы

получить  в результате определенных действий. Человек реагирует на

многие  стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы

его реакция  даже может не поддаваться сознательному  контролю.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования

людей называется процессом стимулирования.

Стимулирование  принципиально отличается от мотивирования.

Суть  этого отличия состоит в том, что стимулирование — это одно

из средств, с помощью которого может осуществляться мотивиро-

вание. При этом чем выше уровень развития отношений в органи-

зации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется

стимулирование.

Если  посмотреть, на что в деятельности человека оказывает воз-

действие  мотивация, то выяснится, что это  следующие характеристи-

ки деятельности:

• усилие;

• старание;

• настойчивость;

• добросовестность;

• направленность. 
 
 
 
 
 
 

 3.Мотивационный процесс

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может

быть  представлена в виде шести следующих  одна за другой стадий.

Естественно, такое рассмотрение процесса носит  достаточно услов-

ный характер, так как в реальной жизни нет  столь четкого разграни-

чения стадий и нет обособленных процессов  мотивации.

приводимая  модель.

Первая  стадия — возникновение потребностей. Потребность про-

является  в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то

не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает «требо-

вать» от человека, чтобы он нашел возможность  и предпринял какие-

то шаги для ее устранения. Условно их можно  разбить на три группы:

• физиологические;

• психологические;

• социальные.

Вторая  стадия — поиск путей устранения потребности. Раз по-

требность возникла и создает проблемы для  человека, то он начинает

искать  возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не заме-

чать. Возникает  необходимость что-то сделать, что-то предпринять.

Третья  стадия — определение целей (направления) действия.

Человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего

добиться, что получить для того, чтобы устранить  потребность. На

данной  стадии происходит увязка четырех моментов:

• что  я должен получить, чтобы устранить  потребность;

• что  я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

• в  какой мере я могу добиться того, чего желаю;

• насколько  то, что я могу получить, может  устранить потреб-

ность.

Четвертая стадия — осуществление действия. На этой стадии

человек затрачивает усилия для того, чтобы  осуществить действия,

которые в конечном счете должны предоставить ему возможность

получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс

работы  оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии

может происходить корректировка целей.

Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление

действия. Проделав определенную работу, человек  либо непосредст-

венно получает то, что он может использовать для устранения по-

требности, либо то, что он может обменять на желаемый для него

объект. На данной стадии выясняется то, насколько  выполнение дей-

ствий дало желаемый результат. В зависимости  от этого происходит

либо  ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к

действию.

Шестая  стадия — устранение потребности. В зависимости от

степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от

того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление

мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до

возникновения новой потребности, либо продолжает искать возмож-

ности и осуществлять действия по устранению потребности 

Знание  логики процесса мотивации не дает существенных пре-

имуществ  в управлении этим процессом. Важным фактором является не

очевидность мотивов. Требуются длительные и скрупулезные наблюдения для

того, чтобы  попытаться с достаточной степенью достоверности ска-

зать  о том, какие мотивы являются ведущими, движущими в мотива-

Ционном процессе человека.

Следующим важным фактором является изменчивость мотива-

ционного  процесса. Характер мотивационного процесса зависит от

Информация о работе Шпаргалка по менеджменту в книжном деле