Шпаргалка по менеджменту в книжном деле

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:07, шпаргалка

Описание работы

1. Менеджмент. Общая характеристика.
2. Теория иерархии потребностей Маслоу.
3. Организация, ее составные элементы и основные процессы.
4. Внутриорганизационный менеджмент.
5. Менеджмент и внешнее окружение организации.
6. Механистический и органический стили управления.
7. Процесс управления организацией.
8. Менеджер. Его роль и место в организации.
9. Основные принципы теории научного управления Ф. Тейлора.
10. Отличительные черты школы «человеческих отношений».
11. Бихевиористские теории менеджмента.
12. Принципы управления в теориях А. Файоля и М. Вебера.
13. «Синтетические» учения об управлении (П. Друкер, теории X, Y, Z).
14. Модель взаимодействия человека и организационного окружения.
15. Ролевой аспект взаимодействия человека и организации.
...

Работа содержит 1 файл

MANAGE1.doc

— 496.50 Кб (Скачать)

    Стратегичность управления 50-60-х гг. - это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации.

    В 70-е гг. существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов.

    В 80-е гг. динамизм внешней среды  настолько усложнил задачу своевременной  адаптации к тем изменениям, которые  происходят во всех сферах  общественной жизни, что создание  потенциала изменения, способности фирмы должным образом отвечать на вызов со стороны окружения стало центром стратегичности поведения фирмы. Сначала стратегическое выполнение, а потом стратегическое управление окончательно свели понимание стратегического поведения фирмы к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Таким образом, решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 15. Сущность стратегического управления.

    Термин "стратегическое управление" был введен в обиход на стыке  60-70-х гг. для того, чтобы обозначить  разницу между текущим управлением  на уровне производства и управлением,  осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса. Разработка идей стратегического управления нашла отражение в работах таких авторов, как Frankenhofs and Granger (1971), Ansoff (1972), Schendel and Hat-ten (1972), Irwin (1974) и др. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Стратегическое  управление - это, скорее, определенная философия или идеология бизнеса В случае стратегического управления в каждый данный момент

фиксируется, что организация должна делать в  настоящее время,

чтобы достичь  желаемых целей в будущем, исходя при этом из того,

что окружение  и условия жизни организации  будут изменяться, т.е.

при стратегическом управлении как бы осуществляется взгляд из

будущего  в настоящее. Наряду с явными преимуществами стратегическое управление

имеет ряд  недостатков

стратегическое  управление в силу своей сущности HI

дает, да и  не может дать точной и детальной  картины будущего. У него нет описательной теории, требуются огромные усилия и большие затраты вре-

мени и  ресурсов. резко усиливаются негативные последствия оши-

бок стратегического  предвидения.

Можно указать  на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными  разработчиками теории стратегического  управления. Шендел и Хаттен рассматривали его как "процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям". По Хиггенсу, "стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением" (Higgens, p. 3), Пирс и Робинсон определяют стратегическое управление "как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации" (Pearce and Robinson, p. 6). Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от "обычного" управления. 

16. Система стратегического  управления. 

Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратеги-

ческого управления, так как он обеспечивает базу для определения

миссии  и целей фирмы и для выработки  стратегий поведения, позво-

ляющих  фирме выполнить миссию и достичь  своих целей. Анализ

среды предполагает изучение трех ее частей: 1) макроокружения;

2) непосредственного  окружения; 3) внутренней среды.

Анализ  макроокружения включает в себя изучение влияния таких

компонентов среды, как: состояние экономики; правовое регулиро

вание и управление; политические процессы; природная среда и ре

сурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-

техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура

и т.п.

Непосредственное  окружение анализируется по следующим ос-

новным  компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок

рабочей силы.

Анализ  внутренней среды вскрывает те внутренние возможности

и тот  потенциал, на который может рассчитывать фирма в конку-

рентной борьбе в процессе достижения своих  целей, а также позволя-

ет более  верно сформулировать миссию и лучше  уяснить цели орга-

низации.

Внутренняя  среда анализируется по следующим направлениям:

• кадры  фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

• организация  управления;

• производство, включающее организационные, операционные и

технико-технологические  характеристики, научные исследова-

ния и  разработки;

• финансы  фирмы;

• маркетинг;

• организационная  культура.

Определение миссии и целей, рассматриваемое  как один из про-

цессов  стратегического управления, состоит  из трех подпроцессов,

каждый  из которых требует большой и  исключительно ответствен-

ной работы. Первый подпроцесс состоит в определении миссии

фирмы, которая в концентрированной  форме выражает смысл суще-

ствования фирмы, ее предназначение. Далее идет подпроцесс опре-

деления долгосрочных целей. Завершается эта  часть стратегического

управления  подпроцессом определения краткосрочных целей. Опре-

деление миссии и целей фирмы приводит к тому, что становится

ясным, зачем функционирует фирма и  к чему она стремится.

этап  анализаи выбора стратегии. С помощью  специальных приемов ор-

ганизация определяет, как она будет достигать своих целей и реали-

зовывать  свою миссию.

Выполнение  стратегии является критическим  процессом, так как

именно  он в случае успешного осуществления  приводит фирму к

достижению  поставленных целей.

Оценка  и контроль выполнения стратегий  является логически

последним процессом, осуществляемым в стратегическом управле-

нии. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь

между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями

организации. 

17. Анализ сред: общий взгляд.

Любая организация находится и функционирует в среде. Внутренняя среда

организации заключа-

ет в  себе тот потенциал, который дает возможность организации

функционировать, а следовательно, существовать и  выживать в оп-

ределенном  промежутке времени.

Внешняя среда является источником, питающим организацию

ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потен-

циала на должном уровне. Организация находится  в состоянии по-

стоянного обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе

возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезгранич-

ны. И  на них претендуют многие другие организации, находящиеся

в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что

организация не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды.'

Это может  ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным

для организации  последствиям. Задача стратегического  управления

состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со сре-

дой, которое  позволяло бы ей поддерживать ее потенциал  на уровне,

необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей

возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы определить стратегию поведения  организации и

провести  эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углуб-

ленное  представление как о внутренней среде организации, ее потен-

циале и тенденциях развития, так и о  внешней среде, тенденциях ее

развития  и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внут-

ренняя  среда, и внешнее окружение изучаются  стратегическим управ-

лением  в первую очередь для того, чтобы  вскрыть те угрозы и возмож-

ности, которые организация должна учитывать при определении

своих целей и при их достижении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18.19. Внешняя среда:  две разновидности.  Анализ внешней  среды.

   Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как

совокупность  двух относительно самостоятельных  подсистем: мак-

роокружения и непосредственного окружения.

Макроокруженне  создает общие условия среды нахождения ор-

ганизации. степень влияния состояния макроокружения на различные

организации различна. Это связано как с  различиями в сферах дея-

тельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциа-

ле организаций.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет

понять  то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предпо-

лагает  анализ таких характеристик, как  величина валового нацио-

нального  продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процент-

ная ставка, производительность труда, нормы налогообложения,

платежный баланс, норма накопления и т.п.

Анализ  правового регулирования, предполагающий изучение за-

конов и других нормативных актов, устанавливающих  правовые

нормы и рамки отношений, дает организации возможность опре-

Информация о работе Шпаргалка по менеджменту в книжном деле