Шпаргалки по менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 23:52, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие организации. Формальные и неформальные орг-ции. Орг-ция-группы людей, деят-ть кот-х сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Треб-ния, кот-м должна соотв-ть орг-ция: наличие хотя бы 2 чел-к, кот-е считают себя частью данной группы; наличие у этих людей единой цели; эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели. Хар-тики орг-ции: ресурсы (трудовые, осн. и оборотные ср-ва, технологии и информация); зависимость от внешней и внутренней среды. Основные элементы организации: цель орг-ции (конечные состояния или желаемый результат, кот-го стремится добиться трудовой коллектив. орг-ция имеет всегда хотя бы общую цель, к достижению кот-й стремятся все члены труд. кол-ва); стр-ра орг-ции (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, кот-я позволяет наиболее эффективно достичь целей орг-ции); задачи орг-ции (предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), кот-я д.б. выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки); технология орг-ции (сочетание квалификационных навыков, оборуд-ния, инфростр-ры, инструментов и соответствующих знаний, необх-мых для осущ-ния желаемых преобразований в материалах, информации и людях); люди (трудовые ресурсы, ч/з кот-х достиг-ся цели орг-ции).

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.doc

— 389.50 Кб (Скачать)

 1.Понятие  организации. Формальные  и неформальные  орг-ции. Орг-ция-группы людей, деят-ть кот-х сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Треб-ния, кот-м должна соотв-ть орг-ция: наличие хотя бы 2 чел-к, кот-е считают себя частью данной группы; наличие у этих людей единой цели; эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели. Хар-тики орг-ции: ресурсы (трудовые, осн. и оборотные ср-ва, технологии и информация); зависимость от внешней и внутренней среды. Основные элементы организации: цель орг-ции (конечные состояния или желаемый результат, кот-го стремится добиться трудовой коллектив. орг-ция имеет всегда хотя бы общую цель, к достижению кот-й стремятся все члены труд. кол-ва); стр-ра орг-ции (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, кот-я позволяет наиболее эффективно достичь целей орг-ции); задачи орг-ции (предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), кот-я д.б. выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки); технология орг-ции (сочетание квалификационных навыков, оборуд-ния, инфростр-ры, инструментов и соответствующих знаний, необх-мых для осущ-ния желаемых преобразований в материалах, информации и людях); люди (трудовые ресурсы, ч/з кот-х достиг-ся цели орг-ции).

 Формальная  орг-ция-группы людей, созданные по воле рук-ва для достиж-я целей орг-ции. Ее функция-выполн-е конкретн. задач и достижение целей орг-ции. Отн-ния м/у людьми регулир-ся различного рода нормативными документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и др.

 Неформальная  орг-ция-стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения опред. целей. Признаки: соц. контроль (установление и укрепление норм-групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения); сопоротивление переменам (перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему сущ-нию неформальной орг-ции); неформальные лидеры (его опора-признание его группой. Неформальный лидер выполняет 2 функции: помогает группе в достижении ее целей и поддерживает и укрепляет ее сущ-ние). 

 2.Миссия  орг-ции. Осн. эл-ты орг-ции. Связь орг-ции с внешней средой. Орг-ция-группы людей, деят-ть кот-х сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Орг-ции, имеющие несколько взаимосвязанных целей, наз-ют сложными орг-циями. Каждая орг-ция имеет миссию-четко выраженная причина сущ-ния орг-ции или ее роль востребованная внешним окружением. Осн. элементы орг-ции: цель орг-ции (конечные состояния или желаемый результат, кот-го стремится добиться трудовой коллектив. орг-ция имеет всегда хотя бы общую цель, к достижению кот-й стремятся все члены труд. кол-ва); стр-ра орг-ции (логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, кот-я позволяет наиболее эффективно достичь целей орг-ции); задачи орг-ции (предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), кот-я д.б. выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки); технология орг-ции (сочетание квалификационных навыков, оборуд-ния, инфростр-ры, инструментов и соответствующих знаний, необх-мых для осущ-ния желаемых преобразований в материалах, информации и людях); люди (трудовые ресурсы, ч/з кот-х достиг-ся цели орг-ции).

   Орг-ция может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой. Факторы внешней среды: поставщики; банки; профсоюзы; клиенты; рабочие; конкуренты; владельцы; жители района; профессиональные группы; учреждения, органы власти; политика; технология; общ-во; нормы обществ. жизни. Эти факторы влияют на деят-ть фирмы, и орг-ция д.б. в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставл. целей. Различают среду прямого воздействия (факторы, кот-е непосредственно влияют на деят-ть орг-ции-поставщики, конкуренты, учреждения) и среду косвенного воздействия (факторы, кот-е могут не оказывать непосредственного влияния на орг-цию, но сказываются на ее деят-ти, и фирма их учит-ет, планируя свое будущее-состояние эк-ки, НТП, соц-культурные и полит. изменения и др).

 Внешняя среда хар-ся сложностью (опред-ся числом факторов, на кот-е орг-ция обязана реагировать, а также вариантностью фактора), подвижностью (скорость происходящих в окружающей среде изменений) и неопределенностью (зависит от кач-ва информации и ее достоверности). 

 22.Теория  ожидания В. Врума.  Теория ожидания В. Врума разработана в 1964 г. как проц-с управления выбором. Она основана на предположении, что не само наличие активной потребности толкает человека на достижение опред. цели, а надежда, что избранный тип поведения приведет к удовлетворению потребности. Ключевым фактором в теории ожидания явл-ся 3 взаимоотношения: ожидание соотношения результата (РТ-Р); ожидание соотнтшения расходов на труд (Р-В); ценность вознаграждения (Ц). Соотношение между этими факторами может быть выражено так: Мотивация (М)=(РТ-Р)*(Р-В)*Ц. Мотивация наиболее высока, когда ожидание удовлетворяется в наибольшей степени.

 3.Понятие  менеджмента. Мен-т-управление коммерч. орг-цией; неотъемлемый элемент орг-ции, обеспеч-щий ее функц-ние. Он формирует, моболизует и приводит в действие потенциал орг-ции для достижения ее целей и реш-я стоящих перед ней задач. Он направлен на обесп-ние опред. взаимодействия м/у элементами орг-ции; искусство добиваться целей орг-ции, используя труд других людей. Подходы: 1.Мен-т как функция-особый вид деят-ти, реализуемый ч/з выполн-е опред. управленч. действий, содержание и набор кот-х зависит от типа орг-ции, объемов и видов деят-ти. 2.Мен-т как проц-с-реал-ция функций упр-ния требует координации разл. действий и функций упр-ния в пространстве в опред. логической послед-ти. 3.Мен-т как отн-ния упр-ния. Упр-ние-особый тип взаимодействия субъекта и объекта. Для осущ-ния упр-ния необх-мо наличие отн-ния упр-ния: -потреб-ти и возмож-ти у субъекта упр-ния выработать управл. команды; -готовность и возможность у объекта упр-ния эти команды выполнить. Сущ-ет 4 типа отн-ний упр-ния: мастер-работник; начальник-подчиненный; лидер-последователь; ученик-ученик или самоупр-ние. 4.Мен-т как сис-ма. Сущность мен-та обусловлена наличием и взаимосвязанностью его сост-щих: стр-ры, элем-тов, функций, проц-в, методов, форм и др. осн. подсис-мы мен-та:структурно-функциональная; информационно-поведенческая; саморазвитие, обеспеч-щее подстройку сис-мы упр-ния под измен-е внутр. и внешн. факторов. 5.Мен-т как аппарат упр-ния. Менеджеры-профессиональн. управляющие, именющие в подчинении других раб-ков, за кот-х они несут полную ответств-ть и организуют их деят-ть для достиж-я целей и реш-я задач орг-ции. К ап-ту упр-ния отн-ся: мен-ры всех ур-ней упр-ния; специалисты, служащие. Их отличия: мен-р имеет право и обязан принимать решения; спец-ты готовят вар-ты реш-й; служащие обесп-ют информацией проц-с упр-ния. 

 4.Мен-т как наука и практика упр-ния, как функция, как процесс, как отн-ния упр-ния, как сис-ма. Синергический эффект. Мен-т-управление коммерч. орг-цией; неотъемлемый элемент орг-ции, обеспеч-щий ее функц-ние. Он формирует, моболизует и приводит в действие потенциал орг-ции для достижения ее целей и решения стоящих перед ней задач. Он направлен на обесп-ние опред. взаимодействия м/у элементами орг-ции; искусство добиваться целей орг-ции, используя труд других людей. Мен-т как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи м/у причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при кот-х совместный труд людей оказ-ся и более полезным, и более эффективным. Подходы: 1.Мен-т как функция-особый вид деят-ти, реализуемый ч/з выполнение опред. управленч. Действий, содержание и набор кот-х зависит от типа орг-ции, объемов и видов деят-ти. 2.Мен-т как проц-с-реал-ция функций упр-ния требует координации разл. действий и функций упр-ния в пространстве в опред. логической послед-ти. 3.Мен-т как отн-ния упр-ния. Упр-ние-особый тип взаимодействия субъекта и объекта. Для осущ-ния упр-ния необх-мо наличие отн-ния упр-ния: -потреб-ти и возмож-ти у субъекта упр-ния выработать управл. команды; -готовность и возможность у объекта упр-ния эти команды выполнить. Сущ-ет 4 типа отн-ний упр-ния: мастер-работник; начальник-подчиненный; лидер-последователь; ученик -ученик или самоупр-ние. 4.Мен-т как сис-ма. Сущность мен-та обусловлена наличием и взаимосвязанностью его составляющих: стр-ры, элементов, функций, проц-сов, методов, форм и др. осн. подсис-мы мен-та:структурно-функциональная; информац-поведенческая; саморазвитие, обеспеч-щее подстройку сис-мы упр-ния под изменение внутр. и внеш. факторов. 5.Мен-т как аппарат упр-ния.Менеджеры- профессионал. управляющие, именющие в подчинении др. раб-ков, за кот-х они несут полную ответств-ть и организуют их деят-ть для достиж-я целей и реш-я задач орг-ции. К аппарату упр-ния отн-ся: мен-ры всех ур-ней упр-ния; специалисты, служащие. Их отличия: мен-р имеет право и обязан прин-ть реш-я; спец-ты готовят вар-ты реш-й; служащие обесп-ют информацией проц-с упр-ния.

 Синергический эффект-совокупность нескольких элементов, образованная для достижения общей цели. Бывает: структурный (объед-ние разл. орг-ций, поглащение орг-циями друг друга), управленческий (смена стиля рук-ва). 

 5.Аппарат  упр-ния. Мен-т как аппарат упр-ния.Менеджеры-профессионал. управляющие, именющие в подчинении др. раб-ков, за кот-х они несут полную ответств-ть и организуют их деят-ть для достиж-я целей и реш-я задач орг-ции. К аппарату упр-ния отн-ся: мен-ры всех ур-ней упр-ния; специалисты, служащие. Их отличия: мен-р имеет право и обязан прин-ть реш-я; спец-ты готовят вар-ты реш-й; служащие обесп-ют информацией проц-с упр-ния.

 Сложность управленч. работ учит-ся в тебованиях, кот-м должны отвечать мен-ры при занятии опред. должностей. Рук-ли сост-ют одну из наиболее значимых групп управленч. персонала, а их труд явл-ся самым сложным и ответственным. В соотв-вии с этим выделяют след. осн. должности управленч. персонала на пред-ях: рук-ли и их заместители (мастера); главные спец-ты; инженеры, техники, механики; экономисты, инженеры-экономисты; счетно-бухгалтерский персонал; канцелярский персонал; юридический персонал и др. раб-ки. 

 6.Мен-т и внешняя среда орг-ции. Внеш. среда орг-ции-факторы и условия, кот-е нах-ся за пределами орг-ции и не явл-ся сферой непосредственного воздействия со стороны ее мен-та. Выд-ют внеш. среду прямого (орг-ции и люди, вступающие в контакт с вашей орг-цией в силу выполн-я ими собств. задач-поставщики, потребители, акционеры, конкуренты, союзы и общ-ва по интересам, органы власти, контрольные органы)и косвенного воздействия (состоит из факторов и усл-й, непосредственно не влияющих на деят-ть орг-ций, но предопред-щий стратегич. реш-я, применяемые ее рук-вом-заканод-ва, полит, эконом, демограф, соц-культ, технолог, экологич, географич. и климатич. факторы и усл-я.).

 Мен-т  должен обесп-ть адаптацию орг-ций  к изменяющимся внеш. усл-ям. Влияние факторов внеш. среды оцен-ся мен-том по 2 критериям: возможность использ-ния кот-х положительно отразится на рез-тах деят-ти орг-ции; угрозы, представляющие опасность для орг-ции. 

 7.Мен-т и внутренняя среда орг-ции. Взаимосвязь мен-та и внутр. среды орг-ции закл-ся в органичном сочетании след. составляющих: технологий (представдяют собой средства и технологич. Проц-сы-это осн. ресурс любого произ-ва), персонала, стр-ры (состав и сис-ма взаимодействия входящих подсистем, выделенных по критериям производственных и управленческих проц-сов. она отражает разделение управленческого труда, иерархию упр-ния и связи м/у разл. элементами, объединяя эти элементы в единый организм и обеспечивая их постоянное взаимодействие), внутриорганизационных проц-сов (выд-ют 2 типа: общего хар-ра (коммуникации-обесп-ть обмен информацией принятия реш-й, координация-придавать вещам и действиям необходимые пропорции.осущ-ся процедурами 2 типов: непосредственное упр-ние действиями в форме распоряжений, приказов; системой норм, правил и процедур) и функциональные проц-сы (осн. группы: маркетинг, произ-во, финансы, кадры, учет и анализ информации о работе орг-ции (эккаутинг)) и организац. культуры (организациооный дизайн и устойчивые позитивные нормы представлений, принципов и верований,кот-е раздел-ся большинством раб-ков; совок-ть матер. и дух. ценностей орг-ции и ее раб-ков; сис-ма значений, кот-я достаточно четко класс-ет действия и вещи по принципу «хорошо» и «плохо»). Состояние внутр. среды орг-ции оцен-ся по 2 критериям: сильные стороны орг-ции (квалиф. раб-ки, передовые технологии и др) и слабые стороны (изношенное оборуд-ние, устаревшие методы работы и др). 

 8.Методы  мен-та. Методы мен-та-способы управленч. воздействия на объекты упр-ния: чел-ка, группы, орг-ции-для достижения поставл-х целей. Сущ-ет 3 группы: организационно-распорядительные (опирается на силу и авторитет власти. Оргиназац. Воздействие осущ-ся ч/з сис-му орг-ций раб. мест и регламентацию деят-ти персонала посредством внутренних нормативных документов: устав, коллект. договор, положение о стр-ре и подразделениях, правовые внутренние распорядки, должностные инструкции. Распорядительное воздействие осущ-ся посредством прямого административного влияния с пом-ю приказов, распоряжений, указаний, контроля, целевого планирования и др), экономические (основываются на действии экономич. законов и факторов и воздействуют на людей, группы, орг-ции ч/з их материальные интересы (оплата труда, ценообразование, налообложение, кредиты и ставки). Механизм их воздейтсвия оценивается ч/з сис-му экон. пок-лей: доходы, рентабельность, прибыль, дивиденды, материальное стимулирование), соц-психологические (основ-ся на использ-нии закономерностейц социологии и психологии. Соц. методы направлены на группы людей и их взаимодействие, т.е внешний мир чел-ка. Психологические-на конкретную личность, т.е. внутренний мир чел-ка); самоуправление (проц-с превращения чел-ка, всего трудового коллектива из объекта управленческой деят-ти в ее субъект). 

 14.Развитие  производительных  сил и упр-ния.  Выд-ют 3 типа управления: упр-ние доиндустриальной стадии (хар-но для первого этапа разв-я пром. произ-ва, на кот-м машинная технология еще не получила широкого распостранения и произ-во зависело прежде всего от возможностей чел-ка, его умственных и физ. способностей, навыков. Именно кач-ва раб-ка были опред-щими в проц-се произ-ва и обусловили кач-во продуктов), упр-ние индустриальной стадии (предпол-ет пооперационное разд-ние труда. Чел-к выплняет роль приложения к машине, механизму проц-са произ-ва. На этом этапе техника и технология стали опред-ть кач-во продукта и формир-ть содержание труда основной массы участников произ-ва), упр-ние постиндустриальной стадии (выявило предназначение чел-ка в том, чтобы формир-ть задания и осущ-ть сложные операции по созданию машин, их наладке и обслуживанию. Чел-к снова должен встать над машиной, но на качаственно ином уровне, требующем высокой квалификации и инженерного труда. Такое изменение позиции чел-ка в проц-се произ-ва означает коренную перестройку упр-ния, оно становится идущим от чел-ка, а не от машины).  
 
 

 9.Роль  чел-ка и группы в орг-ции. Формальные и неформальные группы в орг-ции. Все люди одновременно различны и похожи как внешне так и внутренне. При оценке роли чел-ка в орг-ции это разнообразие имеет: положит. сторону (поскольку это увеличивает возможность орг-ции в использ-нии потенциала разл. способностей своих раб-ков как отдельно, так и в группе) и отрицат. сторону (поскольку это порождает разл. проблемы и конфликты во взаимодействии чел-ка и орг-ции, т. е. увеличивает трудности в упр-нии орг-цией).

Информация о работе Шпаргалки по менеджменту