Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 89 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

ответы к гос..doc

— 722.50 Кб (Скачать)


Менеджмент

1.Сущность и основные понятия менеджмента. Философия менеджмента.

              Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы, поведение других (англ. – вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях.

              Менеджеры – определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

              Бизнес – деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенных услуг или продукции.

              Бизнесмен – тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и который приносит доход.

              Цель менеджмента: конечное состояние деятельности организации (товары и услуги).

              Основная задача экономики – эффективное распределение ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения неограниченных потребностей людей.

              Философия менеджмента – технология менеджмента, где профессиональный управляющий менеджер с группой (командой, администрацией…) воздействует на открытую систему, т.е. организацию, имеющую внутреннюю и внешнюю среду, эффективно достигает цели (целей) используя подходы. Данными подходами являются: процессный, системный, ситуационный, а также функции управления такие как – планирование, организация, мотивация, контроль и две связующие функции: коммуникации (информации) и принятие решений, применяя методы управления: административный (командно-распорядительный), экономический, социально-психологический, используя власть и лидерские качества и урегулируя конфликт.

              2. История развития менеджмента в России, Европе, Америке, Японии в ХХ-ХХI вв.

              Советский менеджмент и военный коммунизм.

              Переход предприятий в общественную собственность создается совет народных комиссаров для возглавления ими.

              В поисках новой формы управления ВЦИК осуществляет ряд мер: 1) ведение рабочего контроля, 2) создание высшего совета народного хозяйства, 3) образование местных органов экономического управления.

              1920 г Мамин-Малиновский организовал институт труда, который возглавил поэт А.К.Гастев.

              Предприниматель – человек, который используя личные и заемные деньги организует новые производства или расширяет выпуск товара и извлекает прибыль.

              Школы: 1) классического научно-административного управления 1900 г. Тейлоризм – научное управление предприятием с применением инженерных наук в управлении. 1920 г. Фойлеризм – принципы управления ориентированный на построении организационных структур, 2) неоклассицизм и человеческие отношения. 1940 г. – неоклассицизм – теория организации как социальная система, как наука управления с учетом психологических аспектов человека (человеческое поведение, 3) школа количественного ситуационного подхода 1950 г. – привлечение систематизирующих и инженерных принципов, разработка и применение теорий систем, ЭВМ и компьютеризации во взаимосвязях внутренней и внешней среды организации, 4) системного и инновационного подхода 1980 г. – культура управления – метод воздействия на людей, как мощный инструмент (организационная структура), 5) 1990 г инновационные и международные процессы – синтез деятельности людей и высоких технологий. Демократизация управления, участие рабочих в прибылях.

              Создатели американского менеджмента.

Основоположником науки управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).

Основы системы Ф. Тейлора:

Умение анализировать работу, изучать последовательность ее выполнения; Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида; Обучение и тренировка рабочих; Сотрудничество администрации и рабочих.

Важная характеристика системы – ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:

Определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;

Подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениям; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине; Введение инструкционных карт; Дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата); Калькуляция затрат на производство.

Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

Основные принципы системы Г. Форда: Массовое изготовление стандартной продукции на конвейере; Непрерывность и подвижность процесса производства; Максимальный темп работы; Новая технология на основе поточного производства; Точность как стандарт и качество продукции; Определяющая роль технико-технологической системы; Экономический эффект системы; Не быть зависимым от человека, его слабостей.

Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Основоположником этой американской школы стал Элтон Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.

Большое влияние на формирование теории корпорации оказала книга «Современная корпорация и частная собственность», опубликованная А. Берли и М. Минз в 1932 г. Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.

Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом.

Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности.

Это не означает, что до 1945 года в Японии не было эффективной системы управления производством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска модели национальной экономики, благо она уже была готова. Ещё 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель компании «Мацусита Денки», которого в Японии называют «всесильным волшебником менеджмента» и «основателем вероучения об управлении», произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную речь. Именно в этот день он постиг предназначение производителя:

«Роль производителя в том, чтобы преодолеть бедность».

Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.

              3. Подходы в системе управления организацией.

              Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджмента. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти достижения называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функции. 4 главные функции процессного подхода: планирование, организация, мотивация, контроль.

              Системный подход, применяемый в биологии, психологии, социологии и информационной теории, рассматривает организацию как интегрированную систему, т.е. систему, состоящую из нескольких систем.

              Система -  некоторая целостность, состоящая из отдельных взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

              Все организации являются системами. В организации имеются следующие системы: социальная (люди), техническая (механизмы), которые используются вместе для выполнения операции (работы), называются социально-техническими.

              Существует два типа систем: закрытая и открытая.

              Закрытая система – имеет жесткие границы и ее действия относительно независимы от среды окружающих систем.

              Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой, от внешней среды получает ресурсы и выводит готовую продукцию.

Ситуационный подход развился в результате попыток применения концепций важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях.

              Одни и те же функции управления реализуются по-разному, не шаблонно, а на основе всестороннего анализа взаимосвязанных факторов внутреннего и внешнего порядка. Также это умение руководителей предугадать ход развития событий (экономических, технических, социальных и др.) и спрогнозировать перспективы для развития своего предприятия.

              Управление ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных и конкретных обстоятельств, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы.

              Данный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией, поэтому существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде. В реальной жизни не существует единого лучшего способа управления организацией.

4. Стратегическое планирование: сущность, процесс, миссия организации.

Стратегическое планирование рассматривается как комплекс действий и решений, предпринятых руководством для достижения целей организации. Его задача – создать условия для внедрения нововведений и изменений в организации.

Стратегическое планирование характеризуется нарастанием кризисных явлений, началом и развитием глобализации бизнеса. Усилением международной конкуренции, использовании принципов маркетинга, учетом изменчивости факторов внутренней и внешней среды, отражением в плане промежуточных и конечных результатов, использованием принципа альтернативности принимаемых решений при выборе стратегии. Разработанная методология стратегического планирования рассматривает нестабильность внешней среды в качестве основного фактора, определяющего развитие организации. Она направлена на выявление сильных и слабых сторон организации возможностей и угроз, исходящих от внешней среды и конкурентов. Основной задачей стратегического планирования является определение долгосрочных целей развития организации и разработка стратегии их реализации.

Объект стратегического планирования – предприятие в целом, его отдельные подразделения, которые выпускают продукцию определенного ассортимента или предоставляют услуги определенной направленности.

Существует классическая схема реализации стратегического планирования, которая включает 5 последующих этапов: 1) определение стратегического направления развития (изложение стратегического видения, намерения компании), 2) стратегическое программирование, т.е. разработка функциональных программ для каждого подразделения, оценка их между собой, подготовка финансового плана, разработка стратегии для всего предприятия, 3) стратегический бюджет, 4) система контроля, 5) мотивация.

3 первых этапа характеризуют процесс непосредственного планирования, остальные 2 связаны с контролем и управлением.

Миссия организации – обобщенное выражение в намерениях компании по удовлетворению потребностей своих клиентов определяющие в общих чертах сферы деятельности, бизнес и имидж компании, к которому она намерена стремиться.

5. Функция мотивации в организации. Содержательная и процессуальная теории мотивации.

Функция мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязательствами и согласуясь с планом. Процесс мотивации – процесс побуждения себя и других к выполнению работы.

Мотивация – процесс сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия.

Для того, чтобы мотивировать эффективно руководителю следует определить потребность людей и найти способ удовлетворения потребностей через хорошую работу.

Для этого осуществляется экономическое и  моральное стимулирование, обогащающее само содержание труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития (самореализации).

2 теории мотивации: 1) содержательная, когда за определенный объем работ полагается определенное вознаграждение, 2) процессуальная, если человеку создаются условия, он хорошо работает и ждет хорошего вознаграждения. Пирамида Маслоу: 1-го рода потребности – накормить, одеть, где-то жить и т.д., 2-го рода потребности – самовыражение, потребности, знания и т.д. (эти потребности реализуются тогда, когда хотя бы частично реализованы потребности 1-го рода).

6. Функция контроля в управлении организации, в эффективном достижении цели.

Контроль (от франц. controle — проверка) — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Контроль обеспечивает получение результата в соответствии с требованиями руководителя. Результаты контроля служат информационной базой для принятия решений на будущее, выявления наиболее перспективных направлений развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"