Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 89 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

ответы к гос..doc

— 722.50 Кб (Скачать)

Планы различают: 1) по содержанию (технико-экономическое, оперативно-производственное, внутрихозяйственное, организационно-технологическое, соц-трудовое, снабженч-сбытовое, финансово-инвестиц, бизнес-планирование, 2) по уровню управления (фирменное, корпоративное, заводское, цеховое, бригадное), 3) по методам обоснования (рыночное, индикативное, директивное), 4) по времени действия (краткосрочное, среднесрочное, долгосрочное), 5) по сфере применения (внутрихозяйственное, межцеховое, внутрицеховое, индивидуальное, 6) по стадиям разработки (предварительное, окончательное), 7) по степени точности (укрупненное, уточненное), 8) по типам целей (оперативное, тактическое, стратегическое, нормативное).

Возможности планирования социально-экономических систем обеспечены радом объективных и субъективных причин: 1) неопределенность рыночной среды. Способы устранения неопределенности: вертикальная интеграция, т.е. планируемая организация поглощает предприятия поставщиков, т.е. объединяет предприятия технологическим источником; контроль над спросом, с помощью монопольного положения на рынке; использование контрактных отношений; создание предпринимательских сетей, они объединяют фирмы, которые экономически заинтересованы в гибких взаимоотношениях и сотрудничестве, 2) издержки планирования, они должны быть оптимальными, но достаточными для принятия соответствующих решений, 3) масштабы деятельности организации.

37. Методические основы планирования

План – предвидимая и подготовленная на известный период программа социально-экономического развития фирмы и всех ее подразделений.

План предприятия – конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы.

Общие принципы планирования: принцип необходимости, принцип единства, принцип непрерывности, принцип гибкости, принцип точности.

Общеэкономические принципы: принцип комплексности, принцип эффективности, принцип оптимальности, принцип участия, принцип координации, принцип интеграции (принцип холизмы).

В зависимости от главных целей или основных подходов различают следующие методы внутрифирменного планирования: научные методы, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, проектно-вариантные.

Т.о. в основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия, а также внешней  и внутренней среды.

Методы планирования – система правил и процедур выполнения различных задач планирования с целью разработки плановых заданий и выработки соответствующих рациональных решений.

Законы методов планирования: 1) закон формальной логики, 2) математической логики, 3) диалектической логики.

Классификационные признаки методов планирования: 1) по подходу (общие и функциональные); виды общих методов: балансовый – предполагает разработку балансов, построенных на сочетании потребностей в ресурсах и источниках их покрытия; нормативный – использует систему норм и нормативов, эффективен при прогрессивной нормативной базе; программно-целевой – применяется при планировании широкомасштабных программ, позволяет – направить ресурсы на выполнение наибольших важнейших программ, обеспечить сквозное планирование, увязать планы и программы между собой; экспериментальный – предполагает постановку эксперимента и использование его результатов в хозяйственной деятельности; по технико-экономическим факторам – применяется при планировании производительности труда и издержек, учитывая следующие факторы: технические, совершенствование организации, производства и труда, изменение объемов производства, инфляция, особые факторы, связанные со спецификой производства.

Функциональные методы: анализ, оценка, прогнозирование, принятие решений и реализация планов. 2) по области применения. Данные методы связаны с анализом, оценкой, прогнозированием и т.д. Системный – отвечает на основные вопросы деятельности организации фирмы и конкурентов; написание сценариев – используется в бюджетном планировании, содержит целевые параметры, приоритеты социально-экономической политики; сетевое планирование – графическое изображение определенного комплекса работ, позволяющие: обоснованно выбирать цели развития предприятия, эффективно распределить объемы производства, осуществить прогнозирование; функционально-стоимостной анализ – метод нахождения по специальным программам резервов снижения затрат, эксплуатацию продукции и проведения анализа; экономико-статистический анализ – анализ выбора, корреляционный анализ, спектральный, кластерный анализ и все методы прогнозирования.

Прогнозирование: индуктивное, дедуктивное. Виды прогнозирования: 1) Поисковое прогнозирование: метод мозговой атаки – коллективная интеграция идей группой высококвалифицированных экспертов; метод дельфи – последовательное проведение заочных мозговых атак группой экспертов территориально удаленных; метод деловой игры – использует подходы мозговой атаки и проводится по заранее подготовленным параметрам игры. 2) нормативное прогнозирование: экстраполяция тенденций – предположение, что закон роста или закон любого изменения будут действовать идентично в прошлом, настоящем и будущем; морфологический анализ – заключается в выявлении и подсчете всех возможностей вариантов решения той или иной задачи; имитационное моделирование – позволяет выбирать наиболее приемлемый вариант прогноза. 3) общее прогнозирование: экспертных оценок – используется для объективизации совокупности субъективных мнений; метод дерево-целей – построен на основе нормативного прогнозирования, обеспечивает гибкость в корректировке целей и сценариев и позволяет спланировать процесс принятия решений. 4) прогнозирование принятия и реализации планов: экономико-математические – используются для различных целей и принятия решений; метод таблиц-решений – описание процессов и программ с большим количеством логических условий; построение дерево-решений – логическая последовательность действий по принятию решений и реализации планов с учетом поставленных целей, имеющихся ресурсов; сравнение альтернатив – связан с оценкой альтернативных решений количественных и качественных преимуществ.

3) по наглядности представления информации: описательный – осуществляет представление экономической ситуации на мировом и региональном рынках отдельных товарных групп; эмпирических расчетов – использует формулы, алгоритмы, и количественные модели; табличный – позволяет делать анализ объемных финансовых показателей и рассчитывать их динамику; графический – представление информации лежит в основе всех планируемых расчетов, которые могут быть в виде планируемых графиков, ленточных, учетных, графиков Ганта и сентевых графиков.

Основными оценочными показателями эффективности плановой деятельности являются абсолютные или относительные значения затрат и результатов, доходов и расходов, издержек и прибыли.

Эффект – степень достижения некоторого заданного результата и представляет собой разность между результатами и затратами, ценой и себестоимостью, планом и фактами.

Эффективность – характеризует соотношение полученного эффекта с затратами на его осуществление и является своего рода ценой или платой за достижение данного результата и выражает величину дохода на единицу затрат.

Виды эффекта: научный, технический, социальный, экономический.

Виды экономической эффективности: 1) финансовая эффективность Фi = Пi – Oi  Фэ =  Приток финансовых ресурсов – отток финансовых ресурсов. 2) экономическая эффективность = результаты – затраты/затраты. Еt = (Рt – Зt)/Зt, где Рt – общие коммерческие результаты, Зt – общие коммерческие затраты. 3) бюджетная эффективность = доходы – расходы Бt = Дt – Pt. 4) народно-хозяйственная эффективность – учитывает в стоимостном измерении и следующие результаты: конечные экономические результаты, социальные результаты, прямые финансовые результаты (кредиты, займы), экологические результаты, косвенные финансовые результаты.

Критерии эффективности – совокупность требований, целей, задач, обеспечивающих получение наивысших конечных результатов.

Виды экономических критериев: максимально возможная прибыль, наиболее совокупный доход, чистый дисконтированный доход, индекс доходности, внутренняя норма доходности, срок окупаемости проекта, нормативный срок окупаемости.

Частные критерии: себестоимость, материалоемкость, трудоемкость, рентабельность, безубыточность, объем продаж, доход акционеров, рыночная цена.

Планирование представляет собой процесс последовательно взаимосвязанных шагов по преодолению соответствующих проблем.

Организация процесса планирования: цель планирования – анализ проблем – поиск альтернатив – прогнозирование – оценка – принятие решений и постановка планового задания = объект планирования – разработчик плана – период планирования – средства планирования – методика планирования – согласование плана.

Методика планирования – совокупность методов и их направленность в соответствии с методологией планирования, которая зависит от выбранных критериев планирования.

Технология планирования – сочетание направлений планирования, согласования планов и техники планирования.

Варианты процесса планирования: 1) планирование снизу-вверх – осуществляется по иерархии предприятия от планов подразделений к общему плану через согласование и координацию, 2) планирование сверху-вниз – исходит из общего плана предприятия и двигается по подразделениям, 30 круговые – объединяет вышеперечисленные варианты.

Согласование планов определяется нормативами: 1) одновременное планирование – все частные планы выполняются на 1 шаг, согласовываются и выполняются дальше, 2) последовательное планирование – составляется проект общего плана, согласовывается, раскидывается по подразделениям.

38. Стратегическое планирование развития организации.

Стратегия – совокупность генеральных (общих) целей и средств их достижения представляет собой процесс выработки  целей, определения необходимых средств и направлений действий.

Стратегическое планирование – планирование от будущего к настоящему, исходя из глобальных идей и поставленных целей развития.

Стратегия – не функция времени, а функция поставленной цели развития, специфическая, ориентированная на будущее направление развития.

Объекты стратегического планирования: рыночная стратегия, новая продукция, темпы развития, совершенствование производственной структуры, повышение финансовой устойчивости.

Этапы стратегического планирования: определение основных ориентиров развития, исследование внешней и внутренней среды, определение возможных вариантов стратегии, распространение установленных тенденций на будущий период, выбор одного из вариантов определения собственной стратегии, разработка окончательного стратегического плана.

Совокупность ориентиров в деятельности предприятия разделяют на следующие типы: идеалы, цели, задачи.

К идеалам экономической организации относится: видение (руководящая философия конкретного бизнеса), миссия – смысл, предназначение, роль и место в рыночной экономике предприятия.

Цели: экономические, неэкономические.

Анализ среды – процесс определения важнейших элементов, которые могут оказывать решающее влияние на достижение поставленных целей.

Цель анализа – учет наиболее важнейших факторов, влияющих на экономику предприятия в будущем.

Этапы процесса анализа: 1) определение основных элементов внешнего и внутреннего пространства.

Внешнее пространство - народно-хозяйственного уровня к которому относят политическую стабильность, экономическую политику государства, природную среду, состояние ресурсов.

Внутреннее пространство – отраслевой уровень, спрос и предложение, конкуренты, маркетинг, производство. 2) из основных элементов выбираются критические точки, т.е. выделяют наиболее значимые элементы: характер деятельности, цели деятельности, географические особенности, масштабы предприятия. 3) сбор необходимой информации, ее обработка и оценка.

Методы оценки информации: 1) 5 х 5  (Мескон 1984 г) – включает 5 вопросов о 5 факторах внешней среды, 2) 4 х 4 – перечень из 4х вопросов, включающий основные критерии оценки внешней среды, 3) swot-анализ – оценка сильных и слабых сторон.

Стратегический анализ – процесс преобразования базы данных анализируемой среды в проекты стратегических решений.

Этапы стратегического анализа: 1) сравнение намеченных ориентиров, 2) проектирование возможных вариантов будущего.

Основные методы и формальные модели: 1) анализ разрывов – цель данного метода: определить, существует ли разрыв между планом и фактом организации, разработать возможности их решения и чем его заполнить (схема в тетр.).2) анализ возможности рынка (жизненный цикл товара) – цель: определить стратегию бизнеса для каждого этапа (схема в тетр.). 3) продукт-рынок – данная матрица показывает уровень риска и степень вероятности успеха при различных сочетаниях продукта и рынка (схема в тетр.). 4) портфельные модели (матрица БКГ) (в тетр.), PIMS-анализ, матрица Мак-Кинси. Существует целый ряд других методов и моделей обработки информации, используемых для определения вариантов развития стратегии. 5) формирование стратегии. При формировании стратегии важны не только результаты использования методов, а также фундаментальное стратегическое мышление.

Процесс формирования стратегии предполагает решение следующих задач: 1) общая стратегия предприятия, которая включает в себя: стратегию стабильности, стратегию роста и развития, стратегию сокращения (отказ от нерентабельной продукции, от нерентабельных видов деятельности, ликвидации предприятия), 2) конкурентная стратегия: преимущество в размере издержек на производство, стратегия дифференциации, стратегия фокусирования, 3) функциональная стратегия: стратегия разработки и создания новых видов продукции, производственная стратегия, маркетинговая, финансовая, структура управления персоналом.

Стратегический план – документ внутреннего назначения, содержащий расчеты, обоснование, источники финансирования и является коммерческой тайной.

39. Оперативное планирование производства.

Оперативное планирование – осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода времени и разработка и составление квартальных бюджетов кредитования.

Виды: 1) календарное планирование, 2) текущее, 3) межцеховое, 4) внутрицеховое, все вместе – система оперативного планирования производства – совокупность различных методик и технологий плановой работы, характеризующаяся степенью централизации, объектом регулирования и составом календарно-плановых показателей.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"