Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 89 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

ответы к гос..doc

— 722.50 Кб (Скачать)

              Социальные организации могут быть:

-  правительственные и неправительственные;

-  коммерческие и некоммерческие;

-  бюджетные и не бюджетные;

-  общественные и хозяйственные;

-  формальные и неформальные.

              Кроме того, различают социальные организации по:

· отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые и др.);

· самостоятельности принятия решений (головные/ материнские, дочерние и зависимые).

              Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.

              Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные привилегии, льготы и жесткие

обязательства. К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.

              Коммерческие социальные организации строят свою деятельность на получении

максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.

              Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Не бюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, та и не бюджетные средства.

              Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе

удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде), а хозяйственные – для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества

во внешней для организации среде.

              Формальные социальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

              Неформальные социальные организации – это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.

13. Организационная структура предприятия (линейная, функциональная, гибкая)

Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

Виды: иерархическая, линейная, функциональная, линейно-штабная, упрощенная матричная, сбалансированная матричная, усиленная матричная, проектная, процессная, дивизионная, гибкая.

Линейная структура организации - это тип иерархической (бюрократической) структуры, основанной на принципах централизма и единоначалия. В организациях с такой структурой каждое производственное и управленческое подразделение возглавляет руководитель, который обладает всеми полномочиями и осуществляет управление вверенным ему участком работ единолично, при этом он несет всю ответственность за результаты деятельности своего подразделения. За ним четко закреплен круг властных полномочий, состав подчиненных, для него определены вышестоящие руководители и ему поставлены конкретные цели. Такой руководитель не является управленцем в чистом виде, а решает все проблемы – и кадровые, и производственные, и снабженческие, осуществляет планирование и контроль. Члены организации, находящиеся на нижних ступенях непосредственно линейно подчинены руководителю более высокого уровня.

Функциональная структура - структура, элементами которой являются функции, реализуемые подразделениями предприятия, а отношениями - связи, обеспечивающие передачу предметов труда информационной или вещественной природы. На основе функциональной структуры строится организационная структура предприятия, то есть, конкретный состав подразделений предприятия в зависимости от выбранной организации производства (по технологическому или предметному принципу) и размеров предприятия.

14. Проектирование организационных систем.

Организационная структура управления – явление многоплановое, включающее в себя систему целей и их распределение между отдельными звеньями.

Распределение функций и задач по всем звеньям, распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации. В основу методологии проектирования структур положено четкое формулирование целей организации и механизма их достижения. До настоящего времени проектирование имело чрезмерно нормативный характер. В настоящее время она предполагает определение системы целей, которые обуславливают содержание функций.

Процесс формирования организационной структуры универсально, оно организовано по трем стадиям: 1) формирование общей структурной схемы аппарата управления, 2) разработка состава основных подразделений и связи между ними, 3) регламентирование организационной структуры.

Обычно проектирование осуществляется на основе следующих методов: 1) аналогия, 2) экспертно-аналитический, 3) структуризации и цели, 4) организационное моделирование.

Метод аналогии состоит в применении организационных форм, которые оправдали себя в организациях со сходными характеристиками.

Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, которая проводится квалифицированными специалистами.

Метод структуры и целей предусматривает выработку целей и оценку структур с точки зрения их соответствия целям.

Метод организационного моделирования – разработка формализованных, математико-статистических, графо-аналитических и натуральных моделей организационных структур.

Процесс проектирования основан на совместном использовании методов. Выбор метода зависит от характеристики организации, возможности проведения исследований и квалификации разработчиков.

15. Закон синергии, закон информированности и упорядоченности

Закон синергии. Для любой организации существует такой набор элементов, при котором и потенциал всегда будет либо больше простой суммы потенциалов, входящих  в нее элементов, либо меньше.

Любая организация обладает определенным потенциалом, в которой зависит от любого количества элементов.

Потенциал организации подвержен изменениям, если существует удачное соотношение потенциалов отдельных элементов, происходит резкое скачкообразное изменение – его называют синергетическим эффектом. Возникновение такого эффекта обусловлено следующими факторами: 1) специализация элементов, 2) связь элементов в ходе совместной деятельности, соединение разных видов деятельности, 3) соединение усилий разных элементов организации.

Если вышеперечисленные факторы не реализуются, синергетический эффект получен не будет.

Закон информативности и упорядоченности.

Под информацией понимаются данные, несущие в себе новизну и полезность.

Под упорядоченностью понимаются гармоничное развитие всех элементов организации и наличие между ними взаимодействия.

Чем  большей информацией о внешней и внутренней среде располагает организация, тем эффективнее ее сопротивление, разрушающее внешнее и внутреннее воздействие.

Информация может быть полезной для организации, если она упорядочена по содержанию, назначению, характеру и времени.

Следствие этого закона состоит в том, что информативность работника на определенном этическом уровне переходит в его компетентность.

16. Закон самосохранения, закон единства анализа и синтеза

Закон самосохранения. На организацию действуют две группы противоположных факторов. Факторы сохранения и разрушения организации.

Факторы сохранения: внутренние и внешние.

Внутренние – высокий профессионализм, стабильность кадров, хорошая оснащенность, квалифицированное руководство.

Внешние – хорошая ресурсообеспеченность, наличие высокого спроса, положительные действия государства и т.д.

Факторы разрушения: внутренние и внешние.

Внутренние – недостаток или избыток чего-либо, текучесть кадров, не квалифицированный персонал.

Внешние – низкий спрос, налоговое и бюрократическое давление, несовершенство правовой базы.

В действительности самосохранение возникает в том случает, если суммарные действия факторов сохранения превышают суммарные действия факторов разрушения. Т.о. закон можно сформулировать так: любая организация стремится противостоять внешним и внутренним разрушительным воздействиям и использует весь свой потенциал.

Закон единства, анализа и синтеза. Анализ отражает разделение организации на составные элементы. Синтез – объединения определенных элементов в единое целое.

Если в организации меняются те или иные элементы (анализ), то это приводит к определенному изменению организации в целом. Для того, чтобы изменить организацию необходимо в той или иной мере изменить ее элементы.

Каждая система стремится настроиться на наибольший экономический режим деятельности за счет постоянного анализа своей существующей структуры и функции и синтеза новой структуры и функции.

17. Координация в организации

Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций.

Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации. Если работу выполняют два человека в одном подразделении, то координации практически не требуется. В малых организациях, где все работники знают друг друга, обеспечить координацию их работы не представляет сложности. В крупных организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение необходимого уровня координации требует от высшего руководства определенных усилий. Очевидно, что если деятельность предприятия распределена между десятками подразделений с тысячами сотрудников, то потребность в координации неизмеримо возрастает.

     Различают следующие виды взаимозависимости подразделений предприятия.

     1. Номинальная взаимозависимость. Подразделения, объединяемые этой взаимозависимостью, вносят вклад в общее дело, но непосредственно между собой не связаны.

Заводы-смежники, обеспечивающие самыми разнообразными материалами и полуфабрикатами, например, автомобильный завод, вносят общий вклад в производство автомобилей, но являются самостоятельными и между собой непосредственно не связаны. Степень координации их деятельности минимальна.

     2. Последовательная взаимозависимость. При таком типе связи работа подразделений, занятых на последующих этапах работы, зависит от работы на предыдущих этапах. При последовательной взаимозависимости требуется более тесная координация, чем при номинальной, особенно на более поздних этапах производства.

      3. Обоюдная взаимозависимость. При таком отношении вводимые факторы производства одного подразделения становятся результатом работы другого, и наоборот.

При осуществлении номинальной взаимозависимости предприятия используют стандартную координацию, не затрагивающую людей непосредственно. Для обеспечения обоюдной взаимозависимости рекомендуется взаимное регулирование (отдельными и групповыми координаторами), а для последовательной взаимозависимости -планирование (работы людей и производства).

     По своему характеру координационная деятельность бывает:

• превентивная, т. е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

• устраняющая, т. е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;

• регулирующая, т. е. направленная на сохранение существующей схемы работы;

• стимулирующая, т. е. направленная на улучшение деятельности системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.

Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов, среди которых различают такие, как: неформальная непрограммируемая, программируемая безличная, программируемая индивидуальная и программируемая групповая координация. Для осуществления координации предприятия могут использовать один или несколько таких подходов (механизмов).

18. Коммуникации в организации.

Коммуникация в организационном контексте включает в себя взаимодействие между отдельными людьми и их группами путем обмена информацией.

Коммуникации – важнейшее связующее звено между руководителем и подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой.

Коммуникация позволяет принимать эффективные управленческие решения, передавать информацию большому количеству персонала внутри и вне организации.

Различают 4 основных функции коммуникации: 1) мотивация, 2) контроль, 3) эмоциональное выражение, 4) передача информации.

Различают не словесные, словесные и письменные коммуникации.

Коммуникационный поток может перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлении.

Вертикальное направление подразделяется на нисходящие и восходящие.

Коммуникационная цепь в организации состоит из элементов: 1) источник (работники организации), 2) кодирование (перевод идей в символы), 3) канал передачи, 4) декодирование, 5) получатель, 6) обратная связь, 7) помехи и барьеры (психологические, шум и т.д.)

Особо важное значение имеет обратная связь, т.к. она позволяет дать оценку состояния коммуникационного процесса.

Коммуникации в организациях – сложный динамичный процесс, они могут рассматриваться как действия, взаимодействия и процесс.

Коммуникации различаются по типам: 1) межличностная – общение между людьми, где посланием служит информация, а обратной связью – ответ, 2) коммуникация в малой группе – общение в группе, состоящее из индивидов до 10 человек, 3) общественная.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"