Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 89 вопросов по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

ответы к гос..doc

— 722.50 Кб (Скачать)

Однако существуют и определенные резервы повышения производительности труда: 1) общегосударственные резервы зависят от размещения производства по территории страны, с учетом наличия материальных, трудовых и др ресурсов, 2) региональные резервы связаны с рациональным использованием производительных сил конкретных регионов, 3) межотраслевые резервы, связанные с совершенствованием транспортных потоков продукции, 4) отраслевые связаны со специализацией и кооперацией, 5) внутрипроизводственные связаны с улучшением использования рабочего времени.

 

Инновационный менеджмент.

 

51. Теоретические основы инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент возник на этапе, когда основные факторы развития экономики – материальные ресурсы всех видов практически исчерпали себя и потребовались ресурсы инновационно-инвестиционные.

Инновационный менеджмент представляет собой совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания наукоемких инноваций и их эффективности.

Инноватика – это область науки, изучающая формирование новшеств и их распространение, а также способы выработки инновационных решений.

В инноватике в качестве системного объекта рассматривается инновационная система, включающая: материальные и интеллектуальные ресурсы инновации – вход, создаваемое новшество – цель, или выход, рынок, являющийся инновативной средой для внешней системы и определяющий саму потребность и параметры создаваемого новшества – обратную связь.

Инновационный менеджмент должен способствовать реализации инновационных целей предприятия с наибольшим эффектом, минимизацией риска и неопределенности получаемых результатов, в наиболее рациональных формах.

Инновации могут быть представлены в виде: новой продукции, новой технологии производства, маркетинговой инновации, т.е. нового рынка сбыта, нового материала, организационной инновации, обеспечивающей монопольное положение предприятия.

Инновация – это результат реализации идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей или созданию новой потребности на рынке и приносящий экономический эффект.

Классификация инноваций обычно осуществляется по следующим признакам: по технологическим – продуктовые (продукт-инновации) и процессные (процесс-инновации); по степени новизны: новые на международном уровне, новые для страны, новые для предприятия; по значимости воздействия на экономику: базовые, улучшающие, псевдоинновации; по воздействию на процесс производства: расширяющие (диффузные), замещающие, улучшающие; по воздействию на факторы производства: комплексные, локальные; по области применения – технологические, организационно-управленческие, экономические, маркетинговые, социальные, экологические, информационные; по характеру удовлетворяемых потребностей – создающие новые потребности, удовлетворяющие имеющиеся потребности иным способом, более эффективно удовлетворяющие имеющиеся потребности.

Основные инновационные цели для типичного предприятия: 1) новые продукты или услуги, необходимые для достижения маркетинговых целей, 2) новые продукты или услуги, которые станут необходимыми по причине технологических перемен, из-за которых существующие продукты могут устареть, 3) усовершенствование продукции, необходимое как для достижения маркетинговых целей, так и для того, чтобы не отставать от технологических перемен, 4) новые технологии и усовершенствование старого технологического процесса для достижения маркетинговых целей, например, усовершенствование производственного процесса, чтобы обеспечить определенный уровень цен, 5) инновации и усовершенствования во всех основных видах деятельности на предприятии – в бухгалтерском учете и разработке продуктов, делопроизводстве и трудовых отношениях и т.д.

Существует 3 направления инновационной деятельности: активное (связанное с наличием выработанной долговременной стратегии, основанной на детальном изучении положения предприятия на рынке, воздействия рыночных механизмов на него), реактивное (реализуется как реакция на действия конкурентов) и пассивное (осуществляется в том случае, когда начинают падать объемы производства, а требования потребителей уже невозможно игнорировать).

52. Выбор и разработка инновационной стратегии.

Основу   выработки   инновационной   стратегии   составляют   теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

    Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

    1.  Наступательная  –  характерна  для   фирм,   основывающих   свою деятельность   на   принципах   предпринимательской   конкуренции.    Она свойственна малым инновационным фирмам.

    2. Оборонительная – направлена на то,  чтобы  удержать  конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии  – активизировать  соотношение  "затраты  -   результат"   в   инновационном процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР.

    3. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные  и

технологические позиции.

    Имитационная стратегия применяется фирмами, не являющимися пионерами

в выпуске на  рынок  тех  или  иных  нововведений.  При  этом  копируются основные  потребительские  свойства  (но   не   обязательно   технические особенности) нововведений,  выпущенных  на  рынок  малыми  инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

    Инновационная стратегия исходит из принципа "время - деньги".

    Выбор инновационной стратегии с  учетом  жизненного  цикла  продукта учитывает следующее:

    1. Зарождение. Этот  переломный  момент  характеризуется  появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает  ее  в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.

    2. Рождение. Здесь перелом состоит в  том,  что  реально  появляется новая система,  сформировавшаяся  в  значительной  степени  по  образу  и подобию систем, ее породивших.

    3. Утверждение. Переломом  является  возникновение  сформировавшейся (взрослой)  системы,  которая  начинает  на   равных    конкурировать   с созданными ранее, в том числе и  родительской.  Сформировавшаяся  система стремится  самоутвердиться  и  готова  к  тому,  чтобы  положить   начало появлению новой системы.

    4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.

    5. Упрощение.  Переломный  момент,  состоящий  в  начале  «увядания» системы, в появлении первых  симптомов  того,  что  она  прошла  «апогей» своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.

    6.  Падение.  Во  многих  случаях  отмечается  снижение  большинства значимых показателей жизнедеятельности системы,  что  и  составляет  суть перелома.

    7.  Исход.  Этот  переломный  момент   характеризуется   завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы.  Она как бы возвращается к своему исходному  состоянию  и  подготавливается  к переходу в новое состояние.

    8. Деструктуризация. Перелом выражается в остановке  всех  процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании ее  в  другом  качестве, либо в проведении технологии утилизации.

В целом для понимания того, какой может быть оптимальная для той или иной компании инновационная стратегия, необходимо изучение рыночной позиции компании, ее сильных и слабых сторон, а также конкурентных преимуществ производимых, реализуемых ею продуктов и/или услуг.

Непосредственно выбор и моделирование стратегии осуществляется на основе полученных данных. Вместе с этим очень важно оценить и уровень риска при выборе и реализации той или иной стратегии процесс разработки инновационной стратегии можно представить в виде следующей последовательности этапов:

1. Выработка миссии организации;

2. Формулирование инновационных целей, адекватных потенциалу и не противоречащих организационной цели;

3. анализ внешнего окружения с целью выявления возможностей и угроз и оценка инновационного потенциала предприятия и диагностика конкурентного положения бизнеса;

4. обоснованный выбор направлений инновационной стратегии, соотнесённой с выбранной целью.

5. реализация инновационной стратегии;

6. корректировка инновационной стратегии.

Разработка инновационной стратегии предполагает её формализацию в виде инновационной программы. При этом должны быть установлены цели, задачи, процедуры в рамках инновационных проектов, включённых в программу. Следует определить ресурсы и временные ограничения, как для отдельных инновационных проектов, так и для всей инновационной программы. Чтобы организационно обеспечить выполнение программы, требуется сформировать организационную структуру управления инновациями и "встроить" её в организационную структуру общего менеджмента предприятия, создать систему внешних коммуникаций с партнёрами, потребителями и прочими заинтересованными сторонами.

53. Управление инновационными проектами промышленного предприятия.

Инновационный проект — это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.

Управление инновационным проектом — это процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной идеи.

К числу основных принципов относятся:

1) принцип селективного управления;

2) принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей;

3) принцип полноты цикла управления проектами;

4) принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами;

5) принцип иерархичности организации инновационных процессов и процессов управления ими;

6) принцип многовариантности при выработке управленческих решений;

7) принцип системности;

8) принцип комплексности;

9) принцип обеспеченности.

При управлении стоит придерживаться не только принципов, но разработать цели и критерии оценки эффективности инновационных проектов, то есть решить выгодно за них приниматься или нет. При разработке целей и критериев оценки эффективности инновационного проекта нужно учитывать и рассматривать влияние на процесс разработки стратегического инновационного решения активного или пассивного характера инновации в постиндустриальном или индустриальном обществе, влияние других факторов, а именно критериев принятия решения и особенностей, связанных со структурой объекта инноваций и технологиями инновационной деятельности.

Чтобы принимаемое инновационное решение было системным, в состав критерия, то есть в правила выбора наилучшего из ряда возможных решений, нужно всегда включать параметры, отражающие:

        во-первых, целевую эффективность или эффект рассматриваемого стратегического инновационного решения: рентабельность, срок окупаемости, чистый приведенный эффект;

        во-вторых, объем и распределение по срокам инвестируемых финансовых ресурсов;

        в-третьих, ограничения по технологиям, квалификации персонала, требованиям экологии и социальным аспектам;

        в-четвертых, возможно полный и достоверный перечень и оценки рисков предполагаемой разработки;

        в-пятых, оценку ликвидности, то есть обратимости в денежные ресурсы используемого оборудования и результатов инновации на всем ее протяжении;

        в-шестых, оценку времени реализации стратегического инновационного решения.

54. Инновационный риск. Управление рисками.

Инновационный риск — это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров (услуг), которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке

]. Инновационный риск возникает при:

1.       внедрении более дешевого метода производства товара или услуги по сравнению с уже использующимся. Подобные инвестиции будут приносить предпринимательской фирме временную сверхприбыль до тех пор, пока она является единственным обладателем данной технологии

2.       создании нового товара (услуги) на старом оборудовании. В этом случае к риску неправильной оценки спроса на новый товар или услугу добавляется риск несоответствия качества товара (услуги) в связи с использованием старого оборудования;

3.       производстве нового товара (услуги) при помощи новой техники и технологии. В данной ситуации инновационный риск включает в себя риски: того, что новый товар (услуга) может не найти покупателя; несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара (услуги); невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции в случае неудачи.

В целом, риск, возникающий в инновационной деятельности, включает в себя следующие основные виды рисков:

1.       риски ошибочного выбора инновационного проекта. Одной из причин возникновения данного риска является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегий организации, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей организации.

2.       риски необеспечения инновационного проекта достаточным уровнем финансирования включают в себя:

       риск неполучения средств, необходимых для разработки инновационного проекта (организация не может привлечь инвесторов из-за невозможности убедить их в достаточной эффективности инновационного проекта);

       риск при использовании самофинансирования проекта (проект может оказаться без достаточных финансовых средств в силу невыполнения организацией финансового плана по прибыли и внереализационным доходам, а также при уменьшении отчислений средств в бюджет инновационного проекта);

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"