Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:33, шпаргалка

Описание работы

работа содержит краткие ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

шпоры по управлению.doc

— 371.00 Кб (Скачать)

Функции управления, отражающие управленческую деятельность в хозяйственных организациях в условиях рыночной экономики, называются функциями менеджмента. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В-8. В следствии организационной, экономической и других связей между элементами системы управления возникают такие ситуации, когда из поля управления выпадают отдельные звенья, которые становятся неуправляемыми. Возникают ситуации, когда одним и тем же вопросом занимаются несколько управленческих работников, а иногда даже несколько органов управления. Такая ситуация отрицания последствий и снижает эффективность всего процесса управления. Для устранения этого в теории и практики управления вводятся такие действия, которые называются регламентацией функций управления. По существуют здесь речь идет и юридическом закреплении положения о кооперации труда управленческих работников. При этом везде разрабатывается 2 вида документов:

Положение о подразделении аппарата управления.

Должностные инструкции специалистов и управленческих работников.

      Первые  включают в себя следующие разделы:

общая часть,

функции подразделения,

правовая  функция,

ответственность.

      Общая часть содержит: место и значение подразделения системы управления. Степень самостоятельности, порядок  назначения руководителей.

      Функции подразделения включает возложенные  на подразделения обязанности, деятельность подразделений, взаимодействия между подразделениями, а также рекомендации функций управления

      В правовой функции перечисляются  группы прав для выполнения обязанностей, предусматривает порядок осуществления  прав, отдельно указываются права  подразделения по отношению к другим подразделениям, ответственность подразделений, меры за ненадлежащее или неполное выполнение возложенных на них обязанностей.

      Вторые  разрабатываются с целью закрепления  обязанностей за каждым специалистом и работником.

      Состоят из следующих разделов:

основные  обязанности,

права, ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В-18. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.

К ним  относятся:

- моральное  поощрение,

- социальное  планирование,

- убеждение,

- внушение,

- личный  пример,

- регулирование  межличностных и межгрупповых  отношений,

- создание  и поддержание морального климата  в коллективе.

Мотивация исполнителя

Предпосылки успешной активной работы по исполнению заключаются в возможностях исполнителей:

- знать  (информация о целевых установках  или мероприятиях, по которым  принято решение);

- сметь  (эти установки и мероприятия  должны быть «допустимыми» для исполнителей, в том числе не нарушать юридических и этических норм);

- мочь (исполнители должны иметь средства  для выполнения порученного);

- хотеть (они должны быть мотивированы).

Под мотивом  понимают побуждение человеческого  поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулов. Мотивы человеческого поведения имеют определенную иерархию (она обычно называется «пирамидой Маслова») - рис. 21.

Пути  удовлетворения потребностей по Маслову 

Прежде  всего, следует обеспечить сотрудника

- возможностями  выполнить работу,

- определить  его рамки действий,

- четко  сформулировать цели и задачи,

- создать  окружение, способствующее выполнению  задачи (предоставить средства, необходимую  информацию, сформировать организацию,  использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей).

Мотивационное управление концентрируется:

- на  влиянии на состояние мотивации  (степени идентификации сотрудника  с фирмой, формировании его мотивов),

- на  чувстве его собственного достоинства (уважения как личности, сообщения о его значении для фирмы, ожиданиях результатов от его деятельности);

- на  приведении мотивов в действие (обсуждаются личные интересы  и возможности сотрудника);

- на  усилении мотивов;

- на  оценке работы и аттестации (пересмотр зарплаты, рост, дополнительные выгоды);

- на  удовлетворении потребностей;

- на  обеспечении процесса мотивации.

Хорошая работа по мотивации сотрудников  ведет:

- к увеличению  оборота и прибыли;

- к улучшению  качества изделий;

- к более  творческому подходу и активности во внедрении достижений НТП;

- к повышенному  притоку сотрудников;

- к повышению  их работоспособности;

- к большей  сплоченности и солидарности;

- к уменьшению  текучести кадров;

- к улучшению  репутации фирмы. 
 
 
 
 
 

В-22.  Обычно объект социальной психологии управления — малые контактные группы и трудовые коллективы, а предмет — социально-психологическая сторона многообразия управленческих отношений, охватывающих людей как членов трудового коллектива.

      «Коллектив» — это любое официально организованное объединение людей, контактная малая группа людей, занятых каким-либо общественно полезным видом деятельности. Категория «коллектив» имеет ряд общих признаков с понятием малой группы, среди которых важнейшими являются следующие: общность территории и времени существования, наличие системы внутренних связей и отношений между членами группы, присутствие лидера и определенной иерархически организованной структуры отношений. Дифференциальным признаком коллектива считают специфику системообразующего фактора — цели существования коллектива в форме значимых социального заказа и (или) социальных задач, которые определяют содержание коллективной деятельности.

     К характеристикам группы относятся  композиция группы, структура и групповые  процессы. Композиция группы (ее состав) — это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого, в виде ее численности, возрастного, полового и национального составов, а также социального положения ее членов. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура), социальной власти (руководство и лидерство) и коммуникаций.

Социометрическая структура группы — это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений, которая выглядит как система предпочтений — отвержений; эмоциональных симпатий — антипатий между членами группы. Свое название система получила в соответствии с основным методом ее диагностики — социометрией.

Коммуникативная структура группы — это совокупность позиций членов группы в системах информационных потоков, связывающих  членов группы между собой и с  внешней средой. Владение информацией — важный показатель положения члена группы. С одной стороны, доступ к получению и хранению информации обеспечивает человеку в группе особую роль, немалые групповые привилегии. В ряде случаев человека, являющегося информационным центром группы, называют коммуникативным лидером. С другой — информация адресуется, как правило, высокостатусным членам группы, т.е. обладание информацией связано с мерой статуса индивида. Характер сообщаемой информации также зависит от групповой позиции человека: чем выше статус, тем более доброжелателен характер передаваемой информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В-23. В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Согласно концепции “черт” — лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

Таким образом, лидером группы может стать  только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех  или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе.

     Опытный руководитель, трезво смотрящий на вещи, понимает, что как бы ни был  высок уровень его подготовки и опыт, он не может полагаться лишь на себя и привлекает к управленческой деятельности добросовестных и инициативных работников. Часто именно по окружению можно судить о степени талантливости лидера.

     Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический  климат коллектива, результаты работы коллективазависят от стиля управления, реализуемого руководителем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В-24. Развитие коллектива В своем развитии коллектив проходит три основные стадии, которые характеризуют его с качественной стороны.

Для управления конкретным коллективом руководитель должен определить на какой стадии развития находится коллектив в настоящий момент и выбрать стиль управления коллективом.

Первая  стадия - начальная.

Она характеризует  процесс создания формальной внешней  целостности коллектива. На этой стадии люди присматриваются друг к другу и к руководителю. Руководитель, в свою очередь, изучает личный состав коллектива.

В этот период начинается адаптация членов коллектива к условиям труда, друг к  другу, к руководителю и его требованиям. В стиле управления руководителя преобладает волевая сторона. Руководитель знакомит коллектив с задачами подразделения, ближними и перспективными целями, распределяет обязанности с учетом подготовленности и личных склонностей сотрудников, определяет режим работы и организует его строгое выполнение.

Особое  внимание в этот период руководитель должен уделять контролю за исполнением  своих решений и заданий. Именно на этой стадии у членов коллектива формируется чувство ответственности, точность и аккуратность при выполнении работы.

Руководитель  также изучает индивидуальные особенности  сотрудников, привлекает наиболее сознательных и инициативных к решению общественных задач коллектива.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"