Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:19, шпаргалка

Описание работы

Управление и экономика неразрывны и возникли, очевидно, одновременно, поскольку человек трудился и трудится, вообще говоря, всегда в коллективе (община, семья и т.д.), а, как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление как наука возникло позже, чем экономика, и экономическая теория правомерно считается основой управленческих научных дисциплин.

Работа содержит 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 620.69 Кб (Скачать)

 

По мнению психологов, преодоления  кризисных ситуаций возможно при  условии соблюдения принципов, на базе которых можно сформировать систему  стратегий восстановления психической равновесия. К таким принципам относятся:

 

- принцип удовлетворения;

 

- принцип реальности;

 

- принцип ценности;

 

- принцип творчества.

 

Принцип удовлетворения предусматривает  осуществление психологической  защиты на основе выявления максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в условиях неблагоприятной ситуации. Механизм реализации этой высокой степени благосостояния заключается в когнитивной и эмоциональной инфантильности человека.

 

Принцип реальности нацеливает на трезвый  подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается  не как прямолинейный процесс  подъема на все новые и новые ступеньки, а предполагает длинные, в том числе обходные пути и косвенные средства. Психологический механизм реализации принципа реальности заключается в основном в способности к терпению.

 

Принцип ценности указывает на необходимость  построения систем различных жизненных  альтернатив на одной ценностные основании, в результате чего каждая из альтернатив в рамках данной системы  ценностей получает свою оценку. Этот приоритетный список оценок и служит инструментом рационализации той ситуации, которую нужно преодолеть.

 

Принцип творчества определяет в значительной мере самосовершенствования человека, активное и сознательное созидание человеком самого себя, причем не только в идеальном смысле, но и в практическом воплощении в реальных кризисных ситуациях. Стресс (от лат. «туго натянуть») — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильного воздействия. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют такие ситуации и такие условия работы, которые вызывают стресс. Так, например, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Есть проблема и нет ей альтернативы, но решить ее надо срочно. Это тоже стресс.

 

Небольшие стрессы — это довольно обычное и часто встречающееся  явление (повышенная раздражительность  или бессонница перед ответственным  событием и т.п.). Незначительные стрессы  неизбежны и почти безвредны, но чрезмерное напряжение сил создает большие проблемы для каждого человека и, соответственно, организаций. В связи с этим важно научиться различать допустимую степень проявления стресса и слишком большой стресс, который характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением. Физиологические признаки стресса — язва желудка, болезнь сердца, астма и т.п.; психологические его проявления — раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Чрезмерные стрессы снижают работоспособность человека, значительно ухудшают его здоровье. Стрессы нельзя копить в себе. Стрессы старят, глупят, толстят, ускоряют развитие целлюлита и образование морщин, а главное, сильно снижают иммунитет со всеми вытекающими последствиями. Стрессы надо уметь снимать. Причем даже на работе - в условиях, когда не подходят такие методы, как медитация, релаксация, ароматерапия, транквилизаторы и активные гимнастики.

 

Снимать стрессы на работе категорически  нельзя перекурами, пирожными или  крепким кофе. Можно применить  только жевательную резинку, таблетки с мятой или маленький квадратик  шоколада, причем не жевать его, а рассасывать.

 

Эффективный метод снятия стресса  в любых производственных условиях - это маленький незаметный антистресс - фитнес. Приятная сиюминутная разминка на рабочем месте - вот что спасет от последствий нагрянувшего стресса.

 

Первое - выпрямите спину, расправьте плечи и втяните живот. Сделать  это можно и сидя, и стоя - в  той позе, к которой застал вас  стресс. Стресс, как правило, сразу  же пригибает человека, ухудшает осанку, заставляет обмякнуть, вывалить живот... Вот мы все это сейчас и уберем. Выпрямились, подтянулись... Так, одно последствие  стресса ликвидировали - вернули  форму тела в первоначальный вид

12. РУКОВОДСТВО КАК ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ

 

13. СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ИХ  ЭВОЛЮЦИЯ

 

14. ВЛИЯНИЕ, ЛИДЕРСТВО 

Об успехах менеджера судят  не потому, что они делают, а потому, как они побуждают к работе других. Побуждать, или мотивировать, людей можно, только воздействую на них.

 

В управленческой литературе способность  оказывать влияние на поведение  людей называется властью. Власть может относится к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

 

·        Власть –  это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только, когда применяется;

 

·        Между тем, кто использует власть, и тем,  к кому она применяется, существует взаимозависимость;

 

·        Тот к кому применяется власть, имеет определенную свободу действий;

 

Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у начальника нет  необходимости применять имеющуюся  у него власть.

 

Власть – это функция зависимости, а точнее взаимозависимость. Чем  больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и  у другого.

 

Обладание властью – это возможность  влияния на удовлетворение потребностей.

 

Власть – это социальный по своей  сути термин. Власть имеет один индивид  в отношение другого, одна группа – в отношении другой и т.п. концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации.

 

Власть используют и начальники, и подчиненные, для того чтобы  достичь своих целей и укрепить свои полномочия. Власть пронизывает  всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакции на нее в основном определяются понимание власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия её использования. Власть не когда не бывает абсолютной и не изменяющейся. Власть – это отношения в динамике, отношения, изменяющие и ситуацию, и людей отношения, изменяющиеся во времени. Известно, как изменяются рейтинги руководителей, проведенных в разное время. Поэтому понимание отношений власти требует уяснение конкретной ситуации и тех, кто в нее вовлечен.

 

Власть часто используют как  синоним термина «авторитет». Это  не совсем верно[1].

 

Авторитет – это власть. Возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным. В первом случае власть дается сверху, а во втором она должна быть получена снизу. Авторитет как понятие не исчерпывает всех вариантов появления власти. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того другого. Власть должности проистекает не из самой должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен. Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально.

 

Личная власть – это степень  уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны  подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации  происходит снизу – от подчиненных. Она может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть нужно регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда  руководитель обладает и должностной, и личной властью.  Однако в большинстве ситуаций достичь этого трудно.

Основой лидерства является специфический  тип отношений управления, или  лидерский тип. Это отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

 

Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми  достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в  школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосме людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношений между лидером и его последователями.

 

Ранняя стадия лидерских отношений  управления характеризуется тем, что  кто-то один занимает в сообществе центральную  позицию, а все остальные располагаются  как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая  преобладает над всем сообществом.[5]

 

Ниже приведем определение лидерства  применительно к управлению: «Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации».

 

Лидерство — это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы  люди делали правильные вещи.

 

Лидер управления – это особый тип социального лидера, которому свойственны определенные социально-психологические  и профессиональные качества. Это  авторитетный член коллектива, обладающий юридической или фактической властью в группе или организации.

Лидер в организации выполняет  следующие функции:

 

- постановка цели перед другими  участниками совместной деятельности  и нахождение средств для целедостижения;

 

- побуждение их к определенному  типу поведения;

 

- ориентирование и соорганизация их усилий на достижение цели, формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной культуры.

 

 Однако анализ реальных групп  показал, что порой лидером  становится человек, и не обладающий  перечисленными качествами, и, с  другой стороны, человек может  иметь данные качества, но не  являться лидером. 

 Таким образом, лидером группы  может стать только тот человек,  кто способен привести группу  к разрешению тех или иных  групповых ситуаций, проблем, задач,  кто несет в себе наиболее  важные для этой группы личностные  черты, кто несет в себе и  разделяет те ценности, которые  присущи группе. Лидер — это  как бы зеркало группы, лидер  появляется в данной конкретной  группе, какова группа — таков  и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

 С точки зрения масштабности  решаемых задач выделяют:

 1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства  (на производстве, в профсоюзном  движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства  (государственные, общественные  деятели).

 Существует несомненная связь  между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

 Лидер с организаторскими  способностями в состоянии быстро  и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу.

 

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба - от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная  власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют

16. ВЛАСТЬ И ЕЕ ФОРМЫ 

Власть может принимать разнообразные  формы. Френч и Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства (руководства), разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их квалификации, имеется пять основных форм власти:

 

1. Власть, основанная на принуждении.  Исполнитель верит, что влияющий  имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

 

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий  имеет возможность удовлетворить  насущную потребность или доставить  удовольствие.

 

3. Экспертная власть. Исполнитель  верит, что влияющий обладает  специальными знаниями, которые  позволять удовлетворить потребность.

 

4. Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства  влияющего настолько привлекательны  для исполнителя, что он хочет  быть таким же, как влияющий.

 

5. Законная власть. Исполнитель  верит, что влияющий имеет право  отдавать приказания, и что его долг подчиняться им. Он исполняет приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя.

 

Поэтому законную власть очень часто  называют традиционной властью. Законная власть бывает действенна тогда, Когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации.

 

1.3.1.Власть основанная на принуждении

 Власть посредством принуждения,  влияние через страх так представляют  себе власть люди, критикующие  ее. Страх, как правило, создает  образы насилия: заряженный пистолет, угроза пытки, поднесенный к лицу кулак. Но если бы физическая боль была бы единственным механизмом страха и принуждения, власть, основанная на принуждении, навсегда исчезла бы из организаций, после того как эмансипация отменила кнут Саймона Легри. Жестокость часто служит посредником страха, но никогда не является целью. Когда у человека замирает сердце от страха, это происходит потому, что напрямую угрожают его фундаментальной потребности выживанию или защищенности.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"