Шпаргалка по "Международному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего объекта может быть получен только в процессе обмена. Менеджмент- разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях. Рыночные отношения- система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

Содержание

Сущность и содержание менеджмента
Потребность и необходимость управления в деятельности человека
Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
Соотносительность понятий «управление» и «менеджмент»
Национальные особенности менеджмента
Менеджер и его функции
Эволюция менеджмента
Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Школа «научного менеджмента»
Классическая школа менеджмента
Психологическое направление в менеджменте
Количественный подход менеджменте
Системный подход в менеджменте
Современные концепции и подходы в менеджменте
Особенности российского менеджмента
Интеграционные процессы в менеджменте
Понятие организации, и ее признаки
Внутренняя среда организации
Внешняя среда организации
Факторы внешней среды организации прямого и косвенного воздействия
Характеристики внешней среды организации
Понятие и значение функций управления
Назначение и сущность основных функций управления
Понятие организационной структуры управления
Традиционные типы организационных структур управления
Матричная организационная структура управления
Адаптивные организационные структуры управления
Дивизиональные организационные структуры управления
Централизованные и децентрализованные организации
Управление как процесс воздействия
Содержание процесса управления
Процедуры и операции в процессе управления
Цели и их роль в деятельности организации
Виды целей организации
Требования, предъявляемые к формированию целей организации
Миссия организации, и ее роль
Система целей организации
Роль и значение управленческих решений
Виды управленческих решений
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Процесс подготовки и принятия управленческих решений
Методы принятия управленческих решений
Организация реализации управленческих решений
Средства и методы управления
Роль методов управления в деятельности фирмы
Виды методов управления
Взаимосвязь методов управления в реализации механизма менеджмента
Выбор альтернатив эффективного управления
Диверсификация менеджмента
Понятие стратегии и стратегического планирования
Порядок разработки стратегии
Анализ и оценка внешней среды организации при разработке стратегии
Управленческое обследование фирмы
Виды и основные варианты стратегии фирмы
Реализация стратегии фирмы
Роль информации в управлении
Требования, предъявляемые к управленческой информации
Основные принципы, цели, задачи и функции внутрифирменной стратегии информации
Технология информационной деятельности
Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования
Формы планирования и виды планов
Принципы планирования
Организационные формы внутрифирменного планирования
Сущность, смысл и значение контроля
Требования, предъявляемые к контролю
Объекты внутрифирменного контроля
Формы и виды контроля
Предприятие как система
Понятие полномочий и их делегирование
Необходимость и целесообразность делегирования
Основные принципы делегирования полномочий
Препятствия к эффективному делегированию полномочий
Личность менеджера
Лидерство и стиль управления
Власть и партнерство
Роль и значение деловых совещаний
Виды деловых совещаний
Подготовка и проведение делового совещания
Технология проведения деловых бесед
Ресурсы, качество и эффективность управления
Инновационный потенциал менеджмента.

Работа содержит 1 файл

ekzamen_menedzhment.docx

— 140.07 Кб (Скачать)

Вторая категория  классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

Принципы управления Файоля: разделение труда, полномочия, дисциплина, единоначалие, единство направления, вознаграждение, централизация, скалярная цепь, справедл-ть, инициатива, порядок.

11.Психологическое  направление в менеджменте

Психологическое направление  начало формироваться в 20 в с ученым Элтоном Мэйо, эксперимент проводится под его руководством, направления предприятия «витен электрик» США в г. Хоторн . этапы: 1. Первоночальная цель эксперимента состояла в том чтобы выявить зависимость между освещением рабочего помещения и выработкой , зависимость не была обнаружена. Но при уменьшении освещения уровень труда уменьшался. 2. Свобода рабочим, дополнительные перерывы, второй завтрак за счет компании, укороченный рабочий день. Это привело к повышению производительности труда, когда их отменили, производительность труда не упала. 3. Была выдвинута теория о влиянии скрытых ориентиров, т.е. отношении работников внутри группы. 4. Наиболее опытные работники не выходят за рамки установленные группой, а те работники , которые работают медленно стараются увеличить производительность труда до групповой.

12. количественный  подход в менеджменте

Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50 гг 20 века как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов. В школе науки управления различают 2 главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с пименением матметодов и ЭВМ. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности).

13. Системный подход  в менеджменте

Системный подход в менеджменте  основан на использовании общий теории систем и начало применения с 50 гг. есть 2 типа характеристики систем: целостность и делимость. Целостность – предполагает что система допускает решение ее над подсистему только лишь свойствами и характером взаимосвязи. Делимость- предполагает что система допускает деление ее на подсистему и элементы, которые в свою очередь обладают свойствами системы. Система- это упорядоченная совокупность, взаимосвязь элементов любой природы, то что находится за пределами системы- внешняя среда. Системный подход предусматривает необходимость изучения  сложного объекта как систему. Системный анализ- метод реализации системного подхода.

14. Современные  концепции и подходы в менеджменте

Менеджмент – слово англ. происхождения. В переводе на русский язык «management» означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях

1.«Новая школа» управления

В ней нашли отражение  новейшие тенденции в теории и  практике управления в США. «Новая школа» базируется на системном изучении процессов  принятия решения с применением  математических методов и новейших технических средств, включая ЭВМ. С помощью этих методов школа  стремится достичь повышения  рациональности решений. Общеметодологические концепции системного подхода разработаны  Л.Берталанфи, А.Рапопортом, К.Боулдингом.

2.Системный подход:

Заключается в анализе  объектов не изолированно. Основан на объединении всех школ при том, что организация рассматривается как социальная система. Важнейшим признаком системы выступает ее целостность. Социальные системы отличаются условиями их объединения, т.е. теми факторами, которые образуют систему.

1) Общая цель всех элементов

2) Подчинение каждого  звена общей цели

3) Осознанность каждым  элементом своих задач и понимание  общей цели

4) Выполнение каждым элементом  поставленных задач

5) Отношение между элементами  системы

6) Наличие управляющего  органа

7) Обязательная обратная  связь.

Считается, что люди объединяются в коллектив, т.к. сам человек не может удовлетворить какую-либо потребность, либо решить определенную задачу

3.Ситуационный подход:

Заключается в том, что  для каждой организации и для  каждой производственной ситуации присуще  свои методы управления, на них влияет как внутренняя так и внешняя среда, а раз организация находится под воздействием внешних факторов, то не может быть единого лучшего способа ею управлять. Данный подход не отрицает правильности теоретических концепций управления, но считается, что многие из них противоречивы и эти противоречия необходимо устранять, т.е. увязываются теоретические концепции с конкретными ситуациями. Считается, что руководитель должен уметь профессионально управлять либо же знать принципы профессионального управления. При применении любой из теоретических концепций необходимо учитывать только плюсы, которые она может дать организации и окончательно руководствоваться лишь ситуацией.

4.Процессный подход:

Суть в том, что организация  рассматривается как постоянно  действующий механизм. Права и  управление, соответственно все процессы должны подвергаться анализу и корректировке.

В течение 20 в. взгляды на управление как на особый вид деятельности изменялись по мере того, как развивались  общественные отношения, изменялся  бизнес, совершенствовались технологии производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Вместе с взглядами на управление развивалась и наука управления. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении.

 

15. Особенности  российского менеджмента

Российская модель м-та только начинает складываться, она возникает  на стыке старых и новых м-дов упр-я, восточной и западной модели м-та.наша модель во многом оригинальна и становится всё более действенной в наст время. М-т в РФ хар-ся след особ-тью – он почти всегда носит антикризисный хар-р. В нынешних условиях предпр-е имеет большую свободу в принятии решений с одной стороны, а с др. не гарантированы гос-вом от тяжёлых последствий неправильных решений. Осн задачей многих предприятий явл предотвращение м успешное преодоление кризисов в деят-ти пред-я. Кризисы носят как общий так и специф-й хар-р. Задачей м-ра любого пред-я явл решение задач по определению объёмов, источников и рационального использ-я фин рес-сов. Их источ-ми могут быт собственные ср-ва, кредиты банков и др заёмные ср-ва. М-ры определяюит какой вид затрат нужно осуществить в связи с хоз деят-тью и каков сущ-ет риск. Кризис может наступить по многим причинам: не уплаты налогов, не поступления вовремя и вообще платежей от контрагентов, недостаточность собст ср-в и т.д. предпр-я вступают в контакт как минимум с 3-мя осн гр-ми партнёров – гос-во, поставщики, пок-ли. Отношения с гос-вом в осн склад-ся в организационном направлении – по поводу уплаты налогов. Из российского опыта видно, что здесь главная трудность в быстроизменяющихся законах и постановлениях. При работе с поставщиками трудности м-та на рынке носят двоякий хар-р. Например можно не получить товар вообщек или вовремя из-за непредвиденных обстоят-в. с др стороны эти поставки можно страховать, но страховое дело в РФ ещё не развито. В кризисной ситуации даже добросовестная страх компания не может выполнить своих обязательств. Проблемы с покупателями связаны с проблемой неплатежей, кот приводят к снижению закупок продукции и уменьшению тов-об-та. Если размеры неплатежей большие, то они приводят к невыплатам з.п., налогов, к штрафным санкциям, фин риску, банкротству.

16. Интеграционные процессы в менеджменте

Интеграция (лат. integration — восстановление, восполнение, от integer— целый) — 1) понятие, означающее состояние связанности отдельных и дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию, 2) процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Объектами интеграции в управлении могут быть цели, сами организации (формирование альянсов, слияния и поглощения) и их подразделения, виды деятельности, функции (в том числе на рабочих  местах для обогащения труда и  работы в команде), процессы управления и производственные процессы, весь жизненный цикл продукции.

Факторами интеграции выступают  международные рынки, новые технологии и необходимость их освоения, проникновение  на рынки других стран и регионов, повышение уровня качества рабочей  силы, возникновение таких новых  форм организаций, как сетевые, виртуальные. Общий фактор — борьба за выживание  и процветание, достижение высоких  результатов.

Основаниями для интеграции структурных элементов организаций  служат единство объекта управления (например, централизация службы управления персоналом), единство продукта (создание продуктовой структуры), поддержание  конкурентоспособности и даже проблема выживания в новых условиях (национальные и международные альянсы).

Культурологический аспект интеграции, или интеграционные процессы через призму организационной культуры, определяются следующим образом: «Построение  эффективной организации в конечном итоге сводится к соединению различных субкультур путем разработки общих целей, общего языка и общих процедур принятия решений».

Факторы, интегрирующие коллектив, — это единство целей, определяемое разделяемой всеми миссией, видением будущего; взаимопонимание, основанное на самопознании менеджера и знаниями о системах взаимодействия; доверие, основанное на честном и открытом общении и личном примере этичного поведения менеджера.

Интеграция функций управления имеет отношение к централизации  и децентрализации управления.

 

17. Понятие организации,  и ее признаки

Любую конкретную группу людей, объединившихся для организации  конкретных целей, можно рассматривать  как организацию и исследовать  в ней все проходящие организационные  процессы. Организация может быть плохо либо хорошо организована, по мнению руководителей, однако конкретных критериев для оценки организации  управления намного больше. Организация — это процесс создания структуры предприятия, который дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Существует 2 аспекта организационного процесса: 1.Деление организации на подразделения соответствующие целям и стратегиям. 2.Взаимоотношение полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работающих и обеспечивающих возможность распределения координационных задач. Средством при помощи, которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Делегирование — передача задач и полномочий к получателю, который принимает на себя ответственность Ответственность — обязательство выполнять задачи, она может быть передана без соответствующих полномочий. Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы для выполнения делегированных задач. Организационная структура фирмы, ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями, и распределение между ними функций. Элементами структуры явл. работники, службы, другие звенья аппарата управления, отношения между которыми поддерживаются благодаря горизонтальным и вертикальным связям. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные — связи подчинения, необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Признаки организации: - наличие хотя бы одной цели, которая объединяет членов организации. Одной из основных целей любой коммерческой организации является получение прибыли. -обособленность заключается в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющую замкнутую организацию от внешней среды. - разделение труда предполагает, что члены организации выполняют различные функции. - саморегулирование — это возможность организации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни. - организационная культура — это система ценностей, символов, образцов поведения и убеждений, определяющих характер взаимоотношений.

 

 

 

18. Внутренняя  среда организации

В большинстве случаев  менеджмент имеет дело с организациями, представляющими собой открытые системы и состоящие из множества  взаимозависимых частей. Рассмотрим наиболее существенные внутренние переменные организации.

К основным внутренним переменным традиционно относят: цели, структуру, задачи, технологии и людей.

1. Цель есть конкретное  конечное состояние или желаемый  результат, которого стремится  добиться группа работающих вместе  людей. В ходе работы руководство  разрабатывает цели и доводит  их до сотрудников организации,  и этот процесс имеет большое  значение, так как дает возможность  членам организации знать, к  чему они должны стремиться. Общие  цели сплачивают коллектив и  придают всей работе осознанность. У организаций существуют разнообразные  цели, и их сущность во многом  зависит от типа организации.

2. В целом вся организация  состоит из нескольких уровней  управления и различных подразделений,  взаимосвязанных между собой.  Это принято называть структурой  организации. Все подразделения  организации можно отнести к  тем или иным функциональным  областям

3. Задача - это предписанная  работа, которая должна быть выполнена  установленным способом и в  установленные сроки. Каждая должность  в организации включает в себя  ряд задач, которые необходимо  выполнить для достижения целей  организации. Задачи традиционно  делятся на три категории:

  • задачи по работе с людьми;
  • задачи по работе с машинами, сырьем, инструментами и т. п.;
  • задачи по работе с информацией.

4. Следующей внутренней  переменной является технология. Понятие технологии выходит за  пределы такого обычного понимания,  как технология производства. Технология - это принцип, порядок организации  какого-либо процесса для оптимального  использования разного рода ресурсов (трудовых, материальных, временных  денежных).

5. Люди являются центральным  звеном в любой системе управления. Существует три основных аспекта  человеческой переменной в организации:

  • поведение индивидов;
  • поведение людей в группах;
  • характер поведения руководителя.

 

19. Внешняя среда  организации

С позиции системного подхода  организация рассматривается как  открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой. Внешняя среда предприятия- совокупность различных факторов, так или иначе оказывающих влияние на деятельность организации, ее цели и задачи, тактику и стратегию развития.Менеджеру необходимо постоянно анализировать динамику факторов внешней среды, выявлять наиболее существенные из них и подбирать методы и способы реагирования на их взаимодействия.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному менеджменту"