Шпаргалка по "Международному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего объекта может быть получен только в процессе обмена. Менеджмент- разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях. Рыночные отношения- система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

Содержание

Сущность и содержание менеджмента
Потребность и необходимость управления в деятельности человека
Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
Соотносительность понятий «управление» и «менеджмент»
Национальные особенности менеджмента
Менеджер и его функции
Эволюция менеджмента
Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Школа «научного менеджмента»
Классическая школа менеджмента
Психологическое направление в менеджменте
Количественный подход менеджменте
Системный подход в менеджменте
Современные концепции и подходы в менеджменте
Особенности российского менеджмента
Интеграционные процессы в менеджменте
Понятие организации, и ее признаки
Внутренняя среда организации
Внешняя среда организации
Факторы внешней среды организации прямого и косвенного воздействия
Характеристики внешней среды организации
Понятие и значение функций управления
Назначение и сущность основных функций управления
Понятие организационной структуры управления
Традиционные типы организационных структур управления
Матричная организационная структура управления
Адаптивные организационные структуры управления
Дивизиональные организационные структуры управления
Централизованные и децентрализованные организации
Управление как процесс воздействия
Содержание процесса управления
Процедуры и операции в процессе управления
Цели и их роль в деятельности организации
Виды целей организации
Требования, предъявляемые к формированию целей организации
Миссия организации, и ее роль
Система целей организации
Роль и значение управленческих решений
Виды управленческих решений
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Процесс подготовки и принятия управленческих решений
Методы принятия управленческих решений
Организация реализации управленческих решений
Средства и методы управления
Роль методов управления в деятельности фирмы
Виды методов управления
Взаимосвязь методов управления в реализации механизма менеджмента
Выбор альтернатив эффективного управления
Диверсификация менеджмента
Понятие стратегии и стратегического планирования
Порядок разработки стратегии
Анализ и оценка внешней среды организации при разработке стратегии
Управленческое обследование фирмы
Виды и основные варианты стратегии фирмы
Реализация стратегии фирмы
Роль информации в управлении
Требования, предъявляемые к управленческой информации
Основные принципы, цели, задачи и функции внутрифирменной стратегии информации
Технология информационной деятельности
Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования
Формы планирования и виды планов
Принципы планирования
Организационные формы внутрифирменного планирования
Сущность, смысл и значение контроля
Требования, предъявляемые к контролю
Объекты внутрифирменного контроля
Формы и виды контроля
Предприятие как система
Понятие полномочий и их делегирование
Необходимость и целесообразность делегирования
Основные принципы делегирования полномочий
Препятствия к эффективному делегированию полномочий
Личность менеджера
Лидерство и стиль управления
Власть и партнерство
Роль и значение деловых совещаний
Виды деловых совещаний
Подготовка и проведение делового совещания
Технология проведения деловых бесед
Ресурсы, качество и эффективность управления
Инновационный потенциал менеджмента.

Работа содержит 1 файл

ekzamen_menedzhment.docx

— 140.07 Кб (Скачать)
  1. Сущность и содержание менеджмента
  2. Потребность и необходимость управления в деятельности человека
  3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
  4. Соотносительность понятий «управление» и «менеджмент»
  5. Национальные особенности менеджмента
  6. Менеджер и его функции
  7. Эволюция менеджмента
  8. Условия и предпосылки возникновения менеджмента
  9. Школа «научного менеджмента»
  10. Классическая школа менеджмента
  11. Психологическое направление в менеджменте
  12. Количественный подход менеджменте
  13. Системный подход в менеджменте
  14. Современные концепции и подходы в менеджменте
  15. Особенности российского менеджмента
  16. Интеграционные процессы в менеджменте
  17. Понятие организации, и ее признаки
  18. Внутренняя среда организации
  19. Внешняя среда организации
  20. Факторы внешней среды организации прямого и косвенного воздействия
  21. Характеристики внешней среды организации
  22. Понятие и значение функций управления
  23. Назначение и сущность основных функций управления
  24. Понятие организационной структуры управления
  25. Традиционные типы организационных структур управления
  26. Матричная организационная структура управления
  27. Адаптивные организационные структуры управления
  28. Дивизиональные организационные структуры управления
  29. Централизованные и децентрализованные организации
  30. Управление как процесс воздействия
  31. Содержание процесса управления
  32. Процедуры и операции в процессе управления
  33. Цели и их роль в деятельности организации
  34. Виды целей организации
  35. Требования, предъявляемые к формированию целей организации
  36. Миссия организации, и ее роль
  37. Система целей организации
  38. Роль и значение управленческих решений
  39. Виды управленческих решений
  40. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
  41. Процесс подготовки и принятия управленческих решений
  42. Методы принятия управленческих решений
  43. Организация реализации управленческих решений
  44. Средства и методы управления
  45. Роль методов управления в деятельности фирмы
  46. Виды методов управления
  47. Взаимосвязь методов управления в реализации механизма менеджмента
  48. Выбор альтернатив эффективного управления
  49. Диверсификация менеджмента
  50. Понятие стратегии и стратегического планирования
  51. Порядок разработки стратегии
  52. Анализ и оценка внешней среды организации при разработке стратегии
  53. Управленческое обследование фирмы
  54. Виды и основные варианты стратегии фирмы
  55. Реализация стратегии фирмы
  56. Роль информации в управлении
  57. Требования, предъявляемые к управленческой информации
  58. Основные принципы, цели, задачи и функции внутрифирменной стратегии информации
  59. Технология информационной деятельности
  60. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования
  61. Формы планирования и виды планов
  62. Принципы планирования
  63. Организационные формы внутрифирменного планирования
  64. Сущность, смысл и значение контроля
  65. Требования, предъявляемые к контролю
  66. Объекты внутрифирменного контроля
  67. Формы и виды контроля
  68. Предприятие как система
  69. Понятие полномочий и их делегирование
  70. Необходимость и целесообразность делегирования
  71. Основные принципы делегирования полномочий
  72. Препятствия к эффективному делегированию полномочий
  73. Личность менеджера
  74. Лидерство и стиль управления
  75. Власть и партнерство
  76. Роль и значение деловых совещаний
  77. Виды деловых совещаний
  78. Подготовка и проведение делового совещания
  79. Технология проведения деловых бесед
  80. Ресурсы, качество и эффективность управления
  81. Инновационный потенциал менеджмента. 

1. Сущность и  содержание менеджмента

Менеджмент ( англ. to manage) это:

- искусство руководства,  т.е. умение обеспечить успех  деятельности фирмы, используя  имеющиеся ресурсы, интеллект  и мотивы поведения людей

-управление организацией  фирмы предприятия в условиях  рыночной экономики

-система принципов, методов, форм и средств управления, использование которых позволяет руководителю фирмы достичь желаемых результатов

- процесс, обеспечивающий  интеграцию и наиболее эффективное  использование ресурсов фирмы,  для достижения поставленной  цели

- вид деятельности, осуществление  функций по управлению фирмы

-наука управления, т.е.  самостоятельная область знаний, включающая различные школы, подходы  и концепции управления

-профессия, т.е. специальность  в области управления

-квалификация

-учебная дисциплина

Широкое толкование понятия  менеджмент, связано с особенностями  возникновения и развития теории и практики управления. Это развитие происходит, не как последовательность ранее сделанных теоретических  разработок и обобщение накопленного опыта, а путем создания различных  школ, подходов, концепций, например, которые  иногда выдвигают несовместимые  друг с другом идеи.

2. Потребность  и необходимость управления в  деятельности человека

Управление- это действие, направленное на достижение целей, поскольку у любого человека большое разнообразие поставленных им самим перед собой целей, которых он стремиться достичь, актуальность вопросов управления в деятельности человека не вызывает сомнений. Цель управление выполнение реальной работы реальными людьми. Управление существует в 3 формах материального мира: управление в живой природе, управление в не живой природе, управление в обществе.

3. Менеджмент в  системе понятий рыночной экономики

В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего объекта может быть получен только в процессе обмена. Менеджмент- разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях. Рыночные отношения- система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции. По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

4. Соотносительность  понятий «управление» и «менеджмент»

Термин «управление»  имеет более широкий смысл  по сравнению с термином «менеджмент».

Менеджмент ( англ. to manage) это:

- искусство руководства,  т.е. умение обеспечить успех  деятельности фирмы, используя  имеющиеся ресурсы, интеллект  и мотивы поведения людей

-управление организацией  фирмы предприятия в условиях  рыночной экономики

-система принципов, методов,  форм и средств управления, использование  которых позволяет руководителю  фирмы достичь желаемых результатов

- процесс, обеспечивающий  интеграцию и наиболее эффективное  использование ресурсов фирмы,  для достижения поставленной  цели

- вид деятельности, осуществление  функций по управлению фирмы

-наука управления, т.е.  самостоятельная область знаний, включающая различные школы, подходы  и концепции управления

-профессия, т.е. специальность  в области управления

-квалификация

-учебная дисциплина

Управление- это действие, направленное на достижение целей, поскольку у любого человека большое разнообразие поставленных им самим перед собой целей, которых он стремиться достичь, актуальность вопросов управления в деятельности человека не вызывает сомнений. Цель управление выполнение реальной работы реальными людьми.

5. Национальные  особенности менеджмента

Менеджмент- это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень НТП. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень соц.-экон. отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской и российской модели менеджмента.

 

Сравнительные позиции

Модели

американская

Японская

российская

Приверженность работника

специальность

фирме

специальность

Направленность руководства

На отдельную личность

На коллектив

На развитие фирмы

ответственность

индивидуальная

коллективная

Индивидуальная

Специализация работника

узкая

Широкая со знаниями в смежных областях

Широкая со знаниями в смежных областях

Основные качества менеджера

Лидер, сильная личность, инициатор, умеет заставить работать других

Координатор коллектива, умеет  осуществить координацию действий работника

1 и 2

Характер принятия управленческих решений

Индив-й

Решения принимаются на основе единогласия

Решения принимаются на основе единогласия

Форма контроля

индивидуальный

коллективный

индивидуальный

Найм на работу

На относительно короткий срок

Длительный период

1 и частично 2

Оплата труда

По индивидуальным результатам

По показателям работы группы, стажу, возрасту

По индивидуальным результатам

Продвижение по службе

Ускоренное, обусловлено личными результатами работника

Замедленное, коллективное достижение, стаж

Ускоренное, обусловлено личными результатами работника

Оценка работы сотрудника

Быстрая оценка руководителя труда на основе количественных показателей

Коллективная оценка на основе совместно выработанных качественных критериев

По результатам деятельности сотрудника

Преобладающие цели деятельности фирмы

тактический

стратегический

стратегический


 

6. Менеджер и  его функции

Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно: к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов); к руководителю по отношению к подчиненным; к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют  от менеджеров

самостоятельности и ответственности.  К менеджеру предъявляются требования:

наличие общих знаний в  области управления предприятием; компетентность в

вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится  фирма по

виду и характеру деятельности; владение навыками не только администрирования,

но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять

инициативу и активно  перераспределять ресурсы фирмы  в наиболее выгодных сферах

применения; принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования

с нижестоящими руководителями и работниками и распределение  участия каждого в

их исполнении; наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать; умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов; умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции. Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих,

которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим

образом использовать ресурсы  и обеспечивать эффективность функционирования

фирмы. Каждый менеджер и  прежде всего руководитель высшего  звена управления

должны понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных

условиях и целиком зависит от рынка.

 

7. эволюция менеджмента

В первой половине 20 века получили развитие 4 школы управленческой мысли: школа научного управления(1885-1930), административная школа(1920-1950), школа человеческих отношений(1930-1950), количественная школа науки управления. На основе работ Фредерика Тейлора, Френка, Лилии Гилберт, и Генри  Гантта была сформулирована школа научного управления. Тейлор и Гилберт начинали свою карьеру простыми рабочими, что повлияло на их представление об управлении организацией. Объектом исследования школы научного управления являлся производственный процесс. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Дальнейшее развитие менеджмента связано с формированием административной школы. Представители Файоль, Муни, Рейли и т.д., которые рассматривали следующие вопросы: основные принципы менеджмента, основные функции управления, процессный подход к управлению, построение организации, разделение труда, контроль, власть и ответственность. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Изучая вопросы эффективности труда, построения эффективно работающих организаций, некоторые исследователи пришли к выводу о необходимости изучения человека, что привело к формированию школы человеческих отношений. Чаще всего школу человеческих отношений ассоциируют с именем Элтона Мэйо и его экспериментами. Современная система взглядов на менеджмент сформировалась в 50 гг 20 века как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов.

 

 

8. условия и  предпосылки возникновения менеджмента.

1. до начала 20 века в  управлении промышленным предприятием  используется прагматический подход, основанный на собственном опыте,  интуиции, индивидуальных способностях  владельца предприятия и их  управляющих.

2. никто не задумывается  над тем, как управлять предприятием  системы-интерес-получение денег,  политическая власть.

3. во 2 половине 19 в-начала 20 века развитие машинного производства, но новая техника не вписывалась  в производство, было основано  на старых методах организации  труда и продолжительности рабочего  дня.

4. низкий уровень техники  и технологической культуры предприятия

5. отсутствовали знания  о принципах организации труда  и производства об оптимальном  составе и последовательности  операций и об оптимизации  режима работы оборудования.

6. рабочие не были достаточно обучены

7. не был решен вопрос  оплаты труда рабочего

9. Школа «научного  менеджмента»

На основе работ Фредерика  Тейлора, Френка, Лилии Гилберт, и  Генри Гантта была сформулирована школа научного управления. Тейлор и Гилберт начинали свою карьеру простыми рабочими, что повлияло на их представление об управлении организацией. Тейлор прошел путь от рабочего до главного инженера кружной сталелитейной компании, заочно получивший образование.  Основным тезисом из Тейлора являлся «на предприятии все должно делаться организовано и экономично с наименьшими затратами сил и средств для достижения наилучших результатов». Объектом исследования школы научного управления являлся производственный процесс. Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

10. Классическая  школа менеджмента

1920-50 гг. — Файоль, Урвик, Вебер.

Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о  научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали  два основных аспекта. Одним из них  была разработка рациональной системы  управления организацией. Определяя  основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному менеджменту"