Шпаргалка по "Международному менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:57, шпаргалка

Описание работы

3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
В рыночной экономике конечный результат деятельности хозяйствующего объекта может быть получен только в процессе обмена. Менеджмент- разновидность хозяйственного управления в рыночных условиях. Рыночные отношения- система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

Содержание

Сущность и содержание менеджмента
Потребность и необходимость управления в деятельности человека
Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
Соотносительность понятий «управление» и «менеджмент»
Национальные особенности менеджмента
Менеджер и его функции
Эволюция менеджмента
Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Школа «научного менеджмента»
Классическая школа менеджмента
Психологическое направление в менеджменте
Количественный подход менеджменте
Системный подход в менеджменте
Современные концепции и подходы в менеджменте
Особенности российского менеджмента
Интеграционные процессы в менеджменте
Понятие организации, и ее признаки
Внутренняя среда организации
Внешняя среда организации
Факторы внешней среды организации прямого и косвенного воздействия
Характеристики внешней среды организации
Понятие и значение функций управления
Назначение и сущность основных функций управления
Понятие организационной структуры управления
Традиционные типы организационных структур управления
Матричная организационная структура управления
Адаптивные организационные структуры управления
Дивизиональные организационные структуры управления
Централизованные и децентрализованные организации
Управление как процесс воздействия
Содержание процесса управления
Процедуры и операции в процессе управления
Цели и их роль в деятельности организации
Виды целей организации
Требования, предъявляемые к формированию целей организации
Миссия организации, и ее роль
Система целей организации
Роль и значение управленческих решений
Виды управленческих решений
Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Процесс подготовки и принятия управленческих решений
Методы принятия управленческих решений
Организация реализации управленческих решений
Средства и методы управления
Роль методов управления в деятельности фирмы
Виды методов управления
Взаимосвязь методов управления в реализации механизма менеджмента
Выбор альтернатив эффективного управления
Диверсификация менеджмента
Понятие стратегии и стратегического планирования
Порядок разработки стратегии
Анализ и оценка внешней среды организации при разработке стратегии
Управленческое обследование фирмы
Виды и основные варианты стратегии фирмы
Реализация стратегии фирмы
Роль информации в управлении
Требования, предъявляемые к управленческой информации
Основные принципы, цели, задачи и функции внутрифирменной стратегии информации
Технология информационной деятельности
Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования
Формы планирования и виды планов
Принципы планирования
Организационные формы внутрифирменного планирования
Сущность, смысл и значение контроля
Требования, предъявляемые к контролю
Объекты внутрифирменного контроля
Формы и виды контроля
Предприятие как система
Понятие полномочий и их делегирование
Необходимость и целесообразность делегирования
Основные принципы делегирования полномочий
Препятствия к эффективному делегированию полномочий
Личность менеджера
Лидерство и стиль управления
Власть и партнерство
Роль и значение деловых совещаний
Виды деловых совещаний
Подготовка и проведение делового совещания
Технология проведения деловых бесед
Ресурсы, качество и эффективность управления
Инновационный потенциал менеджмента.

Работа содержит 1 файл

ekzamen_menedzhment.docx

— 140.07 Кб (Скачать)

· Простота, ясность и  краткость изложения позволяют  придать решению официальный  характер, исключить возможность  неправильного его понимания, сократить  время на уяснение содержания.

 

41. Процесс подготовки  и принятия управленческих решений

Технологии разработки управленческих решений в значительной степени  определяют эффективность управления организационным, технологическим, инновационным, ресурсным, информационным потенциалом  современных организаций и представляют собой совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных действий, которые обеспечивают разработку и реализацию управленческих решений

В соответствии с этим подходом выделяются следующие этапы технологии разработки управленческих решений или проблем:

- выяснение задачи и  выбор цели;

- перечисление или изобретение  альтернатив;

- анализ альтернатив;

- выбор наилучшего решения;

- представление результатов. 

Управленческое решение - это решение, принятое в социальной системе и направленное на стратегическое планирование, управление управленческой деятельностью, человеческими ресурсами, производственной и обслуживающей  деятельностью, формирование системы  управления организации (методология, структура, процесс, механизм), управленческое консультирование и коммуникации с  внешней средой, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивает реализацию управленческих задач [7, с.39].

Технология разработки управленческого  решения структурно включает:

- предмет решения - конкретная  тема, проблема, сложный теоретический  вопрос или практическая ситуация, которые не позволяют в данных  условиях получить желательный  результат;

- субъект решения, то  есть лиц, наделенных правом  инициировать решения и реализовывать  их;

- объект решения –  исполнители решения;

- цель подготовки решения;

- причины подготовки и  реализации решения;

- персонал или население,  для которых готовится или реализуется управленческое решение.

 

42. Методы принятия  управленческих решений

Эффективность управления зависит  от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений  и их практического воплощения в  жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

Для того чтобы принять  управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять  на практике: методологию управленческого  решения; методы разработки управленческих решений; организацию разработки управленческого решения; оценку качества управленческих решений.

Методология управленческого  решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор  методов разработки решений, критериев  оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы  и приемы выполнения операций, необходимых  в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов  действий и пр.

Организация разработки управленческого  решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений  и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

Технология разработки управленческого  решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный  по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий  выполнения работы.

Качество управленческого  решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

 

43. Организация  реализации управленческих решений

Теорией и практикой разработаны  принципы организации исполнения решений, которые должны соблюдаться. Прежде всего, руководитель расчленяет общую  программу действий на отдельные  участки (групповые задания) конкретным исполнителям. Затем процесс организации  выполнения решения включает три  взаимосвязанных этапа: доведение  задач до сознания исполнителей; подготовку исполнителей к выполнению задания; побуждение исполнителей к его добросовестному  выполнению. Для лучшего восприятия задания сначала разъясняется общий  замысел решения проблемы, стоящей  перед коллективом. Далее следует  показать место каждой задачи в общей  работе, взаимные связи с другими  заданиями. Наконец, разъясняется цель, то есть предполагаемый результат труда, указываются сроки завершения, критерии оценки результатов. Особое внимание обращается на возможные трудности, пути их преодоления, правила безопасности труда. Для  доведения задач до исполнителя  применяются разные формы и методы: совещания и собрания, беседы, инструктирование, изучение документов и др. На собраниях  и совещаниях с докладом обычно выступает  тот начальник, который принял решение, но это не всегда целесообразно. Лучше, если с сообщением выступит человек, к которому исполнители относятся  с достаточным уважением, как  к специалисту. Автору решения лучше  не включаться в дискуссию. После  заслушивания всего спектра мнений, желательно выступить руководителю с изложением программы действий, учитывая результаты состоявшегося  обсуждения. Инструктирование проводится накануне начала практических работ. Общее  правило при инструктировании: сообщать самое необходимое, без чего нельзя начать работу. Остальные сведения сообщать по мере приближения сроков выполнения соответствующих видов работ путём проведения дополнительного инструктирования. Изучение документов относится к числу основных методов доведения задачи. Точность восприятия и передачи содержания по документу зависит от многочисленных факторов: как он составлен, в каком контексте предъявляется, каково самочувствие работника и так далее. Каждое отдельное задание руководитель как бы «проигрывает» сам, ставя себя на место исполнителя в соответствующие условия. Ошибки в определении характера, объема или содержания задачи снижают эффективность решения в целом.

44. Средства и  методы управления

Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Посредством  методов управления реализуется  основное содержание управленческой деятельности.  Подходов к определению сущности и составу методов управления несколько. В.Д. Шапиро определяет методы управления как: систему правил и  процедур решения задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации, совокупность приемов  и способов воздействия на управляемый  объект для достижения поставленных целей. А.К. Семенов и В.И. Набоков  различают : методы управления, характеризующие законченный процесс воздействия на объект управления, методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные, общие методы.

 

45. Роль методов управления в деятельности фирмы

По мнению Г.Я.Гольдщтейна методы управления применяемые фирмами зависят от рыночной ситуации и главным образом от степени ее нестабильности

1. методы управления основанные на контроле справочники, инструкции, финансовый контроль.

2. методы управления основанные  на экстраполяции( долгосрочное планирование, составление бюджетов текущих расходов и капитальных вложений, целевое управление)

3. методы управления направленные  на предвидение изменений( стратегическое планирование, выбор стратегических позиций)

 

46. Виды методов управления  47. Взаимосвязь методов управления в реализации механизма менеджмента

Административные  методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации  и т.п. Эти методы воздействия  отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов  характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам  и распоряжениям вышестоящих  органов управления.

Различают пять основных способов административного воздействия: организационные  воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и  взыскания, дисциплинарная ответственность  и взыскания, административная ответственность.

Административные методы управления являются мощным рычагом  достижения поставленных целей в  случаях, когда нужно подчинить  коллектив и направить его  на решение конкретных задач управления.

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Такими методами осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников; они основаны на использовании экономического механизма.

Экономические методы должны базироваться на товарно-денежных отношениях рыночной экономики, что вызывает необходимость нового теоретического обоснования роли экономических методов.

Итак, экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей. При позитивном использовании экономических методов конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. Наоборот, при неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими можно ожидать низких или негативных результатов.

Социально-психологические  методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

Социологические методы управления играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию  людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные  коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Психологические методы управления играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего  и, как правило, строго персонифицированы  и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему  миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия

Способы психологического воздействия  относят к числу важнейших  элементов психологических методов  управления. Они концентрируют все  необходимые и разрешенные законом  приемы воздействия на людей для  координации в процессе совместной трудовой деятельности.

 

48. Выбор альтернатив  эффективного управления

Существует два варианта типологического анализа менеджмента. Первый отражает дуалистический подход к выделению типов управления. Это типы, выделенные по двум характеристикам, представляющим собой две противоположности, и не исключающие одна другую, а  требующие сочетания их в конкретных условиях управления. К таким типам  относятся интра- и инфраменеджмент, стратегический и тактический менеджмент, формальное и неформальное управление, методология в организация управления, стабильное и неустойчивое управление, централизованное и децентрализованное управление, традиционное и инновационное управление, профессиональное и непрофессиональное управление и т. д. Но такой дуалистический подход к типологии управления, хоть и имеет определенное значение в понимании характеристик управления, все-таки является ограниченным представлением об управлении.

Практической потребностью построения типологии управления является многофакторная и многокритериальная дифференциация разновидностей управления. Именно она позволит лучше ориентироваться  в этом разнообразии, а следовательно, и более обоснованно выбирать необходимы типы.

В типологии менеджмента  очень важно, чтобы критерии типологического  анализа не были бессистемными, случайными, неупорядоченными. От этого зависят  и практическая значимость этой типологии, и ее научная ценность. Критерии типологического анализа должны максимально покрывать поле характеристик  управления и современных практических проблем его осуществления.

Одним из важнейших критериев  типологии менеджмента являются приоритеты в средствах управления. Известно, что можно опираться  на разные средства управления и, в  зависимости от того, каким средствам  мы отдаем приоритет, управление может  быть командно-административным, экономическим, социально-экономическим и технократическим.

 

49. Диверсификация  менеджмента

Типология (диверсификация) менеджмента помогает в решении  многих проблем практического использования  знаний, потому что она показывает, что разнообразие условий, в которых  осуществляется управление, требует  не просто построения одного какого-либо варианта менеджмента, а выбора варианта по определенным правилам типологического  анализа и - далее корректировки  этого варианта по дополнительным критериям  конкретных обстоятельств.

Именно в типологии  управления находят свое проявление приоритеты и ориентиры, цели и принципы управления, различные его организационные  формы. Типология - это упорядоченное  и систематизированное представление  о менеджменте. Типология помогает глубже представить основные черты  того управления, который мы назвали  менеджментом.

Чем большее разнообразие типов управления видит менеджер, тем больший у него выбор систем и механизмов управления, тем больше вероятность найти вариант эффективного управления.

Диверсификация менеджмента - это объективная тенденция его  развития. Она повышает устойчивость и эффективность управления, способствуя  лучшему использованию ресурсов, повышая адаптивность системы управления, ее гибкость. Диверсификация проявляется  в потребностях типологического  выбора вариантов управления и в  комбинации этих вариантов по потребностям диверсифицированных объектов управления.

Типологический анализ - это методология системного подходе к управлению.

Существует два варианта типологического анализа менеджмента. Первый отражает дуалистический подход к выделению типов управления. Это типы, выделенные по двум характеристикам, представляющим собой две противоположности, и не исключающие одна другую, а  требующие сочетания их в конкретных условиях управления. К таким типам  относятся интра- и инфраменеджмент, стратегический и тактический менеджмент, формальное и неформальное управление, методология в организация управления, стабильное и неустойчивое управление, централизованное и децентрализованное управление, традиционное и инновационное управление, профессиональное и непрофессиональное управление и т. д. Но такой дуалистический подход к типологии управления, хоть и имеет определенное значение в понимании характеристик управления, все-таки является ограниченным представлением об управлении.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному менеджменту"