Шпаргалка по "Стратегический менеджмент"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Стратегический менеджмент".

Работа содержит 1 файл

Стратегический менеджмент ШПОРЫ.doc

— 116.50 Кб (Скачать)

1. Сущность понятия  «Стратегический  менеджмент». Главная  задача стратегического  менеджмента. Основные  признаки, характеризующие  стратегические решения.

Сущность стратегического  менеджмента характеризуется специфическими целями и эффективностью, приоритетным учетом внешней среды, а завоевание и удержание конкурентного преимущества рассматриваются как средство достижения стратегически значимых результатов. Роль ресурсов в стратегическом менеджменте принципиально важна не только потому, что без них субъект не достигнет стратегической цели. Ресурсы – это потенциал организации. Их стратегическое значение состоит, во-первых, в заключающихся в них возможностях разрабатывать оптимальную для субъекта стратегию (источник формирования), во-вторых, в принципиально возможном воздействии на внешнюю среду организации (характер использования), в-третьих, в специфически стратегической постановке целей субъекта (направления действия).  

2. Характеристика понятия  «стратегия организации». Основные типы  стратегий в зависимости  от времени их возникновения.

СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ - это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

- Первый  подход связан с лидерством  в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан  с тем, что компания добивается  самых низких издержек производства  и реализации своей продукции.  В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли

рынка.

- Второй  подход к выработке стратегии  связан со специализацией в  производстве продукции. В этом  случае фирма должна осуществлять  высокоспециализированное производство и качественный маркетинг для того, чтобы становиться лидером в своей области. Это приводит к тому, что покупатели выбирают продукцию данной фирмы, даже если цена и достаточно высокая.

- Третий  подход относится к фиксации  определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма досконально выясняет потребности определенного сегмента рынка определенного типа продукции. В этом случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта. 

3. Основные элементы  внутренней и внешней  среды функционирования  организации.

Внешняя среда - это все те факторы, которые  находятся за пределами организации  и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений.

Анализ  внутренней среды вскрывает те возможности, тот по­тенциал, на который может  рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать   м и с с и ю,   т.е. определить смысл и направ­ления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить,что организация не только производит продукцию для окружения но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т. п. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям:

• кадры  фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т п;

• организация  управления;                     

• производство, включающее организационные, операционные и 

технико-технологические  характеристики и научные  исследования и разработки

• финансы  фирмы;

• маркетинг;

• организационная  культура. 
 
 
 

4. Особенности применения  стратегического  менеджмента как  управленческой концепции  в современных  российских условиях. В отечественной практике необходимость применения стратегического менеджмента обусловлена изменением характера национальной экономики, интенсификацией действий конкурентов, различными инновациями, глобализацией бизнеса и т.д. Сложности в развитии стратегического менеджмента в нашей стране заключаются в том, что большая часть малых и средних предприятий неоправданно считают стратегический менеджмент уделом крупных корпораций, сказывается недостаток квалифицированных

специалистов (особенно в области маркетинга, управленческого учёта, связях с  общественностью), по-прежнему российские предприятия придерживаются производственной (а не маркетинговой) ориентации развития. То есть акцент внимания руководителей в нашей стране сосредоточен на внутренних проблемах производства, а не на внешних возможностях. Для исправления сложившейся ситуации необходимо как можно более массовое и широкое обучение российских руководителей такой новой технологии управления, как стратегический менеджмент, изменение управленческого мышления. Это позволит обеспечить выживание организаций в долгосрочной перспективе, высокий уровень конкурентоспособности как внутри страны, так и на мировом рынке. 

5. Объекты стратегического  управления и их  взаимосвязь в  цикле стратегического  управления.

Выделяют  три группы: организации, стратегические хозяйственные подразделения (СХП) и функциональные зоны организации. В качестве объекта стратегического управления организация рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений (стратегических хозяйственных подразделений). Стратегическое хозяйственное подразделение – это направление или ряд смежных направлений деятельности организации, самостоятельное рыночно ориентированное хозяйственное подразделение, которое может выступать полноценным конкурентом на своем сегменте рынка, имеет свой круг поставщиков, потребителей и конкурентов. Оно возглавляется директором, который несет полную ответственность за стратегическое развитие и текущую деятельность СХП. Функциональная зона организации – это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных СХП, так и организации в целом. В настоящее время выделяются два направления развития стратегического управления. Первое –"регулярное стратегическое управление" – является дальнейшим логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления – управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано.Второе направление развития стратегического управления называют "стратегическим управлением в реальном масштабе времени" и связывают, как правило, с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Оно развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении происходят с такой частотой и порой так непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции и организации просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. По существу организация вынуждена одновременно параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. 

6. Понятие стратегической бизнес-единицы. Концепция сегментации рынка.

СБЕ –  это хоз-я организация, которая  производит чётко определённый перечень товаров и услуг, продаваемых  определённой однородной группе покупателей, и имеющая дело с конкретной группой  конкурентов. Внешние факторы (например, покупатели или рынок) важны для определения СБЕ. Сущность стратегии заключается в том, чтобы позиционировать свой бизнес таким образом, чтобы максимально эффективно удовлетворять нужды потребителей на более высоком уровне, чем конкурент. Концепция СБЕ возникла в 1970 году. СБЕ предназначена для обслуживания внешнего, а не внутреннего рынка. Это означает, что СБЕ должна обслуживать внешних потребителей, а не служить внутренним поставщиком. СБЕ должна иметь определённый набор внешних конкурентов; обретение устойчивого преимущества возможно только при учёте внешней конкуренции. Менеджеры СБЕ должны иметь достаточную независимость в принятии стратегических решений Если три перечисленных выше условия имеют место, то СБЕ становится самостоятельным центром получения прибыли, деятельность которого оценивается полученной прибылью. СБЕ нет необходимости быть строго определённой организационной единицей с определённой функциональной управленческой структурой. 

7. Основные отличия  стратегического  управления от оперативного.

Стратегическое  управление, в отличие от оперативного управления, призвано обеспечить выживание  организации и достижение ее целей  в долгосрочной перспективе. Основное внимание вышестоящего руководства  в процессе стратегического управления должно быть сконцентрировано на внешнем окружении для быстрой и адекватной реакции на изменения в нем.

  Оперативное управление Стратегическое управление
Предназначение  Производство  товаров и услуг с целью  получения доходов от их реализации. Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением.
Цели  управления Реализует потенциал прибыльности. Создает потенциал прибыльности.
Критерий  эффективности управления Прибыльность  и рациональность использования производственного потенциала. Своевременность и точность реакции организации  на новые запросы рынка в зависимости  от изменения окружения.
Объект  концентрации внимания менеджмента  Взгляд  внутри организации, поиск путей  более эффективного использования ресурсов. Взгляд  вовне организации, поиск новых  возможностей в конкурентной борьбе.

Таким образом, можно отметить, что оперативное управление направлено на повышение эффективности текущей деятельности компании (в большей мере вовнутрь организации ), а стратегическое управление - на обеспечение развития потенциала (в большей мере наружу). У этих двух процессов разные цели: у оперативного это поддержание существующего положения (стабилизация), то цель стратегического менеджмента - это развитие, какое-то изменение. Изменение всегда вступает в конфликт с сохранением существующего положения, поэтому согласование этих целей - это отдельная большая задача. 

8. Эволюция стратегического  менеджмента: основные  этапы и предпосылки  эволюции систем  корпоративного управления.

Процессы глобализации мирового хозяйства приводят к росту  взаимосвязей и взаимозависимости  национальных экономических систем. В связи с этим происходят весьма существенные изменения в сфере  функционирования предприятий, вынужденных  адаптироваться к постоянно меняющимся условиям и обострившейся конкуренции. При этом обособленные предприятия находятся в невыгодной экономической позиции. Именно поэтому в настоящее время интегрированные корпоративные структуры стали важнейшими субъектами экономики страны. Такие объединения концентрируют значительную часть объемов производства и реализации, играют доминирующую роль в развитии российской  хозяйственной системы, являясь залогом ее интеграции в мировую экономику. Интегрированная компания сегодня —   это не просто набор предприятий, а целостная социально-техническая система, обладающая особым организационным ресурсом, эффективное управление которым позволяет повысить конкурентный статус компании во внешней среде. По мнению инвесторов, наиболее серьезными факторами, препятствующими развитию корпоративного управления в России, были и остаются непрозрачность структуры собственности, информационная закрытость российских предприятий, высокая вероятность злоупотребления мажоритарными акционерами, слабость процедур внутреннего контроля, неэффективный менеджмент.

реформа корпоративного управления — это отражение тех  процессов, которые происходят в  стране в целом. Высокий уровень  корпоративного управления не является единственным фактором, определяющим успех компании на рынке, однако очень важен для успешного функционирования и развития бизнеса, инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов и территорий, где они работают. 
 
 
 
 

10. Основные управленческие  стили стратегическое  управление.

Информация о работе Шпаргалка по "Стратегический менеджмент"