Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексный анализ и сравнение существующих теорий лидерства, а также роль лидера в управлении организацией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определение понятия «лидерство»;
определение существующих основных теорий о лидерстве;
классификация основных современных теорий лидерства;
роль лидера в управлении организацией.
3. Тесная увязка и интеграция индивидуальных целей и интересов членов группы с организационными целями, реализация потребностей, представительство и защита интересов, как отдельных членов группы, так и коллектива в целом. Это устраняет почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, деятельность которых наносит ущерб организации, а также повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к эмоциональному лидерству.
4. Сочетание в
деятельности руководителя
5. Организационная
интеграция лидеров,
Большой ущерб управлению персоналом и деятельности организации в целом способны нанести деструктивные лидеры, например лидеры групп противников нововведений, собутыльников, расхитителей собственности, взяточников и т.п. Для устранения такого рода лидерства возможны различные
способы действий.[15.С.84]
Первый и самый простой из них — разрушение системы «лидер — последователи» с помощью административных мер. С этой целью могут использоваться разные средства: увольнение деструктивного лидера или перевод его на другое место работы, изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников, изоляция лидера, расформирование группы последователей и прежде всего перевод на другие участки работы людей, особенно близких к деструктивному лидеру. Ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой, в частности за счет перевода лидера в другое помещение, загрузки его работой, затрудняющей неформальное общение, и т.д.
Второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Это может быть достигнуто с помощью индивидуальных бесед, «приближения» лидера к руководству, проявления к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность и т.п. Такой способ борьбы с деструктивным лидерством обычно не вызывает болезненной реакции у сотрудников, их протеста. Однако он не всегда возможен, а эффективен лишь тогда, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.
Третий способ ликвидации деструктивного лидерства — перехват его основополагающих функций формальным руководителем, реализация им тех потребностей группы, которые осуществляет или пытается осуществлять лидер. Такого рода лидерство может быть устранено, например, за счет повышения внимания к неформальному общению с людьми, своевременному и полному информированию сотрудников, рассеиванию необоснованных опасений относительно их будущего.
Четвертый способ
устранения негативного для организации ли
Внешние и внутренние условия лидерства постепенно меняются, обусловливая новые потребности в соответствующих лидерских качествах. Факторами эволюции качеств лидера можно считать:
Специалисты обратили внимание на связь между продолжительностью пребывания у власти и развитием определенных качеств у лидера. Исследование этой зависимости позволило выделить три основных этапа лидерства:
3. полная утрата лидером способности к выполнению собственных функций.[17.С.54]
Профессиональное
долголетие лидера и продолжительность
каждого из этапов его лидерства
зависят от многих социально-психологических
факторов, но можно сознательно уберечься
от столь печального развития ситуации:
(1) постоянно
И тем не менее для любого лидера наступает время, когда надо освободить место для нового лидера, в котором нуждается организация. Для самого лидера и организации будет лучше, если это произойдет вовремя.
2.2 Роль лидера в управлении организационной культурой
Лидерство и культура представляют
собой два взаимосвязанных
Организационная культура – это
совокупность доминирующих стереотипов,
ценностей и правил, которые находят
свое логическое воплощение в типичных
и поощряемых моделях поведения,
взаимодействия членов организации
друг с другом и с представителями
внешней среды, а также в различных
продуктах организационной
Элементами организационной
Организационная культура отражается в способах интеграции членов организации и в методах ее взаимодействия с внешней средой. Организационная культура формирует определенный стиль взаимодействия членов организации с постоянно изменяющейся внешней средой, позволяющей организации выжить и/или развиваться.[24.С.86]
Организационная культура представляет собой постоянно развивающийся и совершенствующийся социальный феномен. Она существует и трансформируется под влиянием многих факторов, которые обуславливают спонтанность изменения черт и доминирующих элементов. Единственным фактором, в рамках которого удается сознательно воздействовать на развитие организационной культуры, является лидерство.[14.С.36] Лидерство можно, прежде всего, воспринимать как процесс совершенствования организационной культуры, позволяющий развивать такие элементы, которые в своей совокупности будут обеспечивать эффективную деятельность организации по реализации стратегических целей. Если нет заботы о повышении эффективности организационной деятельности, то воздействие лидера на организационную культуру теряет смысл. С учетом вышеупомянутой роли лидера его задачами являются:
Существование связи между организационной культурой и степенью эффективности организационной деятельности отмечали многие исследователи. Специалисты Мичиганской бизнес школы разработали модель организационных культур и их эффективности. Эта модель основана на взаимосвязи организационной культуры с определенной моделью управленческого лидерства [рис.2.1].
Тип культуры: клановая Тип культуры: Адхократическая
Тип культуры: иерархическая Тип культуры: рыночная
Рис. 2.1 Модель взаимосвязи культуры с лидерством
В соответствии с измерениями «гибкость/
Каждый тип организационной
культуры определяет критерии эффективности
организационной деятельности и
стиль управленческого
Сильными сторонами клановой культуры
можно считать способность
В организациях этого типа, как правило, востребованы лидеры, выполняющие роли покровителя, мотиватора, воспитателя и наставника.
Критериями эффективности
Для Адхократической организационной культуры характерны динамизм, предпринимательство и творчество. Представители данной культуры готовы рисковать ради возможности удовлетворить свои потребности и реализовать свои цели. Они проявляют готовность к переменам и стойко принимают вызов. Данный тип организации в перспективе нацелен на дальнейшее развитие и получение новых ресурсов.[23.С.60]
Сильными сторонами
В организации этого типа, как
правило, лидер выступает в роли
новатора, предпринимателя и стратега,
определяющего новые
Критериями эффективности
Организация с иерархической культурой
более ориентирована на поддержание
внутреннего порядка и
Информация о работе Теории лидерства и управление организацией