Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексный анализ и сравнение существующих теорий лидерства, а также роль лидера в управлении организацией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определение понятия «лидерство»;
определение существующих основных теорий о лидерстве;
классификация основных современных теорий лидерства;
роль лидера в управлении организацией.
Сильными сторонами
В подобных организациях лидеры выполняют функции координатора, организатора, аналитика и наставника.
Критериями эффективности
Рыночная организационная
Сильные стороны рыночной организационной культуры – способность менеджмента добиваться ясности целей и планирования деятельности по их результативному достижению; продуктивность деятельности. Для этой организационной культуры характерны следующие особенности управления:
Здесь лидеры выполняют роли инициатора генератора, надсмотрщика.
Критериями эффективности
Ни одна из выявленных моделей организационной культуры не является эффективной (или неэффективной) при всех обстоятельствах. Если лидеры компетентны в использовании сильных сторон доминирующей организационной культуры и в минимизации ее деструктивного потенциала, то деятельность организации становится эффективной.
Четыре вида организационной культуры
воплощают «чистые» типы, которые
редко встречаются в реальной
жизни. Как правило, всякая организация
характеризуется уникальной комбинацией
элементов каждого типа культуры.
Для успешного функционирования
организации должны быть не только
более или менее гибкими, но и
стабильными; их руководителям нужно
принимать в расчет внешние обстоятельства
и внутренние условия. В зависимости
от конкретных целей и задач деятельности,
особенностей среды и членов организации
развиваются специфические
В том случае, если среди представителей менеджмента нет лидеров, которые уделяли бы серьезное внимание утверждению и развитию определенной организационной культуры с присущими ей ценностями, организация неизбежно будет функционировать неэффективно. Отсутствие или недостаток внимания к развитию организационной культуры приводят к следующим тенденциям:
2.3 Роль лидера в управлении персоналом
Как уже отмечалось выше, любая организация – это совокупность стабильных социальных групп. Формирование этих групп осуществляется как на основе структурных и функциональных особенностей организации, так и на основе общности черт и интересов индивидов, которые собираются в группы для совместного решения общих проблем. Формальные и неформальные группы замысловатым образом переплетаются, образуя живой и единый организм конкретной организации.
Энергия этих групп может быть как
созидательной, так и разрушительной.
Она может быть сфокусирована
в едином направлении, но может также
быть направлена на противоречивые цели,
в результате чего распыляются организационные
ресурсы, что в итоге понижает
степень эффективности
Компетентный менеджер способен организовать
эффективную деятельность формальных
групп и управлять ею. Неформальный
лидер может создать и
В каждой группе существует совокупность
проблем, связанных с групповой
динамикой. Групповая динамика –
это очень сложный и
Процессы групповой динамики закономерны
для любой группы и организации
вне зависимости от ее численности,
характера и особенностей лидерства.
Лидер может осуществлять свою деятельность
с учетом особенностей групповых
процессов или игнорировать их. В
последнем случае он закономерно
отказывается от наиболее эффективного
способа решения стоящих перед
ним задач. Только управляя процессами
групповой динамики на всех уровнях,
формальный лидер обеспечивает возможности
эффективной групповой
Групповая динамика непосредственно связана со стадиями группового развития. Специалисты выделяют четыре стадии развития группы, каждая из которых имеет свои особенности, определяя способность группы решать стоящие перед ней задачи.[10.С.64] Таковыми являются:
Каждая стадия характеризуется особенностью факторов, вызывающих доминирующее влияние на поведение индивидов и развитие группы. К этим факторам относят индивидуальные потребности, ожидания группы и потребности конкретного задания.
На первой стадии группового развития пока еще разрозненные индивиды обмениваются идеями и другой информацией относительно того, что им предстоит сделать. Стадия формирования группы характеризуется доминированием индивидуальных мотивов поведения. Выявляя суть задания, свою роль в его выполнении и место в группе, члены группы ориентированы на личные потребности, они заинтересованы в прояснении системы положительного и отрицательного подкрепления их предстоящей деятельности.[21.С.111]
На этой стадии группа представляет
собой конгломерат индивидов, которые
по-разному относятся к факту
необходимости участия в
Тем не менее, несмотря на все разнообразие отношений к группе и своему членству в ней, все индивиды испытывают потребность в конкретизации задания, своей роли в его выполнении, согласовании деятельности с другими членами группы и оформлении отношений лидерства.[15.С.117]
Потребность в лидерстве и руководстве становится общей для всех членов группы на первой стадии ее создания. Поэтому управленческий лидер на этой стадии должен:
Стадия взрыва недовольства, к сожалению, является обязательным элементом группового развития. Степень недовольства и продолжительность этой стадии могут варьироваться. Процесс обмена информацией между членами группы относительно их ожиданий и представлений по поводу групповой деятельности объективно характеризуется определенным несогласием друг с другом.[13.С.55] Это несогласие обусловлено различиями в уровне профессионализма, личностных амбиций, индивидуальной силы и влияния, а также различиями в представлениях о цели задания и способах его выполнения.
Индивидуальные представления
членов группы относительно их роли и
влияния, а также о характере
групповой деятельности не сбываются.
Мало того, усилия группы сконцентрированы
на борьбе за власть и влияние в
группе, а не на выполнении задания.
Расхождение между
Его поведение и деятельность по установлению целей и задач, а также по управлению группой подвергаются критике. В этой ситуации, если лидер проявит неуверенность и, признавая законность критики, принимает обвинения в свой адрес, меняя тактику или задачи группы по выполнению задания, то он неизбежно теряет авторитет и влияние в группе. Одновременно происходит возврат группы к первой стадии своего развития.
Если лидер продолжает контролировать ситуацию, последовательно осуществляя воздействие на членов группы (дабы прояснить их индивидуальные роли и задачи, а также согласовать групповую деятельность), то постепенно атмосфера в коллективе начинает меняться по мере сближения мнений и проявления готовности членов группы к компромиссам.[17.С.88] Задачами управленческого лидера на этой стадии развития группы являются:
Конфликты и проявления индивидуальных мотивов подводят членов группы к пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная ответственность членов за конечный результат групповой деятельности. В этой ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе.[20.С.87]
Группы постепенно переключаются с проблем групповой динамики на проблемы выполнения задания. В этой связи перед формальным лидером возникают следующие задачи:
Информация о работе Теории лидерства и управление организацией