Теории лидерства и управление организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – комплексный анализ и сравнение существующих теорий лидерства, а также роль лидера в управлении организацией.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определение понятия «лидерство»;
определение существующих основных теорий о лидерстве;
классификация основных современных теорий лидерства;
роль лидера в управлении организацией.

Работа содержит 1 файл

курсовая перед..docx

— 93.30 Кб (Скачать)

Лидерство в условиях групповой  динамики и его эффективность  определяется способностями лидера воспринять и удовлетворить специфические  потребности группы на каждой стадии и выбрать стиль воздействия (модели поведения) в соответствии с готовностью  членов группы подчиниться и выполнить  задание.[24.С.74] Эффективная групповая деятельность возможна лишь при гармоничном сочетании индивидуальных и групповых потребностей с обеспечением необходимых условий для выполнения задания.

Даже небольшой опыт работы позволяет лидеру заметить различия подчиненных в проявлении склонности к определенному типу задания  и реакции на усилия руководителя по контролю и обеспечению обратной связи.[25.С.76] Специалисты выделяют два разных типа подчиненных:

  • подчиненных, ориентированных на цель;
  • подчиненных, ориентированных на задание.

Сотрудник, относящийся к  первому типу подчиненного, предпочитает совместно с лидером прояснить  конечную цель, свои ресурсы и возможности (полномочия и ответственность) и  оставляет за собой право самостоятельно доработать план мероприятий по выполнению задания.[23.С.174] Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно изменяющейся среды и воспринимает себя как агента перемен.

Подчиненный второго типа предпочитает получить от управленческого  лидера детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения, описание ресурсов и т. д. Он комфортно  ощущает себя в стабильной обстановке, при устоявшихся правилах и процедурах [табл.2.1].

                                                                                             Таблица 2.1

  Типы подчинённых  и особенности управления: 

подчиненным, ориентированным  на цель


  • Демонстрировать  статус и власть
  • Предоставлять право свободного графика работы
  • Находить обратную связь и проводить оценки деятельности подчиненного по результатам работы
  • Обеспечить материальное стимулирование и выработать критерий оценки эффективного достижения цели
  • Поручать задания, требующие творческого подхода и самостоятельности
  • Дать право на ошибку

 

подчиненным, ориентированным  на задание


  • Избегать подчеркивания статуса и власти
  • Обеспечить нормированный рабочий день
  • Демонстрировать одобрение индивидуальных усилий по работе над заданием
  • Дать ясные критерии стимулирования, разработать систему материального и нематериального поощрения за выполнение задания
  • Поручать рутинную работу, не предполагающую инновационные решения
  • Обеспечить обсуждение деталей выполнения задания

 

Каждый тип подчиненного требует от лидера специфического подхода  для максимально эффективного использования  индивидуального потенциала любого сотрудника.[21.С.28]

Если лидер не предпринимал специальных мер по отбору персонала, отвечающего определенным требованиям, то, скорее всего, в составе группы будут представители обоих типов подчиненных.[17.С.53] В данном случае эффективность лидера и групповой работы будут определяться тем, в какой степени он способен обеспечивать лидерство всеми типами подчиненных. Ведь основная проблема лидерства – поддержание консенсуса и единства группы на основе общей цели и групповых ценностей.

   В результате взаимодействия  членов организации закономерно  возникают 

противоречия и конфликты. Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия двух и более индивидов, между которыми возникло какое-либо противоречие.

В зависимости от характера  конфликта, мотивов участников и  влияния, которое он оказывает на организационную деятельность, определяется роль управленческого лидера в его урегулировании. Лидер может исполнять роль посредника между противоборствующими сторонами или судьи.

В первом случае он сосредотачивает  свои усилия и усилия других конструктивно  настроенных членов организации  на сближении позиций сторон, достижении согласия по спорным вопросам. Лидер  вмешивается в конфликт или переговоры с целью оказать помощь в достижении оптимального решения по предмету конфликта.[20.С.17]

Во втором случае лидер, опираясь на статусную власть и/или власть личностного авторитета, оценивает  ситуацию и принимает решение  о прекращении конфликта конкретным способом. Он выносит окончательное  решение об оценке действий участников и мерах по стимулированию (отрицательному и положительному) поведения заинтересованных сторон.

Важность лидерства в  организации трудно переоценить. Лидер  это очень важная фигура. Именно он способен без принуждения повести  людей за собой для достижения общей цели. Лидер способен вдохновить людей так, чтобы от выполнения их работы они получали удовольствие. Организации, в которых нет лидеров, значительно отличаются и отстают от тех, где они есть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главной целью  курсовой работы было комплексный анализ и сравнение существующих теорий лидерства, а также роль лидера в  управлении организацией.            

  Определением понятия лидерства является искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных результатов.

         Совокупность различных теорий лидерства позволяет увидеть разнообразные стороны этого феномена. Рассмотренные теории в той или иной степени объясняют, почему  лишь определённые люди становятся лидерами.

         Важность лидерства в организации очень велика. Именно лидер способен вдохновить людей так, чтобы от выполнения их работы они получали удовольствие.

         Современная теория менеджмента уделяет повышенное внимание вопросам лидерства в организации. Лидер выполняет множество социальных ролей, каждая из которых требует наличия конкретных знаний, навыков. Среди проблем, находящихся в компетенции лидера, основными являются: утверждение и развитие определенного типа организационной культуры; построение эффективной коммуникации в организации; формирование рабочих групп и управление ими; управление конфликтами; построение коалиций и развитие партнерских отношений. Эффективность управления непосредственно связана с оптимальным использованием ресурсов организации при решении насущных проблем. В стабильной ситуации эффективность функционирования организации может быть обеспечена менеджментом без учета отношений лидерства. Но в нестабильных условиях, требующей от организации постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми обстоятельствами и запросами, эффективность организационной деятельности зависит от потенциала лидерства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. М. 2001.
  2. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. Л. 1989.
  3. Кравченко А. И. История менеджмента. М. 2002.
  4. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М. 1993.
  5. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. Л. 1973.
  6. Пугачев В. П. Руководство персоналом организации. М. 2002.
  7. Руководитель, коллектив, личность. Ред. К. Ладензак. М. 1974.
  8. Шорин В. Г., Попов Г. Х., Горячев Г. Д. Стиль работы руководителя. М. 1976.
  9. Яхонтова Е. С. Эффективность управленческого лидерства. М. 2002.
  10. Дюжердиль Р. Управление человеческими ресурсами. Маркетинг. №3 1996.
  11. Калашникова Л., Лайфуров С. Стиль и методы управления в современном бизнесе. Служба кадров. №10 2002.
  12. Кретов Б. И. Типология лидерства. Социально-гуманитарные знания. №3 2000.
  13. Леонова А.А. Управление персоналом: искусство или наука? Деньги и кредит. №9 1998.
  14. Смольков В. Г. Сущность и типология социального лидерства.

         15. Альберт М, Основы менеджмента/ М Альберт. - М.: Дело, - 2002 – 544с.

         16. Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа. // Социс. – 2005. №12. – с. 57-64.

        17. Вебер М. Основные понятия стратификации // Кравченко А.И. Социология М.Вебера. - М., - 1997. – 542с.

          18. Вершигора Е.Е. Менеджмент/ Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 283с.

         19.   Веснин В.Р. Основы менеджмента/ В.Р. Веснин. – М. - 2003. - 480с.

          20. Виханский О.С., Наумов A.JI. Менеджмент.-  М.: Гардарики,- 2005. - 264с.

          21. Дункан Д.У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. М. - 2006. – 682с.

         22. Карпов А.В. Психология менеджмента. – Москва: Гардарики, - 1999. – 584 с.

         23. Менеджмент организации/ под ред. Румянцевой З.П., Саломатина Н.А.. и др. – М.: ИНФРА-М. – 2005. – 432с.

        24. Менеджмент. / под общ. ред. М.П. Переверзева.-  М., - 2002. - 288 с.

        25  .Мильнер Б.З. Теория организации/ Б.З. Мильнер. - М. - 2003. - 558с.

 


Информация о работе Теории лидерства и управление организацией