Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:43, курсовая работа
Под адаптацией в рабочей сфере понимается процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. То есть, процесс адаптации новых сотрудников - это стандарт мероприятий, которые компания предлагает пройти новому работнику для освоения навыков, необходимых в решении рабочих задач, знакомства с корпоративной культурой и максимально быстрого вхождения в коллектив.
Одним из эффективных способов передачи профессионального опыта является наставничество, грамотная организация которого снимает множество проблем, возникающих на этапе адаптации новых сотрудников. Данный метод позволяет достаточно быстро преодолеть разрыв между обучением персонала и применением полученных навыков в реальной работе на предприятии.
В ЦБС разработана технология наставничества, которая регламентирует адаптационный период нового работника. Кроме этого, наставничество позволяет включить в адаптационный процесс опытных сотрудников предприятия, сократить материальные, временные и моральные затраты, достигнуть необходимой эффективности работы нового сотрудника в наиболее короткий срок.
Наставником может быть назначен сотрудник:
1. имеющий достаточный опыт работы (не менее года)
2. обладающий высокими профессиональными качествами;
3. имеющий стабильные показатели в работе;
4. располагающий способностью и готовностью делиться своим опытом;
5. обладающий коммуникативными навыками и гибкостью в общении;
За одним наставником может быть закреплено не более 2 сотрудников (стажеров). Назначение осуществляется по предварительному согласованию с предполагаемым наставником.
Для того чтобы процесс адаптации новичков проходил максимально эффективно, разработаны два варианта материального вознаграждения наставников, при этом учитывается напряженность и интенсивность их работы в зависимости от специфики видов деятельности на предприятии.
Процесс адаптации сотрудников и наставничество способствуют формированию у новых сотрудников таких качеств, как чувство причастности к делам других подразделений и компании в целом, правильное понимание задач и должностных обязанностей, своей роли в команде, заинтересованность всего кадрового состава в жизнедеятельности компании.
Основные задачи наставничества в ЦБС:
1. Регламентация
адаптационного процесса нового
работника. Для нового сотрудника
разрабатывается «План работы
сотрудника на время адаптации»
(Приложение 1), который позволяет
упорядочить мероприятия по
2. Регламентация включенности в адаптационный процесс опытных сотрудников предприятия. В соответствии с «Планом» за каждое мероприятие отвечает наиболее компетентный профильный сотрудник, который должен ознакомить новичка с тем или иным процессом.
3. Сокращение материальных, временных и моральных затрат предприятия. «План работы сотрудника на время адаптации» позволяет установить новые контакты и связи и ускоряет изучение материала.
4. Достижение необходимой эффективности работы нового сотрудника в наиболее короткий срок. Оптимальное приспособление сотрудника и организации друг к другу происходит при участии в адаптации нового сотрудника наиболее компетентных и ответственных работников предприятия.
Процесс адаптации на предприятии включает три этапа:
1. психологическая адаптация;
2. профессиональная адаптация;
3. подведение итогов адаптации и проведение экзамена.
Социально-психологическая адаптация. На этом этапе новичок адаптируется к коллективу, требованиям организации и существующим в ней нормам.
Наставник знакомит нового сотрудника:
- с должностной инструкцией;
- Трудовым договором;
- инструкцией по технике безопасности;
- кратким описанием структуры предприятия;
- Правилами внутреннего трудового распорядка;
- Положением о персонале;
- расположением кабинетов и цехов;
- системой оплаты труда;
- сотрудниками предприятия.
На этом этапе у
каждого сотрудника есть
Профессиональная адаптация. На втором этапе выполняется намеченный для новичка план мероприятий, ответственные лица проставляют отметки в «Плане работы сотрудника на время адаптации». Профессиональная адаптация сотрудника выражается в овладении им специальностью, профессиональными навыками.
По завершении выполнения
всех мероприятий и истечении
срока адаптационного периода
наставник представляет в
В случае получения
Наставник сдает «Отзыв» в службу персонала в указанный срок и в графе «рекомендации» отмечает уровень готовности молодого специалиста.
Подведение итогов
адаптации. До проведения
- о возможности проведения экзамена и о снятии испытательного срока;
- о дальнейшей профессиональной подготовке;
- о несоответствии работника ввиду неудовлетворительного завершения периода адаптации.
При вынесении решения о проведении экзамена служба персонала формирует экзаменационную комиссию, в которую обычно входят:
- наставник;
- начальник отдела, в
котором стажируется новый
- руководитель или специалист службы персонала;
- руководитель предприятия.
Помимо списка комиссии
служба персонала совместно
с начальником отдела или
По завершении экзамена решение комиссии вносится в бланк «Заключение по результатам оценки профессиональных знаний»
В случае неудовлетворительного
результата экзамена или при отрицательном
«Отзыве» наставника новому сотруднику
предлагают увольнение по собственному
желанию или как не выдержавшему
испытательный срок. При успешном
же результате новый сотрудник утверждается
в должности и его
Все полученные материалы передаются в службу персонала для формирования личного дела нового сотрудника.
Система мероприятий по введению новых сотрудников в должность, поощрение наставничества и ознакомление всего кадрового состава с материалами идеологического содержания - это неотъемлемая часть технологии адаптации, отражение корпоративной культуры предприятия.
Заключение
Управление
процессом адаптации – это
активное воздействие на
Список используемой литературы.
1. Бавыкин В. Новый менеджмент.
Управление предприятием на
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. -М.: изд."Мастерство",2002
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала.- М.,2004
4. Виханский О. С.
5. Грачёв М. В. Управление
трудом (теория и практика
6. Грачёв М. В.. Суперкадры:
Управление персоналом в
7. Зайцев Г. Г., Файбушевич
С. И. Управление кадрами на
предприятии: персональный
8. Иванцевич Дж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. - М.: Дело, 2003.
9. Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Формирование системы управления персоналом. - М.: ГАУ, 2000.
10. Коханов Е.Ф. Отбор
персонала и введение в
11. Маслов Е.В. Управление
персоналом предприятия:
12. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1996.
13. Основы управления персоналом. Под ред. Генкина Б. М. - М.: Высшая школа, 2001.
14. Питерс Т., Уотерман
Р. В поисках эффективного
15. Травин, Дятлов. Основы кадрового менеджмента. - М.: изд."Дело",1997
Интернет-ссылки
1. http://www.iworker.ru/lesson/
2. http://www.hr-portal.ru/node/
3. http://www.uprav.biz/
4. http://www.hr-portal.ru/node/
5. http://www.intalev.ru/
6. http://pridumay.com/86.html