Анализ и прогноз конъюнктуры авторынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Цель любого рыночного исследования состоит в оценке существующей рыночной ситуации (конъюнктуры) и разработке прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенностей товара (товаров), характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных, а также в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию.

Содержание

Введение 2
1Теоретические основы анализа и прогноза конъюнктуры авторынка 4
1.1Понятие и сущность конъюнктуры авторынка 4
1.2Анализ и прогноз конъюнктуры авторынка 7
1.3Цели и задачи анализа и прогноза авторынка 13
2 Проведение прогнозирования и анализа сегмента авторынка 16
2.1Методы анализа рынка 16
2.2Прогноз и анализ сегмента автомобильного рынка 20
2.3Результаты прогнозирования 28
3Рекомендации по совершенствованию 33
3.1Выбор метода для анализа и прогноза конъюктуры авторынка 33
3.2Проведение расчётов 37
3.3Совершенствование конъюктуры авторынка 38
Заключение 40
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Херня.docx

— 179.71 Кб (Скачать)

     Товарные  запасы чутко реагируют на любые  изменения соотношения спроса и  предложения. Превышение спроса над  предложением вызывает сокращение товарных запасов, а превышение предложения  над спросом (или их качественное несоответствие) тут же сопровождается ростом товарных запасов (затовариванием). Сбалансированность спроса и предложения  является необходимым условием стабильности товарных рынков. Товарные запасы в  данном случае выполняют функцию  индикатора конъюнктуры рынка.

         Важным элементом конъюнктурного  анализа является анализ тенденций  развития рыночной конъюнктуры.  Тенденция развития рынка –  это экономическое и статистическое  понятие, характеризующее закономерность  изменения его основных параметров  во времени. Сущность анализа  заключается в определении количественных  оценок и моделей динамики  рынка, характеризующие изменения  рыночной ситуации: растущий/развивающийся  рынок, стабильный (развитый) рынок,  сокращающийся рынок.

         Для определения вектора и  скорости развития рынка строятся  динамические ряды показателей, характеризующих основные параметры рынка, а затем исчисляются темпы прироста. Тенденции развития рынка определяются на основе анализа изменения основных своих показателей (поставки, продажи, цены). Визуально рассматриваются динамические ряды или их графические изображения (диаграммы), и на этой основе дается описательная характеристика тенденций.

         Для динамического развития рынка  характерно явление цикличности,  то- есть повторяемости тенденций  и интенсивности развития. Это  явление обусловлено как внешними  факторами, так и глубинными, внутренними  свойствами рынка. Различают внутригодовую,  сезонную цикличность и экономическую  цикличность, охватывающую несколько  лет, и отражающая закономерности  действия рыночного механизма.  Цикличность рынка – это регулярно  повторяющиеся во времени изменения  уровня, вектора, скорости и характера  его развития.

        Сезонная цикличность обусловлена  сезонностью сельскохозяйственного  производства и сезонно-климатическими  изменениями потребностей потребителей. Простейшим способом выявлений  сезонных колебаний служит расчет  индекса сезонности, который определяется  как отношение каждого уровня  к соответствующей средней величине, исчисленной за год, или за  несколько лет. Индекс сезонности  показывает фактические колебания  параметров рынка, соответствующие  определенным сезонам.

        Вторым видом цикличности рынка  является экономическая цикличность.  Согласно экономической теории  в своем развитии рынок проходит  ряд циклов, сменяющих друг друга  по принципу: подъем – спад  – подъем и т.д. Подъем рынка  приводит к его перенасыщению,  кризису сбыта (перепроизводства), его сменяет депрессия, снижение  деловой активности, спад, который  постепенно переходит в оживление  и подъем рынка. Методика выявления  цикличности рынка включает следующие  принципиальные операции: на первом  этапе отбираются параметры рынка,  проявляющие наибольшие колебания, и строятся их динамические ряды или их графические изображения (диаграммы). Анализ, которых позволяет сделать выводы об изменении основных рыночных процессов и их движении по фазам экономических циклов.

        Принятие эффективных коммерческих  решений основывается не только  на анализе текущей конъюнктуры,  но и на прогнозе ее дальнейшего  изменения. Прогноз рынка это  научное предвидение перспектив  развития спроса, товарного предложения,  цен, выполненное в рамках определенной  методики, на основе достоверной  информации, с оценкой его возможной  ошибки. Выделяют группы прогнозов,  основой которых являются: экстраполяция  ряда динамики, интерполяция ряда  динамики, расчет коэффициентов  эластичности спроса, цен и товарного  предложения, экономико-математическое  моделирование, структурное моделирование,  экспертные оценки, аналогия.

        Прогнозирование элементов рынка  методом экстраполяции динамических  рядов это перенос закономерностей  и тенденций из  прошлого на  будущее. Технический метод экстраполяции  заключается в продлении текущего  динамического ряда спроса, товарного  предложения или цен на определенную  перспективу. При этом предполагается, что все факторы, определяющие  изменения того или иного элемента  рынка неизменны во времени.  Когда такое предположение оправдывается,  экстраполяция дает достаточно  точные прогнозы развития рынка.  Однако если тот или иной  существенный фактор в прогнозируемом  периоде резко изменится, то  ошибка прогноза может быть  достаточно большой. Причем чем  больше период, тем она больше. Поэтому экстраполяция как метод  прогнозирования обычно используется  лишь на краткосрочных интервалах.

         Метод интерполяции динамических  рядов заключается в нахождении  недостающих членов динамического  ряда внутри него. По известным  начальным и конечным уровням  ряда и по установленной взаимозависимости  его членов рассчитывается любой  необходимый уровень. Применение  этого метода связано с необходимостью наличия разработанных норм потребления, достоверным определением года достижения этой нормы, знаниям закономерностей развития динамических рядов потребления. Точность этого метода сравнительно невелика. Поэтому этот метод прогнозирования используют в маркетинге сравнительно редко. Чаще всего его используют для долгосрочного прогнозирования.

             Методы экстраполяции и интерполяции  не учитывают изменения факторов  рынка во времени. В то же  время общеизвестно, что спрос,  товарное предложение и цены  зависят от большого числа  факторов. Известно также, что  учесть все факторы при расчетах  перспектив развития рынка невозможно. Метод прогнозирования с помощью  расчетов коэффициентов эластичности  спроса заключается в выборе  главных, определяющих факторов  рынка и измерений их влияния  на тот или иной элемент  рынка.

             Эластичностью называется способность  спроса меняться под влиянием  изменений, какого – либо фактора.  Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится  спрос при изменении величины  фактора на 1%.

              Как уже было сказано ранее,  элементы рынка зависят от  большого числа факторов, которые  влияют на них разнонаправлено.  Более того, эти факторы образуют  системные комплексы, что требует  системного подхода при анализе  и прогнозировании. Учесть одновременно  влияние многих факторов во  всем их многообразии, разнонаправленности  действия и неодинаковости воздействия  позволяют экономико-математические  модели.

             Экономико-математическая модель  представляет собой многофакторное, регрессионное уравнение, которое  описывает зависимость исследуемой  характеристики рынка, от нескольких  факторов одновременно. Этот метод  прогнозирования является наиболее  точным, но и самым трудоемким. Поэтому его использование оправдано,  если имеется возможность все  расчеты производить на ЭВМ.

             В практике маркетинга не редки  случаи, когда базисной информации о рынке либо нет, либо она не заслуживает доверия. Это бывает на рынке новых товаров, когда базисная информация не успела сформироваться, или на рынках традиционных товаров, которые долгое время не исследовались. В этих случаях для прогнозирования может быть использован метод экспертных оценок. Он основан на опросе экспертов – достаточно компетентных специалистов. Его суть состоит в том, что каждый из экспертов высказывает свою субъективную точку зрения о перспективах рынка, основываясь на собственном опыте и своем видении проблемы. Полученные от экспертов оценки усредняются, чем достигается объективность экспертизы в целом. При каждой экспертизе рассчитывается степень согласованности мнений экспертов по отношению к средней оценке прогноза, которая выражается в процентах. Обычно считается, что если степень согласованности мнений экспертов превышает 50%, то экспертизе можно доверять.

         Когда о прогнозируемом явлении  или о его динамике мало  что известно, оценка перспектив  его развития может быть осуществлена  методом аналогии. Под аналогией  понимается перенос знаний об  одном предмете или явлении  на другой предмет или явление.  Этот метод прогнозирования является  только оценочным. Он применяется  в тех случаях, когда базисной  информации о развитии рынка  нет, а времени на применение  какого – либо более точного  метода прогнозирования не достаточно.

1.3 Цели  и задачи анализа и прогноза  конъюнктуры авторынка

     Смысл и цели изучения рынка

     Изучение  рынка (маркетинговые исследования) стали использоваться в России в  качестве основы принятия решения предприятиями  с середины 80-х годов. Упрощение  процедуры исследований и повышение  их эффективности сделало их очень  популярными в последние годы. Но именно поэтому порой за прекрасно  исполненном по форме исследовании, скрывается искусственно навязанная гипотеза, небрежно собранные данные и нечетко  сформулированные цели.

     Маркетинговые исследования представляют собой вид  социальной технологии,  направленной на обнаружение эффективных средств  управления рынком на основе объективного понимания ситуации на нем. В настоящее  время достаточно просто составить  данные по многочисленным образцам и  обработать их на компьютере с помощью  прогрессивных методов анализа. Однако, на самом деле важно то,  какую роль играют исследования в  повседневной деятельности предприятия, как они используются?

     Маркетинг представляет собой одну из областей опытной науки, и особое внимание в нём должно уделяться реальности, воспринимаемой в опыте. Необходимо понимание также того, каким образом  получена эта опытная реальность. Надо быть очень осторожным, чтобы  не допускать произвольной трактовки  реальности, злоупотребляя значением  теории.

     Производство - сбыт - обращение - покупка - потребление  должны рассматриваться не отдельно друг от друга, а во взаимосвязи как  единая система бизнеса. Рынок, как  категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного  обмена и выражающая экономические  отношения между производителем (продавцом) и Потребителями (Покупателями), олицетворяющими соответственно предложение  и спрос, является важнейшим составным  фактором этой маркетинговой системы  .

     Цели  изучения рынка концентрируются  на двух главных моментах:

     - анализе ситуации внутри и  вне предприятия, прогноз возможных  изменений и на этой основе  выработка управленческой стратегии;

     - поиске критериев для принятия  управленческих решений, проверка  и подтверждение гипотезы поведения  предприятия на рынке.

     Задачей изучения рынка должна быть не просто структура технологии изучения, а  поиск методов для решения  насущных для предприятия проблем. В качестве предпосылки здесь  выступает не техника проведения, а получение ответов на вопросы  “для чего это нужно?” и “что является проблемой?”.

     В последнее время упростилось  использование компьютеров, поэтому  появилась тенденция видеть всё  только с количественной точки зрения. Зачастую считают, что количественный  подход более прогрессивен и точен, однако это не так. Цифры должны использоваться только там, где это необходимо. Главное правильно интерпретировать смысл полученных на основе анализа результатов.  Для этого до начала исследования перед сотрудниками или сторонними организациями, которым поручается осуществлять маркетинговое исследование, должны быть конкретно сформулированы его цели и задачи, а также перечень вопросов, на которые необходимо получить ответ.

     Практически любой анализ рынка должен дать ответ  на очень простой вопрос: “Сможем  ли мы успешно, т.е. с прибылью обменять свою продукцию на адекватную сумму  денег или другую продукцию?”.

Информация о работе Анализ и прогноз конъюнктуры авторынка