Анализ конкурентной среды и портфеля производимой продукции ОАО «Николаевский маслодельный комбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:02, реферат

Описание работы

1.Анализ макроокружения. 2. Анализ стадий жизненного цикла.

Работа содержит 1 файл

portfelq.doc

— 263.00 Кб (Скачать)
 

       Таблица 3.8 - Исходные данные для построения матрицы БКГ

№ Продукции 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Показатель
Темп  роста рынка 1,27 0,8 1,04 0,91 0,75 0,61 1,19 0,8 0,83 0,53 1,61
Относительная доля рынка 0,4 0,13 1,0 0,45 0,8 0,44 0,63 1,07 0,8 0,53 1,2
Доля  продукции в общем объеме реализации, % 11,4 1,28 57,35 10,27 7,06 4,03 2,39 1,28 2,45 1,13 1,32

       Далее по результатам таблицы 3.8 строится матрица БКГ. В качестве масштаба оценки отдельных видов продукции (средние значения в матрице) применяются: средний индекс темпов роста рынка, равный единице, т.е. объем продаж постоянен, и относительная доля рынка – средняя величина в диапазоне от минимального до максимального значения относительной доли на рынке. Диаметр круга для изображения продукта выбирается пропорционально доле объема продукции в общем объеме реализации предприятия. Анализ положения СЕБ сделан по последним результатам, т.к. необходимо принять стратегическое решение. 

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   

       Рисунок 3.1 – Матрица БКГ

       В соответствии с построенной матрицей видно, что портфель продукции предприятия сбалансирован не полностью. Налицо отставание предприятия от конкурентов и существенное несоответствие требованиям рынка. Практически вся продукция предприятия находится в нижнем левом секторе матрицы БКГ, что говорит о низких перспективах для данных групп продукции (сектор «дойные коровы», «проблемы»). Но спрос на эту продукцию на рынке достаточно стабилен, т. е. необходимо найти возможность для перехода в другой сектор («дойные коровы»), поскольку доля данной продукции в общем объеме производства высока. Неблагоприятная картина сложилась в связи с тяжелым положением предприятия в области снабжения сырьем. Общей рекомендацией предприятию будет снижение издержек по производимой продукции, возможное перераспределение сырья в наиболее рентабельные производства, общее перепрофилирование производства.   

    Таблица 3.9 - Вариант продуктовой стратегии  предприятия       

Сегмент № вида продукции

Стратегия

«Вопросительные знаки» 1,10 За счет инвестиций провести дополнительные исследования и решить или убрать из продуктового портфеля продукт №10 или увеличить долю рынка продукта №1
«Звезды» 4,7,8 Увеличить объем  реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций
«Дойные коровы» 3,4,5,9 Увеличить объем  реализации продукта№ 4. Поддерживать продукт №3. Избыток денежных средств направить на поддержание продукта №5,9
«Собаки» 2,6 Перевести сырье  в другие СЕБ из продукта №2, по продукту №6 за счет дифференциации продукции укрепить позиции, перевести в «вопросительные знаки»

       Так же в анализе можно использовать классическую модель портфельного анализа: модель ADL.

       Она в  своем развитии,  как правило,  проходит  последовательно четыре стадии: зарождение, рост, зрелость, старение. Так как отдельно взятый вид бизнеса  любого предприятия может находиться на одной из указанных стадий жизненного цикла, следовательно, его нужно анализировать в соответствии именно с этой стадией.

       Каждый  вид бизнеса анализируется отдельно для того, чтобы определить стадию развития соответствующей отрасли и его конкурентное положение внутри нее. Сочетание двух параметров – четыре стадии жизненного цикла производства и пяти конкурентных позиций - и составляют матрицу ADL, состоящую из двадцати ячеек (см. рисунок 3.2).

       Положение конкурентного вида бизнеса указывается  на матрице наряду с другими видами бизнеса предприятия. В зависимости от положения вида бизнеса на матрице предлагается тщательно продуманный набор стратегических решений.

       Базовая концепция модели ADL состоит в том, что портфель  предприятия, определяемый стадией жизненного цикла и конкурентным положением, должен быть сбалансированным. Сбалансированный портфель согласно концепции модели ADL имеет следующие особенности:

       1. Виды бизнеса находятся в различных  стадиях своего жизненного цикла;

       2. Поток денежной наличности положителен  или по крайней мере таков, что обеспечивает равенство суммы денежной наличности, генерируемой зрелыми или стареющими видами бизнеса, и суммы, расходуемой на развитие зарождающихся и растущих видов бизнеса;

       3. Средневзвешенная норма прибыли  на чистые активы по всем  видам бизнеса удовлетворяет  целям предприятия;

       4. Чем больше видов бизнеса, занимающих  ведущее, сильное или благоприятное  (заметное) положение, тем лучше  портфель предприятия. 

  Конкурентное положение

Зарождение

Рост 

Зрелость 

Старение 

Доминирование

Продукт №11

     

Сильная позиция

       

Благоприятная позиция

 

Продукт №8,9

Продукт №1,3

 

Прочная позиция

 

Продукт №7

Продукт №4,5

 

Слабая  позиция

 

Продукт №6,10

 

Продукт №2

Нежизнеспособная позиция

       

       Рисунок 3.2 - Матрица ADL

       Анализ  стадий жизненного цикла:

       1. На матрице видно, что продукция №2 занимает относительное положение на рынке - слабое и имеет стадию жизненного цикла -  старение. Это не прибыльная позиция. Объем производства и реализации снижаются пропорционально, замедление или прекращение спроса возможно через 3-4 года. Чтобы развивать эти продукты, нужно:

  1. сокращать производство и переводить мощности и сырье в другие бизнес-единицы, либо технологически связанные по цепи, либо использующие аналогичное сырье при переработке.

       2. Продукт №1,3 – благоприятная  / зрелость. Данные СЕБ являются  прибыльной позицией. Чистая наличность может браться в заем или может быть производителем чистой наличности. При этом в общем объеме реализации доля СЕБ3 занимает более половины, а доля СЕБ1 составляет более 10%. Для дальнейшей успешной стратегии необходимо продолжать удерживать позиции СЕБ3 на рынке, а также укреплять и развивать СЕБ1. Для этого необходимо в оперативной деятельности проводить следующие мероприятия:

    1. рационализация  системы сбыта,
    1. выйти на новый рынок,
    1. рационализация  продукции,
    1. традиционная  эффективность снижения стоимости.

       Инвестируйте  избирательно или откажитесь от инвестиций

       3.  Продукция №7 – прочное / развитие. Чистая наличность берется в  заем или поток наличности сбалансирован. Естественное развитие или выборочное развитие может быть осуществлено через:

    1. выборочный  поиск своего положения
    1. прямая  интеграция,
    1. проникновение на новые рынки.

       Для доказательства жизнеспособности необходимо:

    1. стремительный поиск своей доли
    1. рационализация  системы сбыта,
    1. наращивание производственных мощностей,
    1. проникновение на новые рынки,
    1. рационализация  рынка,
    1. рационализация  ассортимента продукции.

       Осуществляется  избирательное инвестирование.

       4. Продукция № 4,5 – прочная / зрелость. Прибыльная позиция. Поток  наличности сбалансирован. Выборочное  развитие можно осуществить через:

    1. найти нишу и держаться в ней
    1. рационализация  системы сбыта,
    1. рационализация  продукции,
    1. те же продукты / те же рынки.
    1. минимальное реинвестирование или отказ от инвестирований.

       5. В отношении продуктов№8,9 следует  не только наблюдать за естественным развитием ситуации на рынке и предпочтений потребителей, но также наращивать производственные мощности с целью надежного закрепления на рынке для дальнейшего получения прибыли. Основные усилия должны быть направлены на стимулирование спроса посредством создания имиджа конкретного продукта в сознании потребителя.

       6. Продукт №6,10.  В отношении этих  видов продукции необходимо наращивать  производственные мощности с  прицелом на долгосрочную перспективу,  создания положительного образа у покупателя, поскольку помимо вкусовых качеств данная продукция рекомендована для людей, следящих за состоянием своего здоровья, как для взрослых так и для детей.

       В целом, можно констатировать, что  у предприятия в рамках осуществления предлагаемых мероприятий портфель продукции придет в сбалансированное состояние, когда будет возможность не только держать достигнутые позиции, но и развивать производственные мощности и удовлетворять потребительские предпочтения в зависимости от набора качественных и вкусовых характеристик, на которые особо обращает внимание конечный потребитель.

       Таблица 3.9 - Выбор инвестиционных целей в  зависимости от стратегии предприятия

Стратегия предприятия Проникновение на рынок Увеличение  доли рынка Удержание доли рынка Уход с рынка
Инвестиционная

Стратегия

       
 
Рисковые  кап. вложения

Вложения с  целью поддержания стабильного уровня производства

Вложения с  целью обновления ОПФ

Вложение с  целью увеличения доходов (расширение деятельности - увеличение производственной мощности)

Сокращение инвестиций

+ 
 
 
 
 
 
 

+

 
 
 
 
 
+ 
 
 
 
 

+

 
 
 
 
 
 
 
 
+

Информация о работе Анализ конкурентной среды и портфеля производимой продукции ОАО «Николаевский маслодельный комбинат»