Анализ конкурентной среды и портфеля производимой продукции ОАО «Николаевский маслодельный комбинат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 17:02, реферат

Описание работы

1.Анализ макроокружения. 2. Анализ стадий жизненного цикла.

Работа содержит 1 файл

portfelq.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

       3.2 Анализ конкурентной среды и  портфеля производимой продукции  ОАО «Николаевский маслодельный комбинат»  

       1.Анализ  макроокружения

       1)Конкуренты

       Конкурентами  ОАО «Николаевский маслодельный комбинат» являются потенциальные, то есть производители вне региона, и реальные, находящиеся на территории Волгоградской области. Они представлены ниже в таблице. Из всех конкурентов можно выделить один ОАО «Молочный завод№3 Волгоградский», который и составляет основную конкуренцию анализируемого предприятия. Для утверждения данной точки зрения необходимо сделать конкурентный анализ и выявить основные преимущества и недостатки этих двух производителей.

       Таблица 3.1- Конкуренты ОАО «Николаевский  маслодельный комбинат»

Конкуренты Предприятия
 
Потенциальные
Московские  комбинаты: ОАО Царицынский молочный комбинат, Лианозовский молочный комбинат; Тимашевский молочный завод (Краснодарский край)
Производители аналогичной продукции Молочный завод  №3 «Волгоградский»

ООО «Лагуна»(г.Волжский)

Воронежский молочный комбинат (торговая марка «Вкуснотеево»)

 

       В своей деятельности предприятие  не просто должно идти навстречу потребностям покупателей, но и опережать в этом своих конкурентов. Поэтому проведение исследования конкурентов обязательно на предприятии. Во многих компаниях анализ рыночной конкуренции рассматривается в качестве одной из важнейших задач. Одной из причин повышенного внимания к данной проблеме стало замедление экономического роста, когда на рынках сложилась ситуация, в которой рост компании обеспечивается благодаря победам над конкурентами. Другая причина состоит в том, что в последнее десятилетие государство сокращает свое участие в некоторых отраслях экономики с целью повышения конкуренции. По сути, анализ конкуренции сводится к ответу на вопросы о том, кто являются конкурентами, в чем заключаются их слабые и сильные стороны, какой должна быть стратегия в отношении соперничающих фирм, как следует реагировать на стратегии конкурентов?

       Следующий шаг заключается в том, чтобы  понять цели конкурента и оценить  опасность, которую он представляет для компании. Для этого мы должны оценить сильные и слабые стороны каждого «участника забега» в сравнении с соответствующими возможностями своего завода. Во–первых, следует рассмотреть преимущества и недостатки.

       Таблица 3.2- Преимущества и недостатки ОАО «Николаевский маслодельный комбинат»

        Преимущества     Недостатки
1. Качество производимой продукции

2.Большой  ассортимент продукции

3. Различная  удобная упаковка

4. Стабильная  себестоимость

5. Современное  оборудование

6.Высокая  квалификация специалистов и служащих предприятия

1. Высокая себестоимость  выпускаемой продукции

2. Нестабильность  в производстве из-за нехватки  сырья (молока, сыворотки, упаковочного  материала)

3.  Относительная  удаленность от потребителей продукции (зависит от местоположения завода) 

       Из  анализа видно, что ОАО «Николаевский маслодельный комбинат» обладает достаточно сильными сторонами и возможностями для введения конкурентной борьбы. Основной упор делается на хорошую репутацию у покупателей, высокую квалификацию, что позволяет заводу повысить конкурентоспособность и обеспечить себя от сильного конкурентного давления. Но все же имеются и слабые стороны с вероятностью реализации угрозы. К таким факторам требуется внимательный подход и по возможности их устранение. Так, например, из-за ухудшающей конкурентной позиции и наличии конкурентных недостатков, есть угроза появления новых конкурентов, в связи с чем возрастет конкурентное давление.

       Для того, чтобы  определить какие факторы  в наибольшей степени влияют на положение организации, составляется профиль среды, где оценивается значимость этих факторов. В начале проставляются оценки факторов среды для отрасли, затем для самой организации, работающей в данной отрасли, и в конце определяется как это влияет на предприятие.

       Из  анализа профиля среды видно, что основным фактором, который оказывает  наибольшее позитивное влияние на организацию - это привлечение иностранного инвестора, что может повлечь за собой введение новой технологии и  разработку инноваций на предприятии, при этом снижение цен на сырье и расширение производственной линии, положительно отразятся на негативных качествах среды таких как высокая себестоимость и низкая прибыльность.

       Таблица 3.3 – Профиль среды ОАО «Николаевский  маслодельный комбинат»

Фактор  среды Важность для  отрасли (А) Влияние на организацию      (В) Направленность влияния (С) Степень важности D = A*B*C
1.Расширение  производственной линии 2 3 +1 +6
2.Хорошая  репутация у покупателей 2 1 +1 +2
3.Привлечение  иностранного инвестора 3 3 +1 +9
4.Высокая  себестоимость 2 3 -1 -9
5.Неблагоприятные  демографические изменения 3 0 -1 0
6.Низкая  прибыльность 3 3 -1 -9
7.Снижение  цен на сырье 2 3 +1 +6
8. Рост продаж  замещающего продукта 2 2 -1 -4
9.Возможность  перейти в группу с лучшей стратегией 1 2 -1 -2
10. Конкурентные недостатки 1 2 -1 -2
11.Сильная  зависимость от поставщиков 2 3 -1 -6
12.Возрастающее  конкурентное давление 1 3 - 1 -3
 

       Проведя конкурентный анализ, можно сделать  следующие выводы. Конкурентная среда  ОАО «Николаевский маслодельный комбинат» достаточно сильная. В данном положении нельзя недооценивать даже слабых конкурентов, каковыми являются для анализируемого предприятия ОАО «Царицынский молочный комбинат» город Москва, Тимашевский комбинат Краснодарский край, ОАО «Лагуна», «Молочный завод №3» Волгоградский. Наше предприятие, обладая преимущественно сильными сторонами с возможностями их реализации, придерживается стратегии концентрированного роста (ограниченного). Предприятие пытается развивать рынок молочных продуктов, путем стратегии развития продукта за счет увеличения реализации нового продукта.

       Таблица 3.4 - Оценка возможностей внешней среды  ОАО «Николаевский маслодельный комбинат»

Наименование  аналитических характеристик рынка  (факторов)

Оценка  фактора

Весовой коэффициент (опытный расчет)
1. Размер потенциального рынка

Более 50%

10
От 30 до 50 8
От 15 до 30 6
от 2 до 15 4
2. Динамика роста торговли новым  товаром, определенная в результате теста в год, % - 5 и более 2
менее – 5 3
около 0 4
+5 и  более 7
3. Рыночная перспектива на ближайшие 10 лет очень плохая (- 40% и более) 2
плохая (от – 40% до – 10%) 4
средняя (нет снижения) 5
хорошая (от +10% до +40%) 7
очень хорошая (+40% и выше) 10
4. Наш товар стоит на рынке очень дорого 2
дорого 3
столько, сколько местный марочный 8
столько, сколько местный немарочный 7
дешевле всех 10
5. К нашему товару относятся очень отрицательно 1
с некоторой  предубежденностью 3
отрицательно  только отдельные группы 5
нейтрально 5
положительно 9
6. Потребность в товаре отсутствует у 75% потребителей 1
отсутствует у 50% потребителей 3
отсутствует у 25% потребителей 4
присутствует  у 80% потребителей 9
присутствует  у всех потребителей 10
7. Частота покупок товара в неделю 2-3 раза 10
1 раз  в неделю 9
1 раз  в две недели 6
1 раз  в четыре недели 4
 
8. Отношение к специфическим свойствам товара (внешнему виду, вкусу, запаху) очень неблагоприятное 2
неблагоприятное 3
равнодушное 5
положительное 8
очень хорошее 10
9. Упаковка нужна совершенно новая 2
нужны большие изменения 5
нужна большая доработка 7
вполне  пригодна без изменений 10
10. Ассортимент нашего товара очень большой 10
вполне  приемлемый 9
средний 6
очень маленький 4
11. Реклама и стимулирование спроса широкая реклама товара 10
удовлетворительная  реклама товара 6
плохая  реклама товара 4
реклама товара отсутствует вообще 1
12. Уровень дохода покупателей очень высокий 10
высокий 9
средний 7
низкий 4
очень низкий 2
13. Выбор поставщиков сырьевых ресурсов более 20 10
от 10 до 20 8
от 5 до 10 6
менее 5 3
14. Конкуренция на рынке нашего  товара значительная 4
незначительная 7
вообще  отсутствует 9
15.Государственное  регулирование рынка стабильное 10
редко изменяется 8
изменяется 6
часто изменяется 3
 

       2) Поставщики

       Успех торговых и промышленных фирм во многом зависит от деятельности поставщиков. В начальной фазе развития рынка проблема поиска подходящих поставщиков нередко становится фактором, сдерживающим рост компании. Фирмы, сумевшие эффективно решить на этом этапе вопросы снабжения или провести регрессивную интеграцию, получают существенные конкурентные преимущества. Эффективность реализации компанией рыночных возможностей и инновационного потенциала во многом определяется деятельностью поставщиков.

       Поставщиками  ОАО «Николаевский маслодельный комбинат» являются:

       1) Тара: стеклянная: Уфимский стеклотарный  завод;

             Пюр-пак: ЗАО «Ламбумизделия»;

             Бумага:  ЗАО «Ламбумизделия»;

             Пластмассовые опции: ЗАО «Пластик» г. Волгоград

       2) Молоко: ОАО Племзавод им. 62 Армии

                      ОАО Колхоз им. Ленина, Николаевского  района

                      ООО «Россошинский молочный комбинат»

        3)Закваска: НТИ им. Семашко г.Москва

       ОАО «Николаевский маслодельный комбинат»  имеет сильную зависимость от поставщиков, так как товар поставщиков является важной составляющей бизнеса покупателя (данного завода) и для предприятия издержки переключения на товар другой группы поставщиков оказываются слишком высокими. Обычно диктат поставщиков ослабевает по мере роста рынка. Тем не менее, возможности контроля и влияния на них предоставляют компании-покупателю серьезные конкурентные преимущества. Поэтому анализируемое предприятие намеривается заключить договоров объединение в одной организационно структуре различные  звенья единой производственно-технологической   цепи:   подразделения  по выращиванию коров, их удои и транспортировке молочных продуктов (колхоз, специализированный  на удои коров и их выращивании).

       Объединение указанных звеньев производственно-технологической  цепи в единую организационную структуру позволит обеспечить максимальную  концентрацию усилий на повышении  качества продукции, охватив все стадии  ее производства  и распределения (выращивание коров, удой, транспортировка, переработка, упаковка, доставка к потребителю), снижении производственных  и сбытовых  затрат и получении стабильной прибыли.

Информация о работе Анализ конкурентной среды и портфеля производимой продукции ОАО «Николаевский маслодельный комбинат»